Нацистская подлодка U-727, перевозившая груз химического оружия, была торпедирована близ берегов Гренландии. Опустившись на дно, остатки субмарины попали в тёмную пещеру с запутанными ходами и сильным течением. Теперь баки с ядом дали течь и необходимо срочно их залатать.
Приблизительно так звучал сценарий состязания подводных роботов, прошедший недавно в США. В конце июня 2004 года университет Калифорнии в Санта Барбаре (University of California, Santa Barbara) принимал у себя участников, судей и гостей третьего ежегодного соревнования студентов колледжей, университетов, клубов робототехники и средних школ по проектированию и постройке дистанционно управляемых подводных роботов (ROV Competition).
34 команды представили машины, соревновавшиеся в двух классах: Explorer и Ranger, отличающихся ограничениями по энергопотреблению и, соответственно, возможностями.
Сами аппараты выглядят неказисто – это какое-то нагромождение труб каркаса (трубы пластиковые, по-видимому, водопроводные), поплавков, миниатюрных водомётов, видеокамер, гидрофонов и манипуляторов, за которыми тянутся длинные кабели управления.
Любопытно, что направлять свой аппарат студенты должны, ориентируясь всего лишь по двум мониторам, транслирующим картинки с бортовых камер.
И хотя сравнительно неглубокий бассейн с искусственными препятствиями и россыпью предметов на дне – далеко не реальное море, задача у ребят и их железных подопечных была сложной.
| ||
Всего робот должен выполнить семь задач за общее время 25 минут. Это не так много. К тому же на самодельные аппараты то и дело "нападают гремлины", они выдают "глюки" и прочие "баги". Не зря же мониторинг электронных и электрических схем – непременная составная часть проекта.
Непредвиденные отказы добавляют соревнованию остроты. Вот на бортике бассейна юные инженеры, чертыхаясь, перематывают гидроизоляцию электромоторов, а рядом их соперники пытаются провести свой аппарат в подводную "тёмную пещеру", ругая себя за экономию на дополнительном свете.
Нужно сказать, что уровень студенческого творчества весьма высок. Пусть вебкамеры за $50 помещены в бутылки из-под "Пепси", а электромоторы, бывает, взяты от игрушек.
Испытания робота команды школы Карла Хайдена. В герметично заклеенном дипломате наверху машины – электроника (фото с сайта freewebs.com). |
Одна из задач звучит как "связь между студентами и профессионалами". Думается, движение знаний и оригинальных идей тут двустороннее.
В этом году победу в классе Explorer одержал аппарат из школы Карла Хайдена (Carl Hayden High School), а в классе Ranger – из школы Кембриджа (Cambridge Rindge & Latin School).
| ||
Однако, учитывая доступность комплектующих, низкие затраты, ручную работу и в результате полёт фантазии, можно сказать, что и "старшим товарищам", работающим на ниве подводного роботостроения – тут есть чему поучиться.
Ведь и у хозяек помидоры, картошка и огурцы на столе – почти одинаковые, а такие разные салаты получаются.
Маленькие подводные труженики тащат своих авторов к вершинам "кулинарного искусства", а "повара с опытом" ищут себе перспективных помощников. Такое вот получается развлечение с перспективой.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru