Что получится, если сложить выведенные из эксплуатации железные дороги, пробки на автотрассах и новый европейский закон, запрещающий выбрасывание и сжигание старых шин? Оригинальный проект гибридных дорог.
В Великобритании существует 14,5 тысяч километров железных дорог, выведенных из эксплуатации. И в основном, там ничего ещё не успели построить, даже рельсы остались на месте. Напрашивается, что, убрав их, можно положить там новые шоссе, способные несколько разгрузить имеющиеся автотрассы.
Однако британская компания HoldFast Level Crossings, специализирующаяся, среди прочего, на оборудовании железнодорожных переездов толстыми резиновыми "ковриками", придумала идею получше.
Из крупных и весьма толстых резиновых плит, изготовленных из старых автопокрышек, вполне можно сложить не только удобный (тихая и упругая "дорога" на одном уровне с рельсами) железнодорожный переезд. Если их уложить вдоль железного полотна, выйдет хорошая автомобильная дорога.
Компания утверждает, что одну резиновую плиту при повреждении, например, можно заменить всего за 15 минут (фото HoldFast). |
Но не проще ли сначала рельсы убрать, а потом положить нормальную дорогу? Нет. Во-первых, один демонтаж – это уже немалые деньги и время. Во-вторых, рельсы зря не пропадут – по ним, прямо вместе с машинами, авторы затеи предлагают пустить трамвай.
| ||
Группы крупных резиновых блоков, уложенных вдоль рельсов, превращают бывшую "железку" в автотрассу. Для точного их позиционирования, а также для большей прочности дороги, конструкторы предусмотрели снизу алюминиевые опоры-усилители (это ряд продольных профилированных полос), а также специальную систему надёжного соединения соседних резиновых плит между собой.
Прежде, чем ратовать за массовое строительство таких дорог, HoldFast провела ряд тестов. На "погоду": как, мол, панели поведут себя под жарким солнцем. На огонь: разливали горючку и поджигали, чтобы убедиться, что панели не создают огромный костёр, а лишь обугливаются сверху ("коврики" эти всё-таки довольно плотные). И даже на занос автомобиля: как на сухих панелях, так и на мокрых. Чтобы быть уверенными, что на такой трассе машины будут чувствовать себя, как минимум, не хуже, чем на асфальте.
Но, спросите вы, а как же стоимость такой чудо-дороги? И что там с износом?
| ||
Причём выгода тут многократная. С дешевизной и пользой для экологии всё понятно. Так ведь ещё и Евросоюз с 7 июля нынешнего года вводит в действие закон, запрещающий не то что простое выбрасывание, но даже и захоронение на свалке, и сжигание старых покрышек. То есть, абсолютно все их теперь нужно будет куда-то пристраивать.
А в том же Соединённом Королевстве ежегодно автомобилисты избавляются от десятков миллионов шин. Куда их деть? А вот, пожалуйста, говорят авторы резиновой дороги, нам нужно по 220 тысяч штук на каждый километр HRH.
Скорость возведения также впечатляет. Всего четыре человека, с минимум механизации, спокойно укладывают 300 метров такой трассы за пять дней. В дальнейшем компания намерена разработать более крупные цельные резиновые блоки, так что монтаж пойдёт ещё быстрее.
| ||
За следующие 8 недель по ней проедут 8 тысяч машин, чтобы проверить, как дорога будет вести себя в реальной эксплуатации, как будет изнашиваться. Однако давняя работа аналогичных "ковриков" на железнодорожных переездах позволяет надеяться на приличную стойкость трассы.
Заметим, ранее резиновую крошку из старых покрышек уже добавляли в асфальт, но никто ещё не строил полностью из резины целую дорогу и, тем более, не совмещал её с колеёй трамвая.
Любопытно, что у такого замечательного проекта есть и противники. Это велосипедисты, которые спят и видят, как тысячи километров старых железнодорожных линий переделывают в специальные велосипедные дорожки.
И пример уже есть. 1,6 тысячи километров старых "железок" Британии уже превращены (на благотворительные средства, кстати) в "Национальную велосипедную сеть". Так что велосипедисты для Holdfast – конкуренты за оставшиеся ресурсы.
Питер Смит (Peter Coates Smith), управляющий директор HoldFast, говорит, что его телефон разрывается от звонков с вопросами: "Когда, где, а можно и у нас тоже?". Наверное, потому, что автомобилистов в городах, всё же, намного больше, чем велосипедистов.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru