Десятый юбилейный Российский интернет-форум прошел с 21 по 26 марта. Организатор РИФ-2006 — Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ). Патронат форума — Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Поддержка форума — Федеральное агентство по информационным технологиям и Федеральное агентство по образованию. РИФ считается главным профессиональным мероприятием отечественной интернет-отрасли.
Число участников впечатляет: 1300 (по данным оргкомитета). Десятый — юбилейный, но стал ли он событием?
Отзывы о прошедшем форуме разные — от явно негативных до восторженных. Первые, как правило, высказывают люди, побывавшие не на одном РИФе, вторые — новички. Но если взглянуть на форум глазами не корифея и не неофита, то получается нечто иное, не восторг и не пессимизм. Такая вот сборная солянка мнений разных людей, относящихся к практикам Интернета.
Главное
Общее впечатление — состоявшаяся и качественно углубившаяся коммерциализация Рунета
Общее впечатление — состоявшаяся и качественно углубившаяся коммерциализация Рунета. Причем разброс в разнице доходов такой же, как и по стране в целом. Во многих сегментах сильно выросла цена входа в бизнес, почти везде наблюдается поглощение или самоликвидация мелких фирмочек.
Например, очень внятно было показано, почему число игроков на рынке коммерческих CMS каждый год сокращается. Несмотря на то что программирование базовой функциональности CMS в общей структуре расходов занимает достаточно небольшую долю, создание коммерческой CMS в целом обходится в 10-50 человеко-лет, и, соответственно, в 100-500 тысяч долларов.
Оптимизация
15 лидеров, по 300 во втором и третьем эшелонах, остальным — что останется
В оптимизаторском бизнесе примерно такая же ситуация. Например, broadband group. Интересующиеся тематикой могут посмотреть презентацию, хоть она и не вполне отражает дискуссию по вопросам SEO в целом.
По мнению президиума секции картина на рынке примерно такая: 15 ведущих оптимизаторских контор, которые могут все и действуют совершенно аналогичными методами, имея различия скорее в сфере самого бизнеса. К примеру, кто-то покупает ссылки на главных страницах с оптовой скидкой 2/3 от рыночной цены, а кто-то имеет свое поле доменов поддержки. За счет меньших объемов примерно 300 (по оценке президиума) вполне профессиональных фирм второго эшелона по высококонкурентным запросам оказываются в проигрышном положении, так как некоторые статьи расходов оказываются выше и услуги по совокупности становятся неконкурентными по цене. В новостях того же broadband group — покупка в этом месяце вполне узнаваемой фирмы. Еще примерно 300 фрилансерских фирм и частных лиц оказывают услуги того же качества, как и фирмы второго эшелона, и держатся на плаву за счет меньших издержек. Остальная же весьма многочисленная армия оптимизаторов либо кормится со старых клиентов на постоянной основе, либо подбирает крошки со стола крупных фирм на аутсорсинге.
Для начинающих оптимизаторов (по мнению участников секции) цена входа в бизнес слишком высока уже сейчас, поскольку обязательно требует применения в работе достаточно недешевого инструментария и проведения еще более дорогих масштабных экспериментов над «Яндексом» и прочими поисковыми машинами для выяснения текущих закономерностей, знание которых необходимо для эффективной работы.
Интересным и полезным на этой секции, как ни странно, было как раз то, что ничего особо нового не было озвучено. Зато до мелочей подтвердились имеющиеся предположения и представления. Даже статистические данные Григория Селезнева (создателя be1.ru) на тему, что в топе выдачи по высококонкурентным запросам почти совсем не встречаются сайты, сделанные на основе наиболее распространенных CMS.
Интернет и власть
Власть и Рунет не могут найти точек соприкосновения. Даже если власть платит
Нельзя не упомянуть блок вопросов взаимодействия "власть — Рунет" хотя бы потому, что этот РИФ проводился под патронажем и на деньги госструктур. Впрочем, и на прошлом РИФе в формате вопля о помощи многие чиновники искали хоть какое-то подобие «профсоюза деятелей Интернета», с которым можно бы было вести диалог, использовать для экспертизы законопроектов и тому подобное. Но ни тогда, ни сейчас отклика не последовало. Почему?
Государство представляли... |
Пожалуй, наиболее четко позицию сообщества высказали на секции электронной коммерции представители крупных интернет-магазинов. Когда их стали призывать «выйти из тени» и стращать ужасным законопроектом, непосредственно электронной торговли касающегося, ответ последовал буквально такой: «С »серой" мелочовкой вы и сами не захотите разговаривать, а мы и так давно уже работаем по букве закона — себе дороже конфликты. А будет новый закон — наши юристы с экономистами предложат новую концепцию жизни на рынке. Им за это деньги и платят". По ощущениям, такие же умонастроения преобладают и во всех других сферах интернет-деятельности. За исключением социальных, образовательных и прочих некоммерческих проектов, жаждущих правительственных или частных грантов.
Региональный Интернет
Регионы — вещь в себе
Сложилось ощущение в среднем крайне низкой информированности привязанных к своим регионам владельцев и разработчиков проектов об общем, что ли, состоянии дел в отрасли, о тенденциях. Некий провинциализм в совокупности с потребительским отношением, присущие даже градо- и регионообразующим проектам, что очень удивляет. То есть специалисты в регионах толковые, но определенно варятся в собственном соку, сами доходя до того, что сообществу в целом давным-давно известно. При общедоступности Интернета для данной категории пользователей такое положение дел можно объяснить только масштабами: если контекстной рекламой озаботится 1 клиент в год, то и нет особого смысла следить за этим рынком.
Похоже, что региональный Интернет пропустит ряд этапов жизни «центрального» Рунета просто из-за низкой массы финансовых ресурсов (как, например, по опросам партнеров не самого дорогого «Нетката» продажи сайтов на основе CMS не идут просто по причине того, что типичная стоимость сайта в регионе сопоставима со стоимостью CMS или ее цена оставляет слишком мало ресурсов для других работ). Поэтому наиболее подготовленные фирмы и специалисты выйдут на столичный рынок, а остальные в лучшем случае вольются в структуры, которые сами придут в регионы из центра, когда там увеличится денежная масса.
Но региональные проекты, начавшие работать на перспективу (пусть даже и совсем без прибыли) и дожившие до светлого будущего, когда-нибудь снимут сливки как первые (а в течение какого-то времени и единственные) в своем сегменте рынка. Достаточно экстремальный пример — интернет-магазин в Норильске, где и Интернет в городе только спутниковый, и до любого магазина быстрее дойти (если погода позволяет), чем дозвониться. А товары все равно раз в год с материка завозят. И там же администрация озабочена созданием сайта под ближайшие выборы.
Часть инвесторов готова к осознанно рисковым вложениям
Где-то эта проблематика пересекается с темой инвестиций. Есть денежная масса, которая буквально давит в Рунет. Не называя имен, скажем, что некоторые потенциальные заказчики вообще отказались назвать верхнюю сумму, которую они готовы за интернет-проект заплатить: «Это зависит только от самого проекта». Более того, похоже, что часть из них готовы к осознанно рисковым вложениям. И все выступавшие потенциальные инвесторы дружно горевали над удручающе малым количеством стартапов. На вопрос секции: "Инвестиции в Рунет: второе дыхание или второй пузырь?" — ответ так и не был дан. И, похоже, никого это особо и не волновало в рамках стратегии инвестора "купить, пока дешево, — продать, когда подорожает".
Резюме
Разумеется, все сказанное на полноту не претендует. Хотя бы потому, что одновременно проходили секции в трех и даже четырех залах и успеть везде не было никакой возможности. Больше, чем на обзор услышанного-увиденного и сложившихся впечатлений, и не тянет. А вот атмосферу вроде бы уловить удалось — от ностальгии и романтики осталось весьма мало, все очень по-деловому, хотя многие и уверяли, что приехали отдыхать. Совершенно нехарактерное (по многим отзывам) явление — весьма многие узнаваемые фигуры приезжали не на РИФ, а только на свою секцию или свое выступление. Или вообще не приезжали.
Ссылки по теме
Статья получена: hostinfo.ru