Миру известно несколько технологий создания объёмных движущихся изображений и, кажется, придумать нечто принципиально новое тут уже невозможно. Однако американский изобретатель, художник и инженер доказал обратное.
С инженером Эдди Полом (Eddie Paul), главой и основателем калифорнийской компании EP Industries наши читатели уже знакомы.
Именно он спроектировал необычный коаксиальный двигатель, который, предположительно, в 2006 году должен быть поставлен на шикарный спортивный автомобиль марки Duesenberg, возрождаемой сейчас в США.
Кроме этого, Пол создал массу занятных вещей, в частности, вполне работающий киношный реквизит: от механических акул и необычных автомобилей-монстров до точной копии планера Отто Лилиенталя.
Но сейчас нам интересно другое – совершенно феноменальный и гениально простой способ записывать и воспроизводить объёмное кино, который запатентовал недавно Пол.
Рассказывая о нём, изобретатель напоминает о двух самых известных сейчас методах записи объёмных фильмов. Это камера (неважно, плёночная или цифровая) с двумя объективами, разнесёнными словно человеческие глаза, и, соответственно, два набора кадров – для левого и правого глаза. А ещё – это снимки с разных точек (та же сдвоенная кинокамера) через цветные светофильтры.
Механическая акула Эдди Пола вполне натуралистична (фото с сайта gizmag.co.uk). |
Это похоже на карманные календарики с гребёнкой на поверхности, которые дают объёмное изображение при взгляде с определённого ракурса.
Другой вариант разделения – поляризованные светофильтры на правом и левом проекторах и, соответственно – поляризованные в перпендикулярных плоскостях фильтры на стереоскопических очках.
Стало быть, как вариант, цветные фильтры (дополнительных цветов) на глазах при съёмке, естественно, через цветные фильтры. Но тогда изображение получается чёрно-белым.
В методе американца нет ничего похожего. Даже очков не требуется. Так же, как не нужно и специального киноэкрана, и двух проекторов. И даже съёмка ведётся одной кинокамерой, самой обычной. А эффект объёмности изображения возникает. Что за чертовщина?
Сначала немного истории.
Разработка Пола – система Circlescan 4D отталкивается от эффекта Пульфриха, названный в честь Карла Пульфриха (Carl Pulfrich), который в 1920-х годах обнаружил, что существует заметно различное восприятие света человеком при смене яркости изображения в разных кадрах.
И если на один глаз человека поместить тёмный светофильтр, а второй оставить открытым, то обработка мозгом затемнённого кадра займёт на долю секунды больше времени, чем обработка изображения, увиденного незакрытым глазом, а в результате один и тот же кадр левый и правый глаз словно увидят с разделением во времени.
| ||
Когда зритель просматривает полученные кадры с тёмным фильтром на одном глазу, то для этого (одного, что важно) глаза кадры смещаются во времени, а поскольку камера успевает за промежуток между кадрами сместиться на несколько сантиметров – получается стереопара, которую мозг преобразует в объёмное изображение.
Таким образом, для съёмки не нужна стереокамера, а при воспроизведении – специальный экран. А главное – ни при съёмке на плёнку, ни при съёмке цифровой записи – не требуется удвоения ресурсов, то есть носителя.
Ведь в случае обычного стереокино – это лента двойной ширины (для двух кадров вместо одного), а в случае цифровой записи – удвоение потока данных (правый и левый кадр).
Здесь же каждый кадр является и правым, и левым.
Но этот метод использования эффекта Пульфриха обладает недостатками. Он не работает, если требуется снимать сцену неподвижной камерой, с одной точки. Он даёт очень плохую картинку, если движется не только камера, но и сам объект съёмки, или он быстро меняется, скажем – человек резко жестикулирует.
Эдди Пол и его установка Circlescan 4D (фото с сайта gizmag.co.uk). |
Здесь точка съёмки постоянно вращается по небольшому (сантиметров тридцать, примерно, в диаметре) кругу, лежащему в плоскости, перпендикулярной направлению на снимаемый объект. Скорость вращения – один оборот в минуту.
Система вращающихся зеркал направляет изображение в объектив обычной кинокамеры, да так, что объект съёмки вовсе не переворачивается вверх тормашками.
А постепенное смещение точки зрения вправо-влево и вверх-вниз и так далее, на первый взгляд абсолютно незаметно на получаемых кадрах, ведь между соседними кадрами зеркала смещаются совсем чуть-чуть. Особенно если, скажем, объект съёмки удалён от камеры на несколько метров и дальше.
Но для мозга, для зрительной системы человека это смещение, оказывается, заметно. И если применить тёмный светофильтр на одном глазу для смещения соседних кадров во времени – человек увидит объёмное изображение.
При этом сама камера может быть неподвижной, а может двигаться – как захочет режиссёр. Движения самого снимаемого объекта тоже не влияют на результат.
Наконец, самое удивительное, что при такой съёмке эффект объёмности возникает в мозге и без половинки тёмных очков, хотя и более слабый.
Ещё один снимок Пола (в центре) за работой (фото с сайта gizmag.co.uk). |
И обратите внимание – такое объёмное кино можно показывать обычным проектором в обычном кинотеатре, транслировать по обычной системе телевидения.
Всё, что требуется для завораживающего объёмного эффекта – тёмный фильтр на одном (любом) глазу, который притормаживал бы процесс осмысления образа для одной из половинок мозга.
Отсюда, кстати, и введённый Полом термин четырёхмерного кино. Это намёк на 3D c добавлением четвёртого измерения – времени.
Сколько пройдёт времени, прежде, чем Circlescan 4D распространится по планете? Посмотрим. В объёме.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru