Некоторые менеджеры по интернет-маркетингу просто не желают, чтобы их сайты давали прибыль. Я делаю такой вывод, когда слышу о том, как они звонят в компании, владеющие поисковыми серверами, и жалуются на то, что посетители из-за поисковых серверов попадают сразу на ту страницу, что им нужна. По мнению этих менеджеров лучше всего было бы, если бы поисковые сервера приводили посетителей только на главную страницу, и ни в коем случае не на внутренние.
Компания Ticketmaster даже подала в суд на другие сайты, чтобы запретить им публиковать ссылки на конкретные страницы, где посетители могут купить билеты на конкрентное шоу. Слава богу, большинство сайтов ценят подобные прямые и "глубокие" ссылки, и щедро платят за них по своим программам.
Благодаря этому другие сайты заинтересованы в создании подобных ссылок.
Эти сайты понимают то, что показало наше исследование юзабилити е-коммерции: из-за трудностей перехода с главной страницы на нужную 27% пользователей отказывались дальше работать с веб-сайтом (исследовано 20 веб-сайтов). В среднем, улучшение юзабилити коммерческого сайта может повысить количество продаж на нем в два раза. Так что, запрет на глубокие ссылки может стоить сайту четверти потенциальных продаж, которые бы сделали посетители, пришедшие с поисковых серверов. Эти посетители, самые лучшие потенциальные клиенты, так как они пришли по ссылке потому, что они прямо сейчас заинтересованы в вашем товаре. Терять их - только себе в убыток.
Глубокие ссылки улучшают юзабилити, потому что они в наибольшей степени удовлетворяют потребности пользователей. Общие ссылки, как например, ссылки на главную страницу компании, менее полезны, чем специфические ссылки, которые ведут посетителя к конкретной статье или товару.
Когда в сети появятся эффективные поисковые сервера, все больше пользователей будет прибегать к их помощи, чтобы найти ссылку на конкретное, нужное им решение, вместо того, чтобы начинать свой поиск с главной страницы компании.
Как сделать глубокую ссылку лучше?
Веб-сайт подобен дому с тысячью дверей: главный вход - это лишь один из множества способов попасть внутрь сайта. Хороший сайт должен быть сделан так, чтобы люди, пришедшие на сайт другим путем, чувствовали себя комфортно.
Вот три рекомендации, которые позволят вам улучшить юзабилити сайта для тех посетителей, которые пришли прямо на его внутреннюю страницу:
- Сообщите пользователям, куда они попали, и как они могут перейти, на другие страницы сайта. Для этого включайте в каждую страницу следующие три элемента:
- Название компании или логотип в левом верхнем углу
- Прямую ссылку на главную страницу
- Средство поиска (лучше всего - в правом верхнем углу)
- Сориентируйте пользователя по месту. Сообщите ему, где он сейчас находится на сайте. Если у сайта иерархическая инфомрационная структура, помещайте на старнице цепочную ссылку. Также разместите ссылки на другие ресурсы, которые каким-либо образом связаны с текущей страницей. Не засыпайте посетителя ссылками на ресурсы, которые не связаны с данным контекстом.
- Никогда не подразумевайте, что посетитель попал на данную страницу, преодолев весь путь от начала сайта. Вполне возможно, что он и не видел той информации, которую вы указали на странцах верхнего уровня в иерархии.
Вот пример третьей рекомендации: недавно мне пришлось искать плоский монитор на сайте одного продавца компьютеров. Я попал на страницу с нужным мне монитором через поисковый сайт Google после того, как прочитал в одном журнале положительный отзыв. Попав на страницу, я никак не мог найти ссылку на характеристики монитора. Её нигде не было. Чуть позднее я перешел по цепочной ссылке в раздел, где выводился список всех мониторов. И вот там-то я и нашел документ с характеристиками, который был выложен в виде PDF-файла. В этом документе были приведены характеристики ВСЕХ мониторов. Уже само по себе это было неправильно. И еще хуже то, что этот документ был доступен только на странице раздела, а не на странице конкретного продукта.
Когда глубокие ссылки не нужны?
В некоторых случаях глубокие ссылки контрпродуктивны, так как определенные страницы не должны быть доступны или не могут быть использованы, если пользователь не побывал на страницах верхнего уровня иерархии.
Вот пример с моего собственного сайта: на сайте есть упражнение, в котором я прошу читателей оценить, наколько улучшилось юзабилити сайта BBC после редизайна. Упражнение состоит из двух частей:
- первая страница, где показан старый дизайн и перечислены проблемы
- вторая страница, где приводится решение этих проблем
Если эти страницы просмотреть в неправильном порядке, упражнение теряет смысл. Ведь уже не имеет смысла смотреть на старый дизайн, когда вы посмотрели на то, какие у него есть изъяны. Следовательно, любой посетитель, попавший по глубокой ссылке на вторую страницу упражнения, не получит от упражнения никакой пользы.
Самый простейший способ запретить поисковому серверу индексировать определенную страницу, это поместить в элементе <HEAD> следующий тег:
<МЕТА NAME="robots" CONTENT="noindex">
Поисковые сервера, если они работают по стандарту, должны исключить данную страницу из своих баз.
Если глубокая ссылка сделана с непоискового сервера или с нестандартного поискового сервера, с помощью скриптов можно запретить к странице доступ, проверяя, был ли пользователь на страницах верхнего уровня перед тем, как попасть на данную страницу. Однако, я не рекомендую данный способ, так как высока вероятность того, что скрипт что-нибудь неправильно поймет и запретит доступ к странице всем пользователям. Если чужой сайт настолько глуп, что дает ссылку на бесполезную страницу, то наверняка он настолько же плох, и у него не так много посетителей.
Глубокие ссылки - ваши друзья: они быстрее всего приводят посетителей к нужной цели. Следовательно, для тех страниц, куда пользователи не долны попадать по случайности, пользуйтесь лишь тегом "noindex".