Никогда не говорите «никогда». Никогда не говорите, что вы вне политики. Если вы не интересуетесь политикой, будьте уверены, что она интересуется вами.
И не надейтесь убежать от нее в дебри интернета, здесь ее предостаточно, особенно после 5 сентября, когда был дан старт предвыборной кампании в Госдуму и закручена интрига с преемником-2008. Интернет - средство, орудие политического влияния на пользовательские массы.
Кто из политиков осознал его мощь и как им уже пользуется? Движется ли рунет в рамках «плана Путина» или же он рассадник либерального подполья?
Почти 80% рунетчиков - это мужчины и женщины в возрасте до 34 лет (по данным TNS Gallup), проживающие в мегаполисах или областных центрах центральной России. Значит, «интернитничать» с таким электоратом есть смысл таким партиям как СПС, «Другая Россия» . Объясняется это просто: чем более молодой электорат у партии, тем выше для нее эффективность интернет-рекламы. «А вот "Единая Россия" и другие объединения того же спектра, как мне кажется, интернет использовать если и будут, то скорее в более традиционном виде. Скорее всего, они обратятся к баннерам как аналогам рекламных щитов» , – говорит Елена Молчанова, директор интернет-направления холдинга Next Media Group.
Всего к предвыборной гонке Центризбирком допустил 15 партий. Показательно, что у каждой из них как минимум есть один - официальный - сайт. Признак же хорошего политического интернет-тона, чтобы отдельные ресурсы были у всех региональных отделений, у лидера партии – персональный сайт и высший шик – собственное интернет-издание о политике под эгидой конкретной партии (например, «Русский проект» единоросов). Но моду и пример наиболее активного использования интернета в России пока задают не допущенные к участию в выборах экстремисты всех мастей. Например, сайта опального НБП 5 зеркал, сетевое сообщество НБП, сетевой журнал и 11 региональных сайтов.
Подходы к политической раскрутке в интернете такие же, как в офлайне, их всего два:
- раскручивать себя (называется PR, не путать с Page Rank) и
- хаять оппонентов.
«Применительно к выборам вообще крайне сложно говорить об опыте. Восемь лет назад выборы были одни (очень много партий и реальная конкуренция), четыре года назад - другие, сейчас - какие-то совсем третьи» , - сетует Елена Молчанова. Меняются предвыборные технологии. Меняется и сам интернет. На сегодня опробованы и используются следующие методы политического пиара в интернете:
Самопродвижение Опускание конкурента Поисковое продвижение официальных ресурсов Создание компрометирующих сайтов Баннерная и контекстная реклама Линкбомбинг сайта оппонента Интерактивные акции/игры Продвижение в блогах
«Чернушка»
За считанные дни в топ-20 каталога Рамблера оказался сайт-«разоблачитель» Zuganov.net, даже несмотря на откровенно заказное содержание (название сайта «Криминальная партия РФ», материалы вроде «Sex-отдых товарища Зюганова», «Зюганов – лжец. И это факт», «Интимные тайны папаши Зю") и убогое оформление.
Владельцы «чернушного» сайта зарегистрировали его подальше от родных пенат – в американском Чикаго. Но при желании их можно вычислить по платежным документам за услуги хостинга. Тем более что аналогичная детективная история с сайтом-обманкой Edinros.net («Единая Россия – партия реальных уголовных дел») была благополучно раскрыта совсем недавно. Достигнув высоких мест в рейтингах, этот проект был спешно свернут после того как «Общая газета» установила, что раскруткой Edinros.net занимались те же люди, что и раскруткой официального сайта «Справедливой России» .
Впрочем, и в создании Zuganov.net главным подозреваемым остается «Справедливая Россия», но пока только по косвенным уликам: главным политическим противником лидера «Справедливой России» Сергея Миронова является именно Зюганов, фигура которого мешает объединению всех левых, в том числе и КПРФ, под крылом «Справедливой России».
Кроме традиционных сайтов-однодневок в арсенал методов политической борьбы в интернете активно внедряется еще один - линкбомбинг. Метод предполагает продвижение и вывод сайта на первое место в выдаче популярных поисковых систем по обидному для владельцев сайта запросу. При этом нередко под прицел «хулиганов» попадают официальные сайты президентов. Совсем недавно польский / оптимизатор был арестован за продвижение сайта президента страны Леха Качинского в Google по запросу “kutas”, что в переводе с польского обозначает “член”.
И буквально на днях официальный сайт Юлии Тимошенко подвергся линкбомбингу – он попал на первое место по запросу «капец стране» в выдаче сразу двух поисковиков - Яндекса и в Google.
Классика жанра. Сайт самого Джорджа Буша в 2004 году отбомбили по запросу «жалкий неудачник» («miserable failure») в выдаче Google был на первом месте. Вместе с президентом гордо красовались в первой десятке по этому запросу бывший президент США Джимми Картер и сенатор Хиллари Клинтон. Досталось от оптимизаторов-шутников и сайту Владимира Путина, оказавшегося зимой 2006 в топе выдачи Яндекса по запросу «враг народа» . Досадный казус Яндекс устранил, забанив многие из каталогов, которые принимали участие в бомбинге Путина. А через полгода - летом - накануне «Прямой линии с президентом на Яндексе, по прихоти линкбомберов Путин неожиданно стал «другом народа».
Отлинкбомбили сайт московского отделения Союза Правых Сил по запросу «политические проститутки». По другим предвыборным запросам типа «политические клоуны», «коррупционеры», «ворюги» выдача пока чистая
Самопродвижение
Из 15 партий, допущенных Центибрикомом к участию в выборах, только три более или менее озабочены продвижением в поисковых системах.
Более всех продвинута в этом плане «Справедливая Россия». Партийцы заказали раскрутку своего сайта у небольшой московской компании Нетфорт. Она активно покупает ссылки с внутренних страниц, часто с нетематических ресурсов. Заглянем в футер интернет-магазина, торгующего DVD и CD дисками. Скромная ссылка с анкором «рф» ведет на официальный сайт партии (здесь ссылки изменены, но на сайте интернет-магазина работают).
пластическая хирургия операция | рф | Поиск: шлюхи, индивидуалки москвы, проститутки москвы по любым параметрам
Денис Иванов приводит список запросов, по которым продвигался сайт партии: Россия, РФ, Российская Федерация, хорошая партия, справедливая партия, новости политики, политические новости, от первого лица, справедливость и проч.; особенно занимательны запросы будущее России, СССР, политбюро, народ.
Тот же Нетфорт продвигает и личный сайт Сергея Миронова. Цены у Нетфорт, в общем-то, средние по рынку - 1000 долларов за продвижение по 10 запросам.
Партия!!!! зампреда Госдумы Сергея Бабурина «Народный союз» особо себя не раскручивает, но притоком трафика озабочена. Сайт подключен к «Кольцу патриотических ресурсов», по сути, - обычная система обмена баннерами и новостями.
Сайт «Демократической партии России» по дизайну, наверное, самый удачный. Однако агентство «Южный парк», нарисовавшее ресурс, подтверждает расхожее мнение, что при разработке «левая рука не ведает, что творит правая». «Южный парк» сами занимаются поисковой оптимизацией, но создавая «демократам» сайт, они почему-то про это «забыли» и на всех страницах сайта прописали одинаковые title, в заголовках h1-6 встречаются слова типа «новость», «материал», «радиостанция» и ни разу «демократическая партия». По профильным запросам позиции у ДПР так себе - «демократы» - 8 позиция и найден по ссылке «демократы россии» - отсутствует в выдаче «демократическая партия» - 2 позиция, но на первой-то «Яблоко».
Увидеть баннер и умереть
Пока партии «в основном занимаются сбором финансирования и формированием избирательных штабов, до медиапланирования еще дошли не все» - говорит Алексей Рогозин, член Совета Молодежной общественной палаты.
На каких площадках преимущественно будут размещаться политические партии - не вопрос. «Будут выбираться ресурсы широкого охвата, прежде всего СМИ и онлайн-сообщества, с учетом близости социально-демографического портрета аудитории площадки к электорату партии-рекламодателя, – прогнозирует Елена Молчанова. - Поисковики, видимо, также будут использоваться, преимущественно в части медийной рекламы».
Поисковые системы как площадку в политической рекламе задействовать можно двумя способами:
- размещением баннеров;
- показом контекстной рекламы.
Предвыборные кампании полностью относятся к разряду «имиджевых», поэтому, по оценкам экспертов, процентное соотношение расходов на интернет-рекламу распределится в пользу медийной рекламы (не менее 90% денег). Контекстную текстовую рекламу в том или ином виде будут использовать лишь несколько политических объединений. Слова экпертов подтверждает и Алексей Рогозин: «Если, например, весь рунет ищет словосочетание «политическая партия» в Яндексе всего 150 раз в день – невозможно показывать контекстные объявления чаще, а ведь на эти слова претендуют сразу несколько партий и СМИ. Поэтому, несмотря на падение эффективности, все равно будут появляться десятки или даже сотни миллионов надоевших всем баннеров».
Елена Молчанова отмечает, что контекстная реклама, несмотря на малые обороты, станет местом для политических игр: «Скорее всего, партии захотят размещать свои объявления под запрос конкурирующей партии/политического лидера».
Однако и политики, и экперты либо не в курсе, либо игнорируют требования закона. Показывать объявления «Справедливой России» по запросу «единая россия» нельзя в принципе. «В текстовом формате технически нельзя соблюсти требования законодательства - невозможно в 33 символа заголовка и 75 символов текста уместить информацию об изготовителе и заказчике рекламного материала и т.д., - поясняет Алексей Амилющенко, главный аналитик Яндекса. - Если же кандидат все-таки захочет рекламироваться контекстно, он может выбрать медийный контекстный баннер».
Аналогично чтут закон и готовы к политическому баннеропоказу в Рамблере. «Под политическую рекламу мы продаем только баннеры и только в динамике» , - пояснила Наталья Шахгеданова, руководитель департамента общественных связей Рамблера
БлогоCфера политического влияния
Вообще политический интернет загудел дружным ульем в канун предыдущих думских выборов. Тогда расплодилось огромное множество личных депутатских блогов.
Оценив преимущества блогосферы как интерактивного и недорого инструмента, многие российские политики обзавелись собственными ЖЖ-блогами. Некоторые из таких частных блогов могут конкурировать по популярности и посещаемости с сетевыми СМИ. Например, блог депутата Евгения Ройзмана, члена партии СПС, Марии Гайдар или политического обозревателя Виктора Шендеровича..
Уже полгода тихо, но все еще дышит ЖЖ-сообщество Дмитрия Медведева Who is Medved. У Сергея Иванова поклонников ЖЖистов пока нет. А шутливое ЖЖ Путина благополучно умерло в 2003 году.
За популярность в блогосфере борются ведущие партии страны.
Из графика видно, правые партии в целом чаще упоминаются пользователями, чем, скажем, «Единая Россия». «Родина» в отзывах блогеров в течение всего года держится на одном уровне, значительно по количеству упоминаний обгоняя остальные партии. Однако «план Путина» не только позволил «Единой России» набрать политические очки, но заставил блогеров заговорить о партии.
«Известно, что многие околополитические структуры уже достигли договоренностей с отдельными блогерами и даже завелись специальными отделами, выполняющими конкретные политические задачи с помощью форумов и блогов, - поделился «секретом» Алексей Рогозин, член Совета Молодежной общественной палаты.
24-летний политик, ранее руководивший интернет-проектами «Родины» , убежден: главным отличием нынешней избирательной интернет-кампании станет существенное внимание к «вирусному оружию» - оплаченным комментариям на форумах и блогах. В эффективноcти этого метода Алексей сомневается, но со знанием дела им пугает: «Надо ли говорить, что для Рунета создание подобных «виртуалов» ни к чему хорошему не приведет – тем более что поисковый спам российские порталы отсеивать уже научились, а о «блогерном спаме» многие даже не подозревают».
Вся наша жизнь – игра
Одним из первых политических интерактивов (акция, предполагающая взаимодействие с пользователем), больше похожим на провокацию, была акция «Накликай Думу».
Накануне думских выборов -2003 четыре крупных онлайн-СМИ Gazeta.Ru, Lenta.Ru, Utro.Ru и Newsru.com при участии Рамблера, Mail.Ru и рекламного агентства “IMHO VI” провели акцию «Накликай Думу»: Тогда выяснилось, что среди пользователей интернета большинство являются сторонниками СПС (25%) и «Яблока» (16%). «Единая Россия» набрала около 11%. Однако результаты офлайновых выборов доказали, что либо пользователей интернета слишком мало в отношении ко всему населению страны, либо они просто поленились оторваться от компьютеров и сходить на избирательные участки.
Далее самые масштабные интерактивы связаны с президентством. Летом 2006 года Владимир Путин привлек к себе и политической жизни страны внимание интернет-аудитории. Более 1 миллиона пользователей, половина из которых принадлежала к самой активной возрастной группе 21-35 лет, к 6 июля 2006 года посетили страницу интернет-конференции президента, организованной Яндексом и задали почти 30 тысяч вопросов.
Сама попытка интерактивного общения с населением не посредством телевидения или радио, а через интернет говорит о стремлении власти включить в политические процессы страны традиционно индифферентную к ним молодежь.
В марте 2007 опыт президента при участии все того же Яндекса повторил один из кандидатов на президентский пост-2008 Дмитрий Медведев.
Популярность темы президентских выборов в Рунете подтверждает появление проекта Preemnik2008.net, посвященного выборам, - игры в жанре политического фарса, как характеризуют ее разработчики. Суть игры в том, что все желающие могут выдвинуть созданного кандидата с фотороботом (вместо фото), сочинив ему биографию, сформулировав политические взгляды и составив предвыборную программу виртуального президента. Следующая задача участника игры – привлечь голоса других участников с помощью агитации, общения с единомышленниками через блог. Виртуальный президент будет объявлен за неделю до официальных выборов и получит вполне приличный материальный приз – 150 тыс. рублей.
На начало октября зарегистрировано 833 кандидата из 83 регионов России и текущим лидером предвыборной гонки – 66-летний Сергей Иванович Ответственный из Кинешемского р-она. Кандидаты Владимир Путин и Дмитрия Медведев в игре зарегистрированы, но баллов у обоих по нулям. Сергея Иванова нет вообще.
Эпилог. Про эффективность.
Предвыборная гонка началась, а от партий и объединений к рекламным площадкам (даже таким крупным как Яндекс и Рамблер) были лишь единичные обращения, а прочей интернет-активности заметно и того меньше. «Наверняка далеко не все партии вообще планируют использовать в своих кампаниях интернет» - пессимистично предполагает Елена Молчанова.
Аналогичную мысль высказал Алексей Амилющенко: «Несмотря на то, что интерес к рекламе в интернете проявляют разные партии - практически все, кто считает молодых и активных людей своим электоратом, - мы не думаем, что политические бюджеты будут заметны на фоне общего роста рекламы в интернете».
Оценить влияние именно интернет-рекламы на результаты выборов экспертам сложно: прецедентов очень мало и критериев, по сути, нет. Но «поскольку для значительной части электората интернет уже давно стал основным медиа, то и воздействовать на них надо именно здесь» , - добавляет Елена.
Кадровый вопрос – тоже помеха. Нет в России специалистов, умеющих использовать интернет в качестве средства пропаганды и агитации, «да и доверие к информации в интернете тоже постепенно падает» , - добавляет ложку дегтя Алексей Рогозин.
Сейчас почти две трети приходящих на выборы – пенсионеры, из оставшейся части в лучшем случае четверть – т.е. около 10% голосующих – пользуется интернетом достаточно активно. Поэтому, скорее всего, агитационные «манна money» выборов 2007-2008 прольются на интернет-рекламу грибным дождичком – приятно, но мало.
Статья получена: www.SeoNews.ru