Только на днях гибридная Toyota Prius II завоевала титул автомобиль года в Европе, показав, что гибридная технология перестала быть экзотикой на дорогах. Тем временем американские морпехи завершают испытания боевого внедорожника, оснащённого гибридным приводом.
Экзотический разведывательный автомобиль "Тень" (Shadow RST-V) был создан американской компанией General Dynamics Land Systems при сотрудничестве с лабораторией боевой техники корпуса морской пехоты США и спонсорской помощи научно-исследовательского агентства Пентагона DARPA.
Аббревиатура RST-V означает Reconnaissance, Surveillance and Targeting Vehicle, то есть транспортное средство для разведки, наблюдения и целеуказания.
Этот четырёхколёсный и четырёхместный автомобиль интересен, прежде всего, своим гибридным приводом.
Причём, в отличие от гражданских серийных гибридных машин японских и американских компаний, военные выбрали последовательную схему.
В передней части Shadow установлен современный дизель: объём 2,5 литра, турбонаддув, охлаждение наддувного воздуха, общая топливная рампа, непосредственный впрыск. Его номинальная мощность составляет 114 киловатт. Дизель приводит генератор на постоянных магнитах мощностью 110 киловатт.
В каждое колесо машины встроен электромотор мощностью 50 киловатт. Максимальная скорость машины 112 километров в час.
Нетрудно заметить, что суммарная мощность электромоторов превышает мощность генератора. Дополнительную энергию в случае необходимости поставляет комплект литиево-ионных аккумуляторов.
Их генератор заряжает при спокойном движении. Разумеется, и колёсные моторы могут выступать как генераторы, при торможении или спуске под уклон.
Ёмкость батарей составляет 20 киловатт-часов, а пиковая выходная мощность 80 киловатт.
Выдвинув камеры на высокой мачте, "Тень" может незаметно вести разведку (фото с сайта army-technology.com). |
Оказывается, и здесь экономия важна. Во-первых, она позволяет машине дольше работать на одной заправке. Для Shadow этот параметр составляет 758 километров, при баке ёмкостью всего 95 литров. Неплохо для военного джипа.
Во-вторых, экономия может оказаться критической в условиях перебоев с поставками топлива из тыла.
В-третьих, затраты на манёвры, учения и даже войну всё же считают. Во всяком случае, американские военные с гордостью сообщают, что за один месяц типичной расширенной разведывательной миссии один такой автомобиль потратит 200 килограммов топлива, в то время как Humvee 472 килограмма.
Из гибридного привода военные извлекли ещё несколько выгод. Внутренний объём в салоне у этой машины такой же, как у "Хаммера" в то время, как внешние габариты меньше. Ведь громоздкой механической трансмиссии тут вообще нет. А это важно не только для транспортировки, но и для выживаемости на поле боя.
Двигаться машина может и при поломке дизеля (если остался запас энергии в батареях), и даже при поломке трёх электромоторов из четырёх. А это опять-таки преимущество в плане выживаемости в бою.
О высоте машины нужно сказать особо. Благодаря пневмоподвеске на всех колёсах, положение кузова может меняться в широких пределах, комбинируя высокую проходимость (когда нужно) с малой заметностью.
Возможность "приседать" почти до земли пригодится во многих ситуациях (фото с сайта army-technology.com). |
Тут и пригодится ещё одно преимущество гибридного привода возможность движения только на аккумуляторах (пробег на полной зарядке 32 километра). При этом шум от машины почти исчезает, так же, как и её тепловой след.
Кстати, возможность приседать поможет этой машине втиснуться в грузовой отсек боевого самолёта вертикального взлёта (конвертоплана) V-22, стоящего на вооружении морской пехоты США, в который обычный тяжёлый внедорожник не помещается.
Вообще же, "Тень" может двигаться на любом сочетании источников энергии: на ДВС и батареях, только на ДВС (сохраняя заряд аккумуляторов про запас) или, как мы уже сказали, только на батареях.
Благодаря алюминиевому корпусу (с дополнительными элементами бронирования, устанавливаемыми в зависимости от задачи), машина имеет сравнительно низкую массу, что облегчает её транспортировку различными моделями вертолётов и транспортных самолётов.
Как и положено наследнику "Хаммера" (а, видимо, такую роль прочат "Тени" её создатели), машина может быть оборудована для выполнения самых разных миссий: передовое охранение, передовой контроль воздушной обстановки, разведка, санитарная машина, ПВО, курьерские задачи, противотанковое средство, мобильный миномёт, наконец мобильный командный или связной пункт.
Соответственно, машина может комплектоваться пулемётами различного калибра, гранатомётами, миномётом или пусковыми установками противотанковых ракет.
| ||
Это, к примеру, телевизионные системы наблюдения, действующие в видимом и инфракрасном спектрах, лазерный дальномер и целеуказатель, радарные и лазерные предупреждающие датчики.
Компьютеризированная система обработки данных, спутниковая навигация и инерционная система навигации, электронный компас, коротковолновые и спутниковые коммуникации дополняют этот набор.
Сейчас несколько экземпляров "Теней" завершают испытания, а в 2005 году программа должна вступить в следующую фазу.
Судьба машины, видимо, должна быть счастливая. Ведь при всех своих достоинствах в экономичности и скрытности этот автомобиль получился ещё и проворным.
На одном из военных полигонов он установил рекорд прохождения внедорожной трассы 13 минут 50 секунд. Прежний рекорд составлял 32 минуты.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru