В 2004 году в Нью-Йорке начнётся строительство нового головного здания газеты "New York Times". По потреблению энергии на единицу площади оно будет одним из самых экономичных в мире, так как научится заманивать в ловушку солнечный свет.
Новое здание разработано итальянским архитектором Ренцо Пиано (Renzo Piano), в кооперации с компанией Fox & Fowle Architects.
Нужно сказать, что Пиано всемирно известный архитектор, чьи творения уже не один десяток лет прочно стоят во многих странах.
Достаточно упомянуть грандиозный Центр Помпиду в Париже, выполненный в революционном для своего времени стиле хайтек.
Можно ожидать, что и на этот раз работа итальянца окажется весьма нетривиальной.
И действительно, интересная внешность нового здания сочетается с любопытной начинкой.
А дело было так. Когда шефы всемирно известной газеты решили собрать своих служащих (заметим, работающих сейчас в семи зданиях в разных районах Нью-Йорка) под одной крышей, то сразу подумали: "Новый небоскрёб должен быть и удобным, и эффективным офисом".
| ||
Поискали и нашли. В лаборатории Беркли (Berkeley Lab).
Оказалось, здесь давно работает группа, исследующая пути снижения энергопотребления крупными офисными зданиями.
Так что заказчиков из "New York Times" здесь приняли с распростёртыми объятиями.
В результате родился проект 52-этажной башни, которая должна украсить собой пересечение Восьмой авеню и Сороковой стрит.
Инженерам было очевидно, что сократить расход энергии можно, лишь максимально используя для освещения офисов солнечный свет.
| ||
Но не всё так просто. В любом крупном здании много внутренних помещений, до которых свет с улицы не добирается.
Кроме того, стоит Солнцу уйти в сторону от фасада, как в соответствующих комнатах резко снижается освещённость.
Напротив, излишне резкий свет, бьющий в окна, когда Солнце находится прямо перед зданием, заставляет служащих закрывать жалюзи или шторы и работать при искусственном освещении.
Порой его не выключают в любое время дня и ночи.
В обеих ситуациях выгода от внешнего освещения резко снижается.
При этом немаловажен психологический момент. Как излишняя открытость помещения, так и "законопаченная конура" не самая лучшая атмосфера для работы.
| ||
Прежде всего, здание "New York Times" сделают просвечиваемым насквозь.
За исключением лифтовых шахт и некоего ряда внутренних помещений все этажи в башне это огромные открытые площадки, с полностью стеклянными (по всей высоте и ширине) стенами, со всех сторон здания.
Изюминка проекта это тысячи горизонтальных керамических труб диаметром в несколько сантиметров.
Они расположены на расстоянии 45 сантиметров перед стёклами, с внешней стороны стен.
| ||
Вместе с тем, они матовые, так что рассеивают падающий на них с любого направления свет также в самых различных направлениях.
В результате достигается удивительный эффект.
Трубы направляют свет, льющийся с неба, на потолки и стены внутри здания.
При этом освещённость на "простреливаемых" насквозь этажах почти не изменяется в течение всего дня, пока Солнце не проходит вокруг башни и, наконец, не спускается уж слишком низко к горизонту.
На уровне глаз людей, стоящих перед стенами-окнами, в чересполосице труб сделаны пропуски высотой примерно один метр.
Так что обитателям башни обеспечен прекрасный обзор. Им не придётся смотреть на город "из-за решётки".
| ||
Кроме того, внутри помещений есть и традиционные жалюзи с электроприводом, выполненные из металла, а кое-где из стекла.
Как вы, наверное, догадались, всеми этими жалюзи, как и электрическим освещением башни, а также всеми кондиционерами, управляет единая компьютерная система.
Она собирает данные о температуре воздуха и освещённости по всему зданию.
Передвигая по своему разумению жалюзи на разных фасадах небоскрёба и разных его этажах, компьютер регулирует параметры среды так, чтобы кондиционеры и лампы приходилось включать как можно реже.
| ||
Они экспериментируют с разной технической начинкой помещений, а главное с разными "интеллектуальными" алгоритмами управления энергосбережением.
По подсчётам авторов исследования, небоскрёб "New York Times" суммарно за год будет тратить лишь 30-40% от электроэнергии, требуемой для существующих офисных зданий аналогичного размера. А, возможно, и немного меньше.
Из любопытных архитектурных задумок нужно отметить полностью прозрачные (уже без керамических труб) первые два этажа.
| ||
Есть сад и на крыше башни.
Как отмечают авторы работы, прозрачное здание штаб-квартиры "New York Times" не только высокотехнологично, но очень символично, ибо отражает миссию газеты проливать свет на события в городе, стране и мире.
Наверное, эта идея понравилась заказчикам. Ожидаемая дата завершения строительства середина 2006 года.
Статья получена: Membrana.ru