Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Направления в науке » Методология преобразующего взаимодействия (целевые модели взаимодействия в многомерных пространствах)

 

Методология преобразующего взаимодействия (целевые модели взаимодействия в многомерных пространствах)

 

 

Уважаемые дамы и господа. В своем выступлении я в весьма сжатой форме хочу рассмотреть во-первых, один из базовых методологических принципов преобразующего взаимодействия - принцип со-трансформации, во-вторых, технологический подход, лежащий в основе преобразующего взаимодействия; а также описать целевую модель взаимодействия и на этой основе попытаться выйти на представления об интегративном подходе, в частности, к психологическому консультированию и психотерапии. Я хочу показать, что существует два пути интеграции существующих подходов к трансформации субъективной реальности: 1) путь "снизу" - через состояние консультанта (психотерапевта), 2) путь "сверху" - через построение теории субъективной реальности и то, что в пределе эти пути сливаются.
К.Г. Юнг считал, что аналитик не может пользоваться на практике чуждыми ему или не проверенными на своем опыте теориями.

загрузка...

 

 

Нельзя рассматривать пациента, как подходящего под ту или иную теорию. Отсюда требование изменения теории, наличествующей у аналитика, ее интеграция [1]. Не лишним будет сказать, что интеграция понимается Юнгом как процесс, с помощью которого части соединяются в целое. На личностном уровне интеграция есть такое состояние, когда все составляющие элементы, черты или качества действуют согласовано как единое целое. В частности, Юнг обозначал термином "интеграция" стадию развития, типичную для второй половины жизни, когда различные взаимодействия (сознания и бессознательного, мужской и женской составляющей личности, различных пар противоположностей, позиции эго относительно тени, и динамики взаимодействия между функциями и установками сознания) достигают определенного равновесия (или, правильнее, оптимального уровня конфликта и напряжения) [2].
Итак, отличие изменяющего воздействия от преобразующего взаимодействия состоит в том, что изменяющее воздействие не требует трансформации структуры работающего субъекта (консультанта, психотерапевта), происходящей параллельно с изменением субъекта (клиента, пациента), по заявке которого происходит работа. При этом нужно понимать, что "изменяющее воздействие" и "преобразующее взаимодействие" есть установки, которыми руководствуется консультант (психотерапевт) в своей практике и жизни. Установка на "изменяющее воздействие" предопределяет, что консультант может "ремонтировать сломавшегося клиента", как некий механизм. При этом сам "ремонтник" может быть более "неисправен", нежели клиент. Установка на преобразующее взаимодействие, являет собой установку на со-трансформацию структур консультанта и клиента, где тот и другой являются живыми людьми, разница между которыми в опыте прохождения через жизненные кризисы. В преобразующем взаимодействии резонно полагается, что опыт и, соответственно, структурированность и адаптивность консультанта должен быть большим, чем у клиента. Принцип со-трансформации является базовым методологическим принципом преобразующего взаимодействия. Следствие из этого - консультант (психотерапевт) должен быть здоровым: устойчивым и адаптивным (адекватным). Больной консультант разрушает не только себя, но и те системы, с которыми он взаимодействует. Это не ново, но актуально. Еще Гиппократ говорил: "Врач! Помоги себе сам". И, соответственно, практикующий преобразующее взаимодействие должен начинать работу с себя. Преобразующее взаимодействие на работе консультанта с собой не заканчивается, а только начинается. Работать с окружающими людьми ты можешь только тогда, когда сам являешься интегрированным, а следовательно, структурированным и адаптивным существом.
Технологическая основа преобразующего взаимодействия была сформулирована в прошлом тысячелетии Горабом Дордже: Пункт первый - войди в состояние. Второй - не сомневайся. И третий - действуй из состояния.
В НЛП сформулированы условия эффективности: целеполагание, сенсорная чувствительность, поведенческая гибкость и "рабочее состояние". В преобразующем взаимодействии понятие "рабочее состояние" как таковое отсутствует, а есть понятие "состояние жизни" или "состояние присутствия", или "состояние интеграции". Это обусловлено тем, что "дифференциальное состояние", а "рабочее состояние" является таковым, не позволяет, в частности, справляться с теми нервно-психическими нагрузками, которые возникают в процессе совместного преобразования. В преобразующем взаимодействии в качестве основного параметра эффективности выступает т.н. "личная сила" - пережитый, осмысленный и адаптированный жизненный опыт. Целеполагание, сенсорная чувствительность, поведенческая гибкость являются составными частями "личной силы"(2) , определяющей уровень (мощность) интегративных процессов индивида.
Переходя ко второй части нашего изложения, нужно отметить, что преобразующее взаимодействие имеет дело только и исключительно с субъективной реальностью. По определению, никакой другой реальности, помимо субъективной у носителя психики нет - объективная реальность есть объективируемая субъектом часть субъективной реальности. При этом нужно отдавать себе отчет, что ментальные карты, с которыми имеет дело, в частности, НЛП, являются лишь частью субъективной реальности. Наша деятельность есть наша субъективная деятельность, которая проистекает в пространстве и времени субъективной реальности. Когда я воспринимаю вас, вы являетесь элементами моей субъективной реальности, не смотря на то, что вы есть сами по себе. Соответственно, я для вас являюсь элементом вашей субъективной реальности. Я определяю вас, приписывая вам свойства, вы определяете меня, приписывая мне свойства. У меня есть язык, у вас есть язык. У меня есть внутренняя речь, у вас есть внутренняя речь. У нас есть внешняя речь, и, соответственно, у нас есть внутренняя и внешняя коммуникация. Любые наши коммуникации в преобразующем взаимодействии рассматриваются как целевые. Даже если цель не зафиксирована и не осознается. Если цели нет, то и динамики нет, поскольку динамика связана со взаимоотношениями, выражающимися в коммуникативных актах. Любое человеческое взаимодействие есть целевая структура. При этом я являюсь многомерной структурой, вы являетесь многомерными структурами. Можно предположить, что и наше целевое взаимодействие будет структурой многомерной.


Схема 1. Целевая модель взаимодействия

Я хочу нарисовать схему (см. Схема 1) для простоты понимания. Разумеется, любая геометрическая схема - лишь иллюстрация. Схему целевого действия вы, наверное, представляете, поэтому рисую без детализации. Она банальна и любой мало-мальски профессиональный консультант или психотерапевт реализует именно ее. Основа схемы - присоединение, установление взаимодействия консультанта с клиентом. Первая точка - "настоящее положение", прояснение создавшейся ситуации, сбор анамнеза. Известно: не собрал анамнез - не ставь диагноз. Второе - "желаемый результат", построение образа того, что клиент (пациент) хочет. Между ними - так называемая "точка выбора": для консультанта - это выбор работать ли с этим клиентом над разрешением поставленной задачи, соответственно, для клиента - это выбор работать ли с данным консультантом над актуальной для клиента задачей. Точка выбора важна тем, что после принятия решения отменить его для консультанта невозможно. Соответственно, лучше не принимать решений, которые не будешь выполнять. Третий пункт целевой схемы - это "путь". В "пути" я выделю только один элемент. Это то, что называется "методики" (подходы), то есть, способ достижения результата. Четвертый пункт здесь - это сам "результат", который непосредственно возникает в процессе преобразующего взаимодействия. Во втором пункте - "желаемый результат", а в четвертом - реально полученный.
Не вдаваясь в излишнюю детализацию, можно предположить, что взаимодействие и преобразование будет происходить в рамках базовых психологических категорий, какими являются воля, разум и чувства. Самой собой разумеется, что в "состоянии интеграции" у человека интегрируются именно воля, разум и чувства. Технологическая основа преобразующего взаимодействия конкретизируется следующим образом: 1) войти в состояние интеграции (воли, разума, чувства), 2) не сомневаться, 3) действовать из состояния. Очевидно, что локальные "рабочие состояния" как и другие дифференциальные состояния не обеспечивают устойчивой интеграции. При этом состояние интеграции является максимально динамичным. Т.е., возможность адекватно реагировать и целенаправленно действовать повышается, одновременно существенно понижаются абсолютный и дифференциальный пороги различения, повышается концептуальная пластичность.
Теперь рассмотрим вопрос, как непосредственно практик (консультант, психотерапевт) может интегрировать имеющиеся теоретические и практические подходы в рамках преобразующего взаимодействия. Заметьте - индивидуальная мифология консультанта, будь он адептом психоанализа, гуманистического, бихевиорального направления или придерживается других взглядов, в общем-то, не столь важна. Потому, что вхождение в "состояние интеграции" позволяет консультанту использовать весь наличный объем его опыта, включая теоретическую подготовку, культурный запас. Видите, в чем здесь хитрость - во время работы, если я нахожусь в "состоянии интеграции", мне доступен весь объем накопленного и пережитого опыта, в том числе и того, который на прямую, казалось бы, не связан с профессиональной деятельностью.


Схема 2. Пространство интеграции воли, разума и чувства

Есть три базовых психологических категории. Выделение этих категорий обуславливают наличие соответствующих психологических теорий. Категория первая - воля. Вторая категория - разум. И третья категория - это чувства. В результате интеграции получается трехмерное пространство (см. Схема 2). Не сложно заметить, что существующие психологические теории как правило имеют дело с комбинациями этих категорий, где одна - доминирующая, а другие создают фон. Категория разума - это психоанализ. Соответственно, примат разума в психоанализе неоспорим, остальные категории занимают соподчиненное положение. Категория воли - бихевиоризм, поведенческое направление. Чувства - это гуманистическое направление. Резонно положить, что теория субъективной реальности, как интегративная концепция, с необходимостью должна рассматривать указанные категории их взаимосвязи во всей полноте. Это и будет "интеграция сверху".
Интеграция подходов "снизу" происходит через состояние - "состояние интеграции" консультанта. Причем, чем устойчивее состояние, тем полнее происходит интеграция используемых подходов, приводящая к формированию у консультанта (психотерапевта) индивидуального стиля деятельности. Здесь уместно вспомнить, и ранее я говорил об этом, что в "состоянии интеграции" у консультанта расширяются перцептивные и концептуальные поля и увеличивается способность к дифференциации. В целом, профессионализация представляет собой устойчивое расширение перцептивных и когнитивных полей, с повышением дифференциальной чувствительности (выделении фигуры из фона) и формированием навыков взаимодействия в зоне профессионального применения. Нетрудно заметить, что чем больше у практика усвоенных в процессе работы подходов, тем шире база для интеграции у него имеется. Чем глубже "состояние интеграции" проникает в его реальную жизнь, тем глубже и устойчивей интеграция методических подходов. Дополняет эту картину время пребывания консультанта в специальности.
Я в своей жизни был и бихевиористом, и психоаналитиком, и гуманистическим психологом и энэлпистом. Я могу сказать: правда есть везде и правды нет нигде. Все теории - лишь языки описания. Менять их очень занятное предприятие. Однако, входить в описания имеет смысл только целиком, потому что неполное вхождение не позволяет дойти до сути конкретного подхода, стоящего за пределами описания. Суть - в состоянии. То есть, если не становишься полностью включенным, можно сказать, адептом, попадаешь в положение туриста, наблюдающего из окна автобуса экзотику загадочных мест. А самая большая проблема наблюдателя в том, что наблюдателю не наливают. Наливают только участникам. (Аплодисменты).
На этом я завершу свое выступление.
Литература
  1. В. Зеленский. Аналитическая психология. Словарь. СПб, 1996 г. с. 219.
  2. Э. Сэмьюелс, Б. Шортер, Ф. Плот. Критический словарь аналитической психологии К.Г. Юнга. М., 1994 г., с. 67.
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Методология преобразующего взаимодействия (целевые модели взаимодействия в многомерных пространствах)":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Взаимодействие поисковой и непоисковой рекламы

Рекламодатели обладают большим арсеналом средств и методов, чтобы достучаться до потребителей. Используются самые различные каналы: радио, телевидение, интернет; строго соблюдается специфика каждого. Определение и выбор методов рекламы определяется сквозь призму того или иного канала информации.

» Продвижение и оптимизация - 1173 - читать


Вопросы взаимодействия банков и оценочных компаний

Материал предоставлен: Методический журнал «Банковское кредитование» / Банки сегодня плотно сотрудничают с оценочными компаниями, в частности, при кредитовании под залог. Автор статьи предлагает пути решения таких актуальных задач как достижение эффективного результата при взаимодействии банка и оценочной компании, анализ типовых ошибок, совершаемых при работе с оценщиками.

» Банки и кредиты - 2204 - читать


Законные схемы оптимизации налогообложения при взаимодействии фирмы и предпринимателя

Законные схемы оптимизации налогообложения при взаимодействии фирмы и предпринимателя Источник: Налоговый учёт для бухгалтера №9 - 2004г. Предприниматели не обязаны открывать расчетный счет, для них не существуют лимиты расчетов наличными и остатка денег в кассе, а главное — даже кассовую книгу предприниматель вести не обязан, как и оформлять приходные и расходные кассовые ордера.

» Бухгалтерия и аудит - 4016 - читать


Логистика и маркетинг: проблемы взаимодействия

Дмитрий Перник, Директор департамента по логистике ОАО «Лебедянский»,"ЛОГИСТИК & система" Дискуссия о взаимодействии логистики и маркетинга часто перетекает в выяснение вопроса, кто важнее в компании, и неминуемо заходит в тупик. Гораздо продуктивнее будет проанализировать реальные моменты столкновения или пересечения интересов двух функциональных отделений и определить, каким же образом они должны взаимодействовать Целью любой производственной или торговой системы являе ...

» Управление и менеджмент - 3636 - читать


Стиль управления как основа взаимодействия руководителя и подчиненных

Источник: Журнал " Кадровый менеджмент"

» Управление и менеджмент - 6327 - читать



Статья на тему Наука и образование » Направления в науке » Методология преобразующего взаимодействия (целевые модели взаимодействия в многомерных пространствах)

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru