Когда начинающий веб-мастер выбирает хостинг-провайдера для своего сайта, то он обычно просматривает целую кучу различных предложений и сравнивает их между собой в поисках самого выгодного. При этом учитываются такие параметры, как выделяемое дисковое пространство, поддержку различных языков программирования (Perl, PHP и т. п.) и баз данных (чаще всего то MySQL), возможность регистрации доменов третьего уровня, наличие собственного почтового сервера и т.д. И немногие обращают свое внимание на такой «незначительный», по их мнению, пункт как стоимость исходящего трафика. Правда, в будущем некоторые веб-мастера начинают «кусать локти» и «рвать на себе волосы» от досады.
Почему? Давайте попробуем это выяснить.
Для начала нужно разобрать, что же это вообще такое — исходящий трафик сайта. В принципе, все более-менее знакомые с интернет-технологиями пользователи сразу же ответят этот вопрос. Трафик — это объем информации, прошедшей по каналам связи. Соответственно, исходящий трафик сайта — это объем информации, отправленной сервером посетителям данного веб-проекта. Статистика обычно подсчитывается по месяцам. При этом исходящий трафик делят на российский и международный. Разница между ними, наверное, понятна всем без исключения. Российский трафик создается российскими посетителями сайта, а международный — иностранцами. Все эти параметры учитываются хостинг-провайдером.
Большинство хостинг-провайдеров устанавливает для каждого сайта лимит, за превышение которого владелец должен выплачивать деньги
Проблема заключается в том, что большинство хостинг-провайдеров устанавливает для каждого сайта-клиента лимит, за превышение которого владелец должен выплачивать дополнительные деньги. Почему так происходит? Хостинг-провайдеры арендуют интернет-каналы к своим серверам у других компаний. И они заранее покупают определенный объем трафика, который будет передаваться по этим линиям. Естественно, за превышение этого лимита, нужно будет платить. Именно поэтому хостинг-провайдеры вынуждены ограничивать своих клиентов, перекладывая на них ответственность за превышение установленных ограничений.
Итак, мы пришли к выводу, что при выборе хостинг-провайдера необходимо обращать внимание на такой важный пункт договора, как лимит исходящего трафика. И чтобы не попасть впросак, нужно точно представлять, какое значение должен иметь этот параметр. А для этого нужно подсчитать, какой исходящий трафик генерирует ваш сайт. В некоторых случаях это сделать очень просто, в других — практически невозможно. Лучше всего обстоят дела со статическими сайтами, представляющими собой наборы HTML-файлов и картинок. В этом случае подсчитать трафик одной веб-странички легко. Достаточно сложить объем HTML-файла и размеры всех загружаемых вместе с ним иллюстраций.
Точно вычислить трафик будущего сайта нереально, можно воспользоваться лишь грубыми приближениямиКогда же речь заходит о сайте целиком, то задача очень сильно осложняется. Ведь для того, чтобы подсчитать общий исходящий трафик, нужно знать число посетителей, зашедших на веб-проект в течение месяца и объем всех страниц, которые просмотрел каждый из них. Естественно, точно вычислить все это нереально. Можно воспользоваться лишь очень грубыми приближениями. И здесь в выигрышном положении оказываются те веб-мастера, которые сначала «обкатывают» свои сайты на бесплатном хостинге, а потом уже перебираются на платный. Или можно воспользоваться услугами тех компаний, которые предлагают тестовый срок, например, два месяца, в течение которых веб-проект может размещаться на сервере совершенно бесплатно или за чисто символическую плату, а его владелец за этот период должен решить, устраивает ли его предлагаемый сервис, и будет ли он заключать договор.
В этом случае веб-мастеру нужно воспользоваться услугами любой системы, подсчитывающей число посетителей и ведущей статистику по ним. После этого сразу же будет видно, сколько человек зашло на сайт в течение определенного промежутка времени, и сколько страниц в среднем просмотрел каждый из пользователей. Ну, а дальше все просто. Высчитываем средний объем одной веб-страницы данного сайта и умножаем получившееся значение на среднее число страниц, посещаемых одним человеком. Затем, с помощью статистики счетчика и данных о будущей рекламной компании, делается предположение о посещаемости веб-проекта в дальнейшем. Теперь осталось только перемножить два получившихся значения, чтобы получить наиболее вероятный объем месячного исходящего трафика.
Правда, нужно признать, что подобный метод расчетов исходящего трафика дает очень неточные результаты. Во-первых, как говорится, «человек предполагает, а Бог располагает». Далеко не всегда удается сделать точное предположение о посещаемости веб-проекта в будущем. Скорее всего, она будет меньше расчетной (все-таки большинство из нас оптимисты). Но может быть и наоборот — проект приобретет необычайную популярность. Тут же можно упомянуть об ошибках, которые могут быть допущены в ходе рекламной компании, могущих свести «на нет» все усилия по раскрутке сайта. Еще один фактор, который невозможно учесть заранее — это технология кеширования. Благодаря ней люди, часто посещающие проект, создают меньший трафик, поскольку при первом заходе картинки, а иногда и HTML-файлы, сохраняются на компьютерах пользователей и на прокси-серверах и в будущем берутся оттуда.
Если методика подсчета исходящего трафика, создаваемого статическими сайтами, более-менее ясна, то с динамическими все далеко не так простоЕсли методика подсчета исходящего трафика, создаваемого статическими сайтами, более-менее ясна, то с динамическими все далеко не так просто. Главная проблема заключается в том, что одна и та же страница для разных посетителей будет иметь различный объем в зависимости от запрошенной ими информации. Поэтому точный расчет исходящего трафика в этом случае можно сделать только экспериментально. Осуществляется это следующим образом. Для начала нужно разместить сайт на сервере хостинг-провайдера, а по истечению месяца посмотреть созданный им трафик. Затем необходимо разделить полученный параметр на число посетителей за этот период. Таким образом, можно рассчитать средний трафик, создаваемый одним человеком. Ну и умножив это число на предполагаемую посещаемость в будущем, можно получить искомое значение.
Веб-мастер можно попытаться уменьшить исходящий трафик
А что делать, если после расчета получается слишком большой исходящий трафик? В этом случае можно попытаться его уменьшить. Для этого необходимо оптимизировать HTML-файлы и правильно обработать картинки, отказаться от использования Flash-вставок и некоторых других слишком «тяжелых» технологий. Кроме того, можно попытаться уменьшить аудиторию сайта. Но, естественно, делать это нужно с умом. Речь идет об использовании более «точной» рекламы, которая привлекала бы на проект именно целевую аудиторию, а не всех интернетчиков подряд в надежде на то, что хоть кто-то да заинтересуется предложениями сйта.
Ну, а вообще, в настоящее время в Рунете наблюдается приятная для всех веб-мастеров тенденция. Все больше и больше хостинг-провайдеров отказываются от обычной практики и делают весь исходящий трафик полностью бесплатным. Правда, для этого необходимо, чтобы веб-проект удовлетворял некоторым условиям: не являлся коллекцией картинок или файлов, не создавал большого зарубежного трафика и т. п. Воспользовавшись услугами таких хостинг-провайдеров, владельцы обычных сайтов застрахованы от «переплат».
Есть компании, которые выплчивают своим клиентам деньги за исходщяий трафикНапоследок хочется рассказать об уникальном предложении от компании .masterhost. Дело в том, что этот хостинг-провайдер не требует плату за исходящий трафик, а наоборот, выплачивает деньги некоторым своим клиентам. Правда, это действительно только для крупных проектов, генерирующих не менее 100 гигабайт российского трафика в месяц и выполняющих ряд условий, которые призваны отсечь коллекции картинок и прочих подобных сайтов. Конечно, владельцы веб-проектов не могут серьезно заработать на этом, но могут значительно снизить или вообще полностью компенсировать затраты на оплату хостинга. Не верите? Специальный калькулятор поможет вам убедиться в этом.
Ссылки по теме
- Два слова о современном хостинге
- За что мы платим хостинг-провайдеру?
- Как выбрать хостинг для своего сайта?
Статья получена: hostinfo.ru