"Автожир" слово-то какое. И о рыбьем жире напомнит, и жиртрест из памяти вынырнет. Придётся в статье слегка и по автожирам пройтись, хотя речь о другом: строитель этих "жиров" понастроил в своё время такого, что и пером надо описывать, и в сказках поминать.
Чувствуется, что лётчики и парашютисты из-за сравнения авто с рыбьим жиром сжали кулаки, поэтому открываем энциклопедию и читаем с выражением вслух:
"Автожир (от французского autogyre, от греческого autós сам и gýros круг, вращение), летательный аппарат тяжелее воздуха, отличающийся от самолёта тем, что основной несущей поверхностью служит воздушный винт-ротор, свободно вращающийся вокруг вертикальной оси под действием встречного потока воздуха. Изобретён испанским инженером Хуана ла Сиерва в 1922 году.
В связи с развитием вертолётов, работы по созданию автожиров были прекращены".
Дополнение другого словаря: "Разработкой моделей автожиров занимались многие конструкторские бюро до начала 1940-х годов, в настоящее время он используется в основном в спортивных целях".
Ну, что? Справедливость уже должна вовсю торжествовать, а парашютисты и пилоты облегчённо улыбаться.
Пришла пора объяснить, к чему написанное выше относится. С 1917-го по 2000 годы вместе с нами на планете жил талантливый конструктор и, можно сказать, изобретатель.
| ||
Останься он здесь, мы бы, конечно, называли его Игорем Бенсеном (отчество, к несчастью, нам неизвестно) и по имени-отчеству безо всякого сомнения. Но построил бы он те летательные аппараты, которыми до сих пор восхищаются пилоты и парашютисты? Предлагаем вам самим ответить.
Кстати, ругают на чём свет стоит Америку и дискутируют об утечке мозгов у нас здесь.
До конца неясно почему, но в Интернете о выдающемся человеке по имени Igor Bensen, равно как и об Игоре Бенсене, написано крайне мало чего. Но вот инженер-программист с эстонской электростанции Максим, чей сайт "Все вертолёты мира" мы уже не раз немилосердно эксплуатировали, пишет следующее:
"В 1953 году русский эмигрант Игорь Бенсен исполнил свою давнюю мечту и основал свою собственную компанию, собираясь строить лёгкие винтокрылые машины, которыми могли бы пользоваться обычные люди.
| ||
В 1954 году Бенсен разработал безтяговый роторный летательный аппарат B-8 "Gyro-Glider", который можно было буксировать за автомобилем. Он поднимался в воздух, когда скорость автомобиля достигала 40 км/ч, если же такова была скорость ветра, аппарат взлетал сам, подобно воздушному змею".
Добавим, что компания называлась соответствующе Bensen Aircraft, а всего различных летательных приспособлений в её недрах было разработано около двух десятков, в чём вы можете самолично убедиться, если найдёте фамилию Bensen на этой странице.
Если уж весьма честно, то признаёмся: эти автожиры нас не интересуют совсем, то есть вообще. Однако мы прозорливо допускаем, будто кого-то хлебом не корми, но автожир покажи. В связи с этим, предлагаем англоговорящим читателям поглядеть, что творится здесь, происходит тут и, наверное, в этом месте. Всё это про автожиры, гиропланы и, местами, про гирокоптеры. Чьи? Игоря Бенсена, разумеется.
| ||
Практичные американцы быстро оценили автожиры Бенсена. При незначительном проигрыше лётным качествам вертолёта автожир был значительно проще и существенно дешевле, да и в управлении позволял самостоятельно обучиться пилотированию, следуя руководству". Текст всего этого целиком тут.
Тем временем, сам собой возникает вопрос: а с какой стати мы тогда затеялись с данной статьёй, если автожиры нас не влекут? Хороший вопрос. Смотрите сюда. Что видите? Вот! Летающая платформа. Для тех, кто ещё не знает, имеем сообщить, что увлекают нас эти платформы и давно. Хоть убей.
Сказать по совести, конечно, никакая это и не платформа. Это вот они пишут "Modelo B-10 Flying Platform", но мы-то понимаем, что это. И правильно пишет Максим с эстонской электростанции, когда делает это по-английски: "Bensen B-10 Prop-Copter", "VTOL aircraft", "prototype form (N56U)".
По-русски у Максима: "Летающая платформа B-10 поднималась в воздух за счёт двух несущих винтов, каждый из которых приводился в движение двигателем McCulloch мощностью 53.7кВт". Ещё имеется дата – 6 августа 1958 года.
Теперь о грустном. Два абзаца, те, что выше – это вся информация о Bensen B-10, которую удалось найти. Таким образом, приходится довольствоваться одной единственной (!) фотографией и гадать, куда смотрели сотрудники аэрокосмических музеев, если не смогли приземлить такое чудо на свои стенды.
На чудом же сохранившейся чёрно-белой фотографии мы видим молодого серьёзного человека, восседающего на… На чём? От двух решительно вращающихся винтов его защищает довольно крупная "сетка рабица", вдоль "днища" проложена увесистая железяка с "шасси" на обоих концах. Присутствует так же перпендикулярная машине стойка с колёсиками от рояля.
Фотография Bensen B-10 Prop-Copter образца 1958 года. Другого фото, судя по всему, в природе не существует. |
Мы можем предположить, что это устройство с гордой (гордой?) маркировкой "N56U" действительно могло делать то, что называется VTOL (vertical take-off and landing – вертикальные движения земля-воздух и обратно), но каким образом Игорь Бенсен придумал осуществлять перемещения по горизонтали? И придумал ли?
Если нет, то мы можем констатировать причину "смерти" Bensen B-10, так как аналогичных "вентиляционных лифтов" в те времена в США наплодилось порядочно – бедные чиновники NACA (так называлось NASA) не знали, кого секретить и кому деньги давать. Эх, надо было ещё пропеллеров подвесить. Вертикально. Парочку.
Изображённый здесь аппарат Бенсена совмещает в себе и лодку и автожир. |
Итак, что же вы узнали по прочтении. Во-первых, вам теперь известно, кто такой Игорь Бенсен. Во-вторых, отныне всякий понимает, что есть автожир. И, наконец, в-третьих, с этого момента вы знаете про Bensen B-10 Prop-Copter не больше нашего. Если лётчики и парашютисты всё ещё с нами, то за внимание спасибо им отдельное.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru