Когда состязаются гребцы на байдарках, кажется, что стремительные лодки вот-вот выпрыгнут из воды. Представьте, каково будет удивление зрителей, если при очередном мощном гребке байдарка уйдёт под воду. Но спокойно – всё так и задумано.
Шведский дизайнер Милко Озлу (Milko Ozlu) закончил британский Королевский колледж искусств (Royal College of Art RCA), представив в качестве дипломного проекта спортивную подлодку на мускульной тяге.
Конечно, сама идея подлодки с "человеческим приводом" стара, как сами субмарины.
Первые их образцы двигались именно таким образом.
А совсем недавно появился российский проект педальной подлодки.
Но Милко, кажется, первый предположил, что маленькая подлодка на мускульной тяге может породить новый вид спорта, может быть даже – олимпийский.
Макет лодки в масштабе 1/7 (фото с сайта gizmo.com.au). |
Идея пришла, в некотором роде, в процессе игры. В колледже студенты должны были выбрать слово и спроектировать транспортное средство, ассоциирующееся с этим словом. Это называлось – метафора.
Милко попросили передать в проекте слово "ритм": "Это слово привело меня к фантазии о транспортном средстве, повторяющим ритмичные движения пассажиров, сидящих внутри", пояснил художник.
Это, в свою очередь, превратилось в видение плавающей машины – "усилителя тела". Ход мысли частично был обязан проекту Springwalker (механические ноги для прыжков и бега), с которым американские военные экспериментировали в конце 1980-х.
| ||
Только в отличие от байдарок или каноэ машина Озлу должна скользить на небольшой глубине – под водой.
Едва ли это потребует от гребцов особо сложных навыков. Возможно, от желающих опробовать такой снаряд нужно будет требовать лицензию дайвера. Ну, и короткий курс обучения также пригодится.
Гребля широко признана как спорт, в котором максимально полно используется вся "мощность" человеческого тела, задействуется большинство мышц. Именно потому автор проекта выбрал греблю, чтобы приводить подлодку в движение.
Милко считает, что его машина может быть построена в двух вариантах – более скоростная (и очень дорогая) – для профессионального спорта (именно она изображена на рисунках) и проще (дешевле) – для развлекательных целей.
"Олимпийский" вариант подлодки должен иметь длину 9,5 метров. Он предусматривает использование дорогих полимеров и углепластика, тефлонового покрытия с "тиснёной" или "шагреневой" поверхностью для снижения трения о воду и так далее, и тому подобное.
| ||
Милко придумал некий упругий механизм, отдалённо напоминающий рогатку, который поможет накапливать энергию гребцов и "выстреливать" вёсла в скоростном гребке.
Как лодка удерживается на нужной глубине, как погружается и всплывает – автор не уточняет. Он лишь подчёркивает, что это – общая идея, и детальной проработки, готовой к производству – нет.
Озлу видит несколько вариантов использования машины. Поскольку она демонстрирует явные параллели и с подводным плаванием, и с греблей, приверженцы и того, и другого вида спорта могли бы сделать "гладкий переход" к U-Scull.
Швед надеется, что его лодка породит спорт, подобный гребле, который однажды выйдет на международный уровень.
В этом случае U-Scull могли бы превратиться в витрину высоких технологий и ноу-хау, в поле для соперничества фирм, производящих спортивное снаряжение, как, собственно, это и происходит в других видах спорта.
Субмарина Хэнли (H.L. Henley) времён гражданской войны в США – это одна из древних машин, которые вдохновляли фантазию Милко (иллюстрация с сайта gizmo.com.au). |
Соответственно, Милко пришлось перенести фокус своих мечтаний из подводного мира на сушу.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru