В пятницу 7 декабря 2001 года, то есть практически год назад, в Германии на федеральной трассе номер 132 заработал лифт через дорогу. Он переносит пешеходов над крышами движущегося транспорта. Выясняется, что затея не такая дурная, как может показаться.
Германский пешеходный лифт отчего-то сочетает в названии немецкую фамилию и английский термин Schmid Peoplemover (человековоз Шмида).
Разработчик спецподразделение Schmid Gruppe под названием Schmid Maschinenbau.
В общем, Шмид на Шмиде и Шмидом погоняет.
Как это работает? Лучше один раз увидеть вот видео (Quicktime). Для тех, кто не может посмотреть, объясним своими словами:
Schmid Peoplemover это две башни и мост между ними. Вызывают кабину точно так же, как лифт нажатием кнопки. Двери открываются автоматически, но исключительно в момент полного "приземления" кабины ещё бы, безопасность прежде всего.
Разве для организации перехода через эту улицу не хватило бы "зебры"? |
Восемь человек (или 600 кг) заходят и жмут кнопку "поехали". При движении по вертикали кабина сбалансирована противовесами. Движется Schmid Peoplemover плавно без дёрганий, толчков и без сокращения скорости. Равномерно так идёт.
Кабина взмывает, по дуге выходит на горизонталь, так же по дуге возвращается в вертикаль, восемь человек выходят. Четырёхполосную трассу лифт преодолевает примерно за пол минуты. Скорость: метр в секунду по вертикали, 1,5 метра по горизонтали.
Говорят, что ждать зелёного сигнала светофора придётся дольше. То есть преждевременный вывод сделаем такой: лифт может стать чуть ли не единственно возможным переходом скоростного шоссе.
А у человековоза пропускная способность 720 человек в час в обоих направлениях. Значит, около 100 рейсов за 60 минут. Всего часов 24.
Монтаж всей системы лифта занимает 3 дня максимум. |
Теперь задаём каверзные вопросы. Зачем такие чудеса, если можно нарисовать "зебру" на асфальте? Нужен ли лифт, когда изобретены подземный и надземный переходы? А ну как застрять в этом Peoplemover'е да под Новый год? Как быть, если трос оборвётся, а грузовика с матрацами поблизости не будет?
| ||
Например, если прерывается подача электроэнергии, лифт автоматически переключается на батареи.
Другой пример: пешеходам не угрожают собственная неосторожность и невнимание автолюбителей они не встречают никаких препятствий.
Про лифтёра ничего не сказано. Вероятно, справляется программное обеспечение.
Во-вторых, среди нас, говоря политкорректно, люди с ограниченными возможностями на инвалидных колясках, к примеру.
| ||
Для тех и других трасса в несколько рядов нередко является непреодолимым препятствием.
Короче говоря, во-вторых, это удобство и комфорт для всех.
А ещё можно наладить доставку людей через дорогу сразу в какое-нибудь здание. Магазин, ресторан.
Во-вторых, построить Schmid Peoplemover, по словам, конечно же, разработчиков, быстрее (за 2-3 дня) и намного дешевле, чем подземный переход или пешеходный мост.
К тому же, лифт занимает меньше чем мост места. А через железнодорожные пути или, скажем, судоходный канал "зебру" никак не нарисуешь.
| ||
В-третьих, лифт через дорогу можно при желании идеально вписать в окружающую среду и архитектурный облик. Гибкий дизайн.
В-последних: хотя в Schmid Peoplemover'е как в подземном переходе коммерческих палаток не понаставишь, на его "перекладине" можно размещать баннеры. И дорожные знаки.
В общем, в полдень пятницы 7 декабря 2001 года секретарь министерства окружающей среды Стефан Маппус (Stefan Mappus) перерезал красную ленточку и открыл лифт через федеральную трассу номер 132.
| ||
Тем временем, германские товарищи ездят себе в кабине над транспортными потоками, на мировое "лифтовое" господство не претендуют и сайт свой с немецкого на английский переводить не торопятся.
И вполне возможно, не узнали бы мы об этой реализованной инновации, если б лифт в августе 2002-го не заметили создатели ресурса Innovative Transportation Technologies, за что им спасибо. Большое человеческое. Интересный, кстати, ресурс. Взгляните.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru