Владельцы веб-сайтов, которые уделяют внимание посещаемости своих ресурсов, заинтересованы в том, чтобы при ключевых запросах поисковые системы показывали ссылки на их ресурсы в числе первых. Методы повышения релевантности* страничек поисковым запросам выходят за рамки данной статьи, однако можно с уверенностью сказать, что повысить свое место в результатах поиска мало — нужно еще и следить за тем, чтобы оно не снизилось со временем. Согласитесь, однако, что регулярно заходить на сайты поисковиков, «скармливать» каждому из них набор интересующих вас запросов и вручную записывать результаты в табличку, чтобы оценить динамику изменений, — неудобно, да и времени отнимает немало. LiveInternet тестирует новый полезный отчет
Очевидно, что это действие вполне можно автоматизировать, и первый шаг в этом направлении сделал недавно сервис статистики интернет-сайтов LiveInternet. В начале ноября 2005 года на нем был в тестовом режиме запущен новый отчет «Контроль позиций в »Яндексе", который к моменту написания этой статьи уже успел перерасти в «Контроль позиций в поисковых системах» (статистика ведется также по поисковикам Rambler, Google и Mail.ru).
Давайте рассмотрим, какую именно информацию могут почерпнуть владельцы сайтов из данного отчета в настоящий момент. «Контроль позиций в поисковых системах» предназначен для качества оценки индексации сайтов в поисковиках
Для каждого из упомянутых поисковиков LiveInternet хранит ежедневную базу популярных запросов (так, для поисковой системы «Яндекс» примерную базу таких запросов можно посмотреть здесь). Наиболее популярные запросы из этой базы пропускаются через соответствующий поисковик при помощи специальных сервисов, которые поисковые системы предоставляют веб-разработчикам (для «Яндекса», в частности, используется Яndex.XML). Ссылки на странички, которые занимают лидирующие позиции в результатах этих запросов — допустим, первые 20 или 40 ссылок, — сохраняются отдельно.
Теперь на основании полученных данных для любого сайта, который хоть раз попал в эти запросы, можно получать отчеты примерно такого вида:
Пример отчета для «Яндекса» |
Для наглядности рассмотрим эту таблицу в качестве примера. Здесь показана статистика, которую выдает отчет «Контроль позиций в »Яндексе" по сайту Hostinfo. Из таблицы видно, что запрос по слову «эпидемия», сделанный в «Яндексе» 21 ноября 2005 года, во второй позиции выдавал ссылку на одну из страниц рассматриваемого сайта. За день до этого, то есть двадцатого числа, страничка с Hostinfo в этом же запросе была третьей. Далее вспомним, какие именно запросы рассматриваются в этом отчете: речь идет о популярных запросах к «Яндексу», приведших в соответствующий день на все сайты, которые обслуживаются LiveInternet. Запросов этих ограниченное число (в данном случае речь идет о 8000 запросов). Легко видеть, что из всех этих запросов только 7 приводят на страницы Hostinfo — с учетом так называемой глубины вложения (фактически учитывается попадание в первые 40 результатов этих запросов).
Сомневающиеся могут открыть в окне браузера «Яндекс» и поискать в нем слово «эпидемия»:
Проверка запроса в «Яндексе» |
Как видим, все верно: по этому запросу страничка сайта Hostinfo действительно занимает в «Яндексе» вторую позицию (на момент написания статьи).
Стоит также отметить на первый взгляд неочевидный, но вполне логичный факт, что технически данный отчет можно сформировать не только для сайтов, на которых установлен счетчик LiveInternet (вспомните, на основании каких входных данных формируется информативная база для этого отчета). Собственно, в рассмотренном примере мы наблюдаем как раз такой случай, хотя не исключено, что по окончании тестирования отчета разработчики прикроют эту лазейку. Отчет можно формировать по-разному, как и прочие отчеты LiveInternet
Все отчеты LiveInternet имеют похожую структуру, поэтому и в «Контроле позиций в поисковиках» мы можем увидеть среднюю статистику за соответствующий день недели, за всю прошедшую неделю, а также перейти в режимы отчетов «по неделям» и «по месяцам». Еще одно стандартное свойство этих отчетов — возможность сформировать график динамики по избранным позициям.
Посмотрим, как данные из рассмотренной выше таблицы выглядят на графике:
Пример графика отчета |
В ближайших планах разработчиков сделать этот график несколько более наглядным. В частности, имеет смысл «перевернуть» его, так чтобы наилучшие показатели, то есть запросы, которым странички сайта наиболее релевантны, отображались сверху.
Но и без этого можно видеть, как, например, повысилась релевантность странички с Hostinfo запросу «html» — с
И, для полноты картины, предлагаю посмотреть на аналогичный отчет для того же сайта, но уже применительно к поисковой системе Google. На скриншоте видно, что Google приводит пользователей на странички Hostinfo чаще, чем «Яндекс» (мы видим 10 запросов, но на самом деле их еще больше, поскольку результаты разбиты на 2 страницы). Также интересно, что запрос «эпидемия», во-первых, попадает в число популярных — в понимании LiveInternet — запросов как «Яндекса», так и Google, а во-вторых, в обоих поисковиках приводит на соответствующую страничку сайта Hostinfo в числе первых результатов:
Пример отчета для Google |
На данный момент отчет не отображает некоторые дополнительные показатели
Конечно же, данных, которые можно посмотреть при помощи нового отчета LiveInternet, пока недостаточно (напомню, что отчет находится в состоянии тестирования и совершенствования). Например, было бы полезно видеть — одновременно или хотя бы по отдельности — и такие цифры:
- количество переходов по каждому из запросов на сайт за соответствующий период;
- общее количество переходов по каждому из запросов по всем сайтам за соответствующий период;
- отношение этих двух показателей;
- позицию каждого запроса в базе популярных запросов соответствующего поисковика.
Заметим сразу, что одновременное отображение значений нескольких разных параметров, в силу особой стандартной структуры отчетов LiveInternet, — задача нетривиальная.
Дополнительно к этому неплохо было бы иметь возможность управлять некоторыми входными данными для отчета:
- количеством популярных запросов к поисковику;
- глубиной вложения, то есть количеством результатов запросов, в которых следует искать ссылки на нужный сайт;
- набором интересующих запросов (имеется в виду возможность указывать собственные запросы).
И здесь заметим, что управление такими данными в настоящий момент организовать сложно, поскольку информационная база для рассматриваемых отчетов формируется заранее — одна на все сайты.
Тем не менее разработчики планируют в будущем расширять возможности этого отчета, хотя, скорее всего, такие дополнительные возможности будут доступны только платным пользователям этого сервиса.
В целом же данное направление изучения статистики сайтов представляется очень интересным и перспективным. Первый шаг сделан, но есть и куда развиваться.
Ссылки по теме
Статья получена: hostinfo.ru