Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Human Torpedoes. Часть первая: итальянские "свиньи"

 

Human Torpedoes. Часть первая: итальянские "свиньи"

 

 

Торпеда — "самодвижущийся, самоуправляемый подводный снаряд сигарообразной формы, несущий заряд взрывчатого вещества". Уберём из определения энциклопедии все "само", посадим внутрь человека и разберёмся, что это было.

Как вы понимаете, речь пойдёт, грубо говоря, о людях-снарядах, о тех, кто становился оружием уничтожения и самоуничтожения.

Для начала уместно будет вспомнить циркачку "Зэзел", которая, как говорят, стала в 1877 году первым человеком-ядром. Ею выстрелили из пушки в Лондоне, она пролетела около 661 метра.

загрузка...

 

 

Интересно, что с ней было потом, а?

Или вот — литературный эпиграф. Кто написал "Удивительные приключения барона Мюнхгаузена"? Конечно, все помнят, что это Готфрид Август Бюргер. Цитата как раз по нашей теме:

Знал бы барон, что люди будут плавать верхом на торпедах, да ещё и в один конец (иллюстрация website.lineone.net).

Знал бы барон, что люди будут плавать верхом на торпедах, да ещё и в один конец (иллюстрация website.lineone.net).
"Мы осаждали, не помню уже сейчас, какой город, и фельдмаршалу было необычайно важно получить точные сведения о положении в крепости.

Было чрезвычайно трудно, почти невозможно пробраться сквозь все форпосты, караулы и укрепления. С обычным мужеством и служебным усердием я, пожалуй, чересчур поспешно, стал подле одной из наших самых больших пушек, из которой как раз в эту минуту собирались произвести выстрел.

Одним махом вскочил я на ядро, рассчитывая, что оно занесёт меня в крепость. Но когда я верхом на ядре пролетел примерно половину пути, мною вдруг овладели кое-какие не лишённые основания сомнения.

"Гм, — подумал я, — туда-то ты попадёшь, но как тебе удастся сразу выбраться обратно? А что тогда случится? Тебя сразу же примут за шпиона и повесят на первой попавшейся виселице". Такая честь была мне вовсе не по вкусу.

\\'Итальянская

Итальянская торпеда "свинья", захваченная британцами (фото web.ukonline.co.uk).
После подобных рассуждений я быстро принял решение, и, воспользовавшись тем, что в нескольких шагах от меня пролетало выпущенное из крепости ядро, я перескочил с моего ядра на встречное и таким образом, хоть и не выполнив поручения, но зато целым и невредимым вернулся к своим".

Ну а мы не о ядрах, а подводных снарядах, содержащих человека. Названий у торпеды, управляемой изнутри, масса, так же, как и стран, которые на человекоторпеды возлагали определённые надежды.

Больше других на этой ниве отличились японцы, посадившие в торпеды смертников, а придумали это оружие, как ни странно, итальянцы.

Так вот, итальянцы называли человекоторпеды SLC (Siluro lenta corsa — торпеда на медленном ходу) или "maiali", что значит — "свиньи". Британцы величали их "Chariots", что можно перевести, как "колесницы". Немцы нарекли "живые снаряды" так: "люди-лягушки", "Neger", "Marder" и U-Boot.

Американцы, понятное дело — "Human Torpedoes", японцы же прозвали это оружие "Kaiten" (кайтен — сотрясение небес). А вот русские толком не называли никак, поскольку таких торпед у наших вроде бы не было. Вот и приходится нам теперь заниматься словообразованием.

\\'"Пилота"

"Пилота" торпеды готовят к запуску (фото web.ukonline.co.uk).

Хотя пионер американского субмариностроения Джон Холланд (John P. Holland) сделал набросок маленькой подлодки ещё в 1890-х, а превратить эту штуку в подводный управляемый снаряд впервые предложили двое молодых итальянских инженеров Тезео Тезей (Teseo Tesei) и Элиос Тоски (Elios Toschi).

\\'Обложка

Обложка книги Кенделла Макдональда (Kendall McDonald) "Колесницы в море", посвящённая британским человекоторпедам (иллюстрация divernet.com).
Правда, Дон Миллер (Don Miller) в своей статье "Коммандос: формирование, подготовка, выдающиеся операции спецподразделений", перевод которой публикует "Центральный толстый журнал", пишет, что первыми были лейтенант итальянского флота Рафаэль Паолуччи и инженер Р. Росетти.

Они в годы Первой Мировой войны создали оригинальную конструкцию, похожую на торпеду, которой должен был управлять человек:

"Боеголовка торпеды содержала 170 кг взрывчатки и была оснащена сильным магнитом, который удерживал заряд вблизи борта судна, 1 ноября 1918 года австрийский порт Пола потряс взрыв. Линкор "Вирибус Унитис" пошёл на дно. Акция Паолуччи достигла своей цели".

Дальше Миллер соглашается с другими: в октябре 1935 года Тесей и Тоши представили проект в соответствующее ведомство, а к концу 1936 года опытный образец Siluro lenta corsa был построен и испытан. Впрочем, проверять и исследовать SLC продолжали до июня 1940 года.

Одну из первых человеческих торпед спускают на воду для испытаний.

Одну из первых человеческих торпед спускают на воду для испытаний.

Ясно, что итальянцы делали торпеду не для самоубийц. По сути, это была маленькая лодка, способная на погружение на небольшую глубину.

"Размеры — 6,7 метров в длину и 53 см в ширину. Благодаря бакам для балласта и сжатого воздуха, торпеда могла погружаться на глубину до 30 метров, — пишет Миллер.

— Два винта приводились в движение электродвигателем, питаемым батареей аккумуляторов. Торпеда развивала скорость в три узла (5,5 км/час) и имела дальность хода 10 морских миль (18,5 км)".

На место боевых действий торпеду доставляли на обычной подлодке. Затем двое диверсантов садились на неё верхом друг за другом, как на лошадь:

\\'"Живая

"Живая торпеда" возвращается на базу (фото web.ukonline.co.uk).
"На ней сидели пилот и командир торпеды. От ударов волн их защищал стеклянный щит, а в основании щита располагались бортовые приборы: магнитный компас, измеритель глубины, измеритель крена, рулевой рычаг, выключатели двигателя и насосов, удерживающих торпеду на нужной глубине.

За пилотом сидел ныряльщик-механик. Спиной он опирался о контейнер с инструментами (резак запорных сетей, запасной кислородный прибор, канаты и зажимы для фиксации взрывного заряда).

Экипаж был одет в лёгкие скафандры и пользовался кислородным прибором для дыхания. Баллонов с кислородом хватало на шесть часов".

Подплыв к кораблю врага на максимально близкое расстояние, торпеда погружалась, а ныряльщик закреплял на корпусе судна привезённый с собой 300-килограммовый заряд взрывчатки:

"Для маскировки лица ныряльщиков покрывали чёрной краской. На голову надевали сеть, покрытую водорослями".

Установив часовой механизм, итальянцы снова садились на торпеду и возвращались на базу, то есть на свою, может быть, усталую подлодку.

Это уже не модель. Настоящие торпедные аппараты для снарядов с людьми (фото web.ukonline.co.uk).

Это уже не модель. Настоящие торпедные аппараты для снарядов с людьми (фото web.ukonline.co.uk).

Сначала последовала долгая вереница неудач: "свиньи" тонули, их уничтожали, ловили в сети, экипаж травился и задыхался из-за несовершенства системы подачи воздуха, торпеды просто-напросто терялись в море и так далее.

Главной же задачей SLC были тайные нападения на британские военно-морские базы в Гибралтаре, Мальте и Александрии.

И вот, наконец, "свиньи" стали делать успехи: в ночь с 18 на 19 ноября 1941 года "живые торпеды" затопили два британских судна — Queen Elizabeth и Valiant: "Итальянцы одержали одну из самых блестящих побед в истории морских войн. 6 человек серьёзно повредили 2 линкора в строго охраняемом порту".

С этого момента англичане уже не могли не заинтересоваться человекоторпедами — из-за них суда гибли один за другим.

Интересно, каково это, чувствовать себя в торпеде? (фото uboatwar.net)

Интересно, каково это, чувствовать себя в торпеде? (фото uboatwar.net)
Королевский флот накрыл акватории заградительными сетями, в портах постоянно курсировали патрульные катера, время от времени сбрасывались глубинные бомбы.

Параллельно с оборонительными мероприятиями британцы допрашивали захваченных в плен диверсантов (а таковых было немало) и напирали на своих инженеров с требованием создать аналог итальянской "свиньи". После нескольких тщетных попыток было создано то, что по разным источникам, называлось Мк1 или колесница "Chariot".

По сути, это была копия итальянских SLC — двухместная торпеда для доставки взрывчатки на корабли недруга.

И топили итальянцы с британцами друг друга, враг врага долго и счастливо, но это уже не так интересно (и, может быть, страшно), как затея японцев с камикадзе.

О них — отдельная история в следующий раз. И про фашистские делишки тоже, наверное.

Продолжение следует.

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Human Torpedoes. Часть первая: итальянские "свиньи"":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Chevrolet Epica: первое знакомство

Уже в ближайшее время начнутся продажи нового седана Chevrolet Epica, пришедшего на замену хорошо известной модели Evanda. Как и предшественник, автомобиль полностью разработан в Корее, ведь Evanda это разработка компании Daewoo, которая год назад вошла в состав General Motors. Внешне Сhevrolet Epica выглядит довольно заурядно, различными элементами дизайна напоминая более дорогих конкурентов.

» Американскии автомобили - 3126 - читать


Honda CR-V: Первый вседорожник Honda

В тесте участвуют автомобили: Honda CR-V В октябре 1995 года был запущен в серию первый "хондовский" вседорожник - модель "CR-V". Первоначально она продавалась только в Японии.

» Японские автомобили - 4160 - читать


Hyundai Galloper первого поколения. Покупать или нет?

В тесте участвуют автомобили: Hyundai Galloper Интересно, сколько люди готовы переплачивать только за то, что у них будет товар с известным именем? Если, например, вам предложат два практически одинаковых автомобиля, но один из них будет иметь эмблему «крутой» марки, а второй будет вообще без названия, какой из них вы выберете.

» Корейские автомобили - 3573 - читать


Human Torpedoes. Часть последняя: немецкие бобры и японский банзай

Самые яркие страницы в историю человекоторпед вписали, ясное дело, японцы: их водители были самыми настоящими камикадзе. Использовали "живые торпеды" и гитлеровцы. Вот о работе человекоторпед этих стран в 1940-е мы и поговорим.

» Открытия и изобретения - 2139 - читать


Миучча Прада: «Первая леди» итальянской моды

Любая итальянская модница знает абсолютно точно, что в этом сезоне ей не обойтись без туфель на устойчивом каблуке из бамбука, плотных колготок кремового цвета и строго пальто с легким серебристым отливом. Ведь эти вещи были ключевыми в коллекции Миуччи Прада (Miuccia Prada) – самой уважаемой и авторитетной синьоры итальянской моды. В жизни она успевает все: создает роскошные коллекции одежды, воспитывает двух сыновей-подростков и, как поговаривают, собирается в политику.

» Мода - 1843 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Human Torpedoes. Часть первая: итальянские "свиньи"

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2025, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru