Все учебные и образовательные методы делятся на несколько видов, в зависимости от способов деятельности учителя и ученика.
-
Информационно-рецептивный метод. Состоит в предъявлении готовой информации и её усвоении в готовом виде учащимися.
-
Репродуктивный метод. Предполагает проведение учителем воспроизведения, то есть репродуцирования видов деятельности, о которых он уже сообщали образец, который показал. Ученики выполняют задание по образцу, неоднократно повторяют одно действие и в результате овладевают навыками и умениями. Метод используется на уроках повторения и закрепления материала.
-
Исследовательский метод. Учитель организует поисковую творческую деятельность учащихся путём постановки новых проблемных для них задач. Эти проблемные ситуации учитель создаёт сам по ходу учебного процесса и выстраивает по степени возрастающей сложности и доступности, требуя подготовки учащихся.
-
Частично-поисковый метод (эвристический). Учитель ставит проблему, а ученики выдвигают гипотезу. Или учитель излагает факты, а ученики делают выводы. Ярким воплощением метода является эвристическая беседа, то есть цепь взаимосвязанных вопросов учителя, составляющей проблемы и проблемы, ведущей к решению.
-
Метод проблемного изложения. Проблему ставит учитель, он же её и решает, но при этом показывает противоречивые пути самого процесса познания.