Дешёвая электроэнергия — вещь дорогая. В том смысле, что последствия работы большинства типов электростанций дорого нам обходятся. Мировой океан — кладезь дармового электричества, только руку протяни. Вернее, не руку, а тысячи небольших подводных турбин-генераторов.
Сразу оговоримся, что не станем рассматривать богатую историю и современность альтернативных типов экологичных электростанций на возобновляемых источниках энергии.
Речь сегодня пойдёт только об одном, зато сулящем невиданные перспективы проекте: Marine Current Turbines (MCT — "Турбины морского течения").
Оговоримся ещё раз, что вся эта заманчивая техника существует пока в виде красивых картинок и деклараций о намерениях. Впрочем, магическое действие совокупности данных факторов уже побудило к активности состоятельных инвесторов.
Европейская комиссия (European Commission) выложила грант в миллион евро. Правительство Великобритании подбросило 960 тысяч островных фунтов (приблизительно в полтора раза больше). Власти Германии раскошелились всего на 150 тысяч евро.
Деньги предназначены не для конкретных свершений на океанских просторах, а всего лишь для кабинетных разработок и исследований. Что же акционеры хотят видеть в недалёком будущем?
Посмотрим на ситуацию глазами англичан, основных вкладчиков — тем более, что и компания MCT базируется в небольшом городке Бейзингсток (Basingstoke) английского графства Гемпшир, занимая офис на втором этаже милого старинного особнячка.
| ||
Свыше двух третей электроэнергии в Великобритании добывается на газовых и угольных ТЭС, чуть больше пятой части — на АЭС, остаются жалкие проценты на альтернативные источники энергии, из которых один процент любезно выдаёт гидроэнергетика.
Что касается атомных станций, то их в ближайшие 10-20 лет все позакрывают, а новые строить не намерены. И ещё хотят к середине XXI столетия на 60% сократить эмиссию вредного углекислого газа в атмосферу.
А электричества уже не хватает, даже импортировать приходится. В такой ситуации без природных возобновляемых источников электроэнергии просто руки опускаются.
MCT предлагает кардинальное решение проблемы: необходимо возвести некоторое количество морских приливно-отливных гидротурбин. Для обустройства электростанции достаточно соблюдения минимальных требований к обстановке: скорости волн порядка 2 м/сек при глубине акватории 20-30 метров.
Подобных мест более чем достаточно вдоль всего побережья, за исключением восточной оконечности острова. И даже соседям из континентальной Европы есть, где приспособить чудо-агрегаты.
| ||
Устроена приливная турбина довольно просто. Два двухлопастных пропеллера диаметром 15-20 метров вращают ротор электрогенератора, аналогичного использующимся в ветряных электростанциях.
Двигатели вынесены на обтекаемые крылоподобные кронштейны, крепящиеся к центральной трубчатой мачте трёхметрового диаметра. Фундамент мачты устанавливается в отверстие, предварительно просверленное в морском дне.
Технология постройки таких мачт хорошо отработана компанией Seacore — крупнейшим акционером MCT. От мачты на берег выработанное электричество передаётся по подводному кабелю километровой длины.
Каждая из турбин будет развивать мощность от 500 до 1000 КВт, в зависимости от скорости приливно-отливных потоков.
В отличие от ветряных турбин, приливные можно устанавливать очень тесно в наиболее благоприятных местах.
Во-первых, они значительно меньше, за счёт высокой плотности воды, во-вторых, приливно-отливные течения строго двунаправлены, а ветер переменчив.
Предполагается расставлять турбины группами по 10-20 штук. Затраты на работы не слишком велики, а оборудование сразу же начинает приносить доход.
| ||
В пример при этом ставятся морские млекопитающие с их ультразвуковым слуховым аппаратом, как будто кроме дельфинов и не жаль никого.
Грандиозные планы разбиты на несколько технологических этапов, причём сама MCT берёт на себя скромную роль разработчика технологии и координатора, а уж производством оборудования и внедрением пусть занимаются третьи фирмы.
Первый этап (1999-2003 годы) — установка опытной мачты с одиночным однонаправленным пропеллером диаметром 11 метров. Развиваемая мощность — 300 КВт, стоимость— 2,3 миллиона фунтов.
Второй этап (2002-2004 годы) — установка опытного образца коммерческого двухвинтового (диаметр винта — 8 метров) двунаправленного агрегата. Развиваемая мощность — 300 КВт, стоимость— 1,2 миллиона фунтов.
Третий этап (2003-2005 годы) — установка в нескольких частях света коммерческих станций мощность по 750 –1200КВт. Цена — 3 миллиона фунтов, частичная самоокупаемость.
Последний опытный этап (2004-2005 годы) — установка первой промышленной группы турбин мощностью 2,5-5МВт, затраты 4-7 миллионов фунтов, быстрая самоокупаемость.
| ||
Что-то мы отвлеклись и забыли, какой сейчас год. Ага, 2003-й. И что сделано, позвольте полюбопытствовать?
К сентябрю 2002-го закончены мачта и большинство ключевых структурных элементов Первого этапа.
Что и было презентовано на конференции MAREC 2002 в Ньюкасле. Фотографии не прилагаются.
Всё. Никаких других новостей на сайте MCT не замечено. Сторонние источники информации, как правило, просто пересказывают содержание первоисточника.
Хотя, самые прозорливые пеняют на подверженность приливных турбин коррозии в солёной воде, сложность обслуживания и ремонта подводных частей, недостаточную финансовую эффективность технологии.
Ещё более странно, что, несмотря на частичное государственное финансирование деятельности MCT, нам не удалось найти вообще никаких упоминаний о ней в новостях ВВС, обычно весьма чуткой к подобным инновациям.
Вместо этого, британские обозреватели подробно расписывают преимущества и перспективы ветряных станций. Кстати, уже построенных в значительном количестве в местах предполагаемого обитания приливных.
Мол, Великобритания — самая ветреная страна Европы, грех не воспользоваться, даёшь 10% суммарной выработки электричества к 2010 году. А к 2020-му – все 20%!
| ||
А как же наши приливные мессии? А они пообещали всего лишь разработать концепцию, ну и сайт с завлекательными рисунками заодно обустроили, спонсоров нагнали.
Задержка, якобы, за Саутгемптонским университетом (University of Southampton) — никак не может саму турбину запроектировать.
Для начала, профиль лопастей рассчитать непросто.
Ну и потом кавитация, знаете ли, возникает. Такие крошечные воздушные пузырьки, нещадно бьющие по механизму и разрушающие всю идею.
Но вот, в феврале 2003-го университетским учёным выделили аж 215 тысяч фунтов на трёхлетние "исследования разработки турбин". Не мало ли?
Может, MCT поделиться с бедным университетом своими спонсорскими миллионами? Всё равно вкладывать их пока решительно не во что. Притом, что лица всех семи директоров компании излучают убийственный оптимизм.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru