В НЛП мы думаем о «состоянии сознания» как о целостном, охватывающем тело и разум состоянии, включающем наши внутренние репрезентации (в том числе верования, ценности, решения и проч.) и физиологию (нейрологические ответы во всем теле, позу, дыхание, напряжение мускулов и т.д.). Такие первичные состояния имеют отношение к чему-то во внешнем мире. Я называю такие состояния первичными отчасти потому, что они обычно включают первичные эмоции: страх, гнев, радость, удовольствие, печаль/горе и т.д.
«Я чувствую удовольствия по поводу моего повышения.» «Я боюсь, что Джон может не выполнить своего обещания.» «Я чувствую гнев по поводу того, как Джоан разговаривает со мной.»
С Моделью Мета-Состояний (Meta-States Model) (Холл, 1995) мы можем теперь рассматривать «состояние-по-поводу-состояния» (мета-состояние).
«Я чувствую себя виноватым, когда сержусь.» «Я чувствую себя сбитым с толку, когда слишком спокоен; может быть, со мной что-то не так?» «Я чувствую себя по-настоящему спокойным и сосредоточенным по поводу моего страха.» «Я горжусь нанесенным мне оскорблением!»
С помощью этой модели Мета-Состояний вы можете узнать, проанализировать, и более эффективно работать с саморефлексирующим сознанием, когда оно замыкает петлю обратной связи на себя таким образом, что вы генерируете добавочные мысли-и-чувства (другое состояние) по поводу предыдущего состояния.
Это дает вам возможность работать с моделью, которая позволяет находить различия относительно субъективности клиента, происходящей от периодического возвращения сознания к предыдущему состоянию (что не просто сделать со стратегической моделью).
Следующий шаг – Относительные Мета-Состояния
Сейчас пришло время использовать концепцию Мета-Состояний не только на интра-персональной (или интрапсихической) арене, но и в интерперсональной области опыта. Интра-психически, я могу интра-позиционировать себя в некие очень негативные, деструктивные, морбидные, и нересурсные «драконовские» состояния: страха-по-поводу-страха (паранойя), отвращения-по-поводу-радости (реальный убийца радости!), отказа от негативных эмоций (что направляет мою психическую энергию против меня), страх гнева, беспокойство-по-поводу-беспокойства, и т.д. Я могу также мета-позиционировать себя в некоторые мощные ресурсные состояния: спокойствие-по-поводу-гнева, понимание-в-отношении-совершения-ошибок, смелость-вызванную-любовью и т.д.
Сейчас, если я войду в определенное состояние, касающееся первичного состояния по отношению к самому себе – это будет значить, что я поставлю себя в мета-состояние; но если я войду в состояние, касающееся состояния другого человека, тогда интерперсонально, я ставлю себя в позицию мета-состояния по отношению к этому человеку. Таким образом, если Джон сердится на меня, и демонстрирует мне свой гнев (договоримся, что он делает это соответствующим образом, любезно и заботливо) и я все-таки боюсь его гнева – тогда в то время как я достиг первичного состояния страха, по отношению к Джону, я достиг мета состояния страха-по-поводу-его-гнева.
Что дальше? Мой страх в этом отношении будет функционировать внутри меня в значительной мере таким же образом, как если бы я достиг похожего мета-состояния внутри себя по отношению к своему собственному гневу. Если я боюсь-своего-гнева, значит мой гнев становится для меня невозможной эмоцией. Я отбрасываю его. Я закрываю себя для послания гнева. Я не хочу знать об этом. Я наложу на это табу, уничтожу это, убегу от этого, подавлю это и т.д. Я обращу мою психологическую энергию против себя.
То же самое происходит, когда я занимаю позицию мета-состояния по отношению к гневу Джона. Когда я начинаю бояться (не вредных, угрожающих действий – которые могли бы исходить от разумных и привычных объектов страха) его эмоции гнева, тогда я достигаю мета-состояния страха-по-поводу-гнева (гнева Джона). Таким образом, я отбрасываю тот явный факт, что он имеет эмоции. Я ничему не научусь в таком случае – я не спрошу его о его гневе, я не исследую смысл или интенсивность его гнева. Я не вовлеку его в ситуацию, которая поможет реально проверить его гнев. Я буду избегать этого, бежать от этого, пытаться остановить это, табуировать это – возможно, осуждая его за то, что он сердится на меня (другое интерперсональное мета-состояние).
Мета-состояние: страх страх
Первичное состояние мой гнев его гнев
Это значит, что я не только попадаю внутрь мета-состояния по отношению к самому себе – к своим собственным ментально-функциональным состояниям и к своим собственным концептуализациям (генерализациям, верованиям, ментальным «категориям»), но я также достигаю позиций мета-состояния по отношению к охватывающим разум и тело состояниям других.
Интерперсональные и Групповые Мета-Состояния Майкла Гриндера
Майкл Гриндер предложил следующие примеры на своем семинаре-конференции «Искусство Презентации» в Ассоциации НЛП Горных Штатов (Апрель, 1996). Рассказывая о теме «осознавание сопротивления», Майкл описал несколько лингвистических паттернов для прощупывания сопротивления в толпе до того, как сопротивление становится явным.
Например, во время введения в тему, презентатор может отступить на минуту в сторону и попросить аудиторию поднять руки в ответ на вопрос: «Как много из вас на самом деле не хотят быть здесь?» Тех участников презентации, которые поднимут руки, презентатор может похвалить, заметив: «Я ценю вашу честность». Если провести некоторую тренировку дома, то можно осознанно воспринять и «легализовать» тех, кто «вынужден» был придти на тренинг.
Затем прощупывание некоторого аспекта предстоящего тренинга: «Некоторые из вас могут не любить х». Или «Какой-то частью вы можете не любить х!» Далее презентатор может сойти с этого места, и посмотреть назад на это место (пространственно якоря это состояние на сцене), и может проделать некоторый рефрейминг: «И, хотя данный аспект, возможно, несколько беспокоит вас, на долгом пути обучения это может помочь вам и развить новые навыки и способности, которые сделают вас более эффективными.» Подумаем о том, что это дает с позиций мета-состояний. Докладчик, узнавая существование состояния сопротивления, и осознавая это, занимает мета-позицию по отношению к этому. Далее одобрением этого с помощью привнесения своего собственного состояния понимания и принятия этого – он создает мета-состояние понимания-по-поводу-сопротивления, как если бы он сказал: «Я понимаю ваше сопротивление – оно имеет ценность».
Попробуйте это в интраперсональных взаимодействиях. Подумайте о времени, когда вы сопротивлялись чему-либо. Теперь позвольте себе испытать понимание вашей способности противостоять чему-либо. Стоп. Дышите глубоко. Достигните понимания-по-поводу-сопротивления. Как мета-состояния сопротивления с принятием трансформирует это внутри вас? (Обычно это успокаивает и смягчает сопротивление, позволяя использовать его более эффективно.) Обратите внимание также на другой языковый трюк, предложенный Майклом Гриндером. «Я высоко ценю вашу честность.» Поднятие рук и присвоение состояния «сопротивления» теперь имеет другое название (честность). Это предполагает или подразумевает, что честность и аутентичность на самом деле управляют сопротивлением.
И еще один кусочек. «Какой-то частью вы можете не любить х!» Если это приводит к тому, что человек начинает думать «Да, часть меня может действительно не любить х!», то затем он может принять невысказанную пресуппозицию, что «Часть меня может любить х!» Это разделяет состояние. Это ослабляет его, делая его неконгруентным.
Принятие их…
Сопротивления Несопротивления
Суммируя, можно сказать, что модель Мета-Состояний позволяет презентатору начать с занятия мета-позиции (состояния) по отношению к состоянию индивидуума (сопротивлению). Он мета-позиционирует это первичное состояние принятием. Далее он рефреймингует это как честность. В мета-позиции мы имеем больше возможностей устанавливать рамки отношений и придавать новые и более мощные значения путем присвоения более значительных названий вещам!
Грегори Бейтсон (1972) сказал, что «мета-послания всегда модифицируют послания более нижних уровней». Тогда, с маневрами языковых трюков, он использует некоторые пресуппозиции, чтобы разделить и преодолеть состояние сопротивления таким образом, чтобы достичь тех частей личности, которые могут желать воспринимать и признавать.
В итоге, презентатор мета-мета-позиционирует сопротивление индивидуума/индивидуумов путем достижения состояния принятия-по-поводу-сопротивления, он берет инициативу на себя и думает-чувствует и говорит о сопротивлении. С помощью пресуппозиции, это подразумевает, что он несет ответственность за сопротивление. Сказано очень много: «Поднимите ваши руки и сотрудничайте со мной целиком и полностью, если вы хотите сопротивляться мне, говоря, что вы не хотите быть здесь!» «Подобно парадоксу «Будь спонтанным», это работает, если вы знаете как разобраться с логическим уровнем состояния и не смущаться, думая, что команда существует на том же самом логическом уровне, на котором существует содержание команды.
Разговор о (Подразумевается: сотрудничайте со мной полностью поднятием ваших рук и честным признанием вашего состояния сопротивления) Состоянии Сопротивления
Кажется, это работает таким же образом, как и парадокс, на который наткнулся Зигмунд Фрейд. (Я не думаю, что он понимал динамику этого, и по сути отнес это к другим факторам). Он хотел, чтобы его «пациенты» лежали на кушетке и затем инструктировал их «свободно ассоциировать» – позволить их мыслям приходить и уходить – и говорить что бы ни пришло в голову. Сидя позади и над пациентом (какой замечательный якорь для позиции мета-личности!), он затем отслеживал их ментальную продукцию и мета-позиционировал ее с пониманием, принятием, разрешением, интересом, любопытством и т.д. «Да, и что еще?» «Ах-ах, это интересно.» Интерперсональное использование Мета-Состояний Кажется, это открывает целую новую арену для исследований, не так ли? Это предлагает модель для обдумывания, анализа и работы с ментально-эмоциональными состояниями сознания, касающимися друг друга, которые мы можем взять, когда мы взаимодействуем и налаживаем связи. Какое состояние я беру в отношении тех людей, которых я люблю? Часто мы просто разделяем состояния. Я чувствую твою радость с тобой. Я чувствую твою печаль с тобой. Я чувствую твою потерю, надежду, ожидание и проч. с тобой.
Но иногда мы занимаем позицию мета-состояния по отношению к другим: я рад твоей радости, я рад твоему горю, я рад твоему успеху; я высоко ценю твою чуткость; я боюсь твоей печали; я чувствую вину по поводу твоего огорчения и разочарования; я сержусь по поводу твоей глупости и т.д. (Комбинации метасостояний генерирует все типы диких и прекрасных и таинственных конфигураций) (Смотри предыдущую статью: Дикие и прекрасные вещи, которые ты можешь делать м метасостояниями).
Какие состояния вы обычно используете, когда вы попадаете в метасостояние по отношению к другим? Как кажется, некоторые люди занимают мета-позицию негативизма и пессимизма по поводу любого и каждого состояния, которого достигают другие люди! Вы знаете таких? Другие впадают в состояние Мэри Поппинс, которая пребывала в нереалистичном оптимизме по поводу любого и каждого состояния других! А некоторые занимают диссоциированное состояние по поводу всех состояний других людей. Как много гибкости в мета-позиционировании других имеете лично вы?
Когда Т.А. (Трансактный Анализ) принимает эго-состояние Родителя (т.е. распоряжающееся, созависимое, фиксированное положение), Взрослого (т.е., диссоциированное, рациональное, серьезное состояние) и Ребенка (игривое, хныкающее, зависимое, жертвенное, счастливое состояние), они имеют дело с девятью или около того наборами интерактивных взаимодействий а их модели.
С этой НЛП моделью для метапозиционирования других число комбинаций путей взаимодействия и генераций состояний-по-поводу-состояний становятся бесконечными. Пора идти играть.
загрузка...