Идёт время, уже не так много его осталось до завершения розыгрыша Х PRIZE, а конкурсанты всё только примеряются к стокилометровой высоте. Притом, что в состязании участвуют более 20 команд, событий до обидного мало. Разве что вот недавно проявился новый участник из Израиля.
Если накал борьбы будет сохраняться на нынешнем чуть тлеющем уровне, то "Мембрана" вполне успеет за оставшийся год c небольшим рассказать обо всех командах. Ну, а если кто-нибудь дерзнёт совершить первую попытку, то наша многостатейная эпопея может закончиться в одно мгновенье.
Вернее, в две недели, за которые требуется повторить успешный старт.
Пока же, пользуясь затишьем, продолжаем "разборы полётов". На очереди команда IL Aerospace Technologies (ILAT), — приглянулась тем, что единственная из участников не имеет своего официального сайта.
Впрочем, у израильтян всё ещё впереди. Заявку на участие в конкурсе они подали только 17 декабря 2002 года, а совместный с организаторами Х PRIZE пресс-релиз подготовили и того позже — 2 июля 2003-го. И даже имя для будущего сайта предусмотрительно зарезервировали, да только по указанному адресу обнаруживается совершенно космический вакуум.
Ничего, если даже ракету построить не успеют, то сайт уж точно развернут. А может, наоборот, настолько заняты строительством космического аппарата, что не до "сайтостроения".
И вообще, X PRIZE — дело интимное. Так, в команде ILAT всего 7 человек. Все имеют опыт практической работы в физике, механике, электронике, аэронавтике и материаловедении. Ныне трудятся в аэрокосмической, биомедицинской и полупроводниковой областях, в самом Израиле и за рубежом.
Судя по проекту, самодеятельные конструкторы трезво оценивают свои скромные возможности, поэтому решили, подобно некоторым другим, прибегнуть к классической двухступенчатой схеме запуска.
| ||
Резоны вполне очевидны: запуск трёхместной капсулы, пусть даже по суборбитальной траектории, требует достаточно мощного ракетоносителя. Чем тратить личные, частные сбережения на проектирование и строительство огнедышащего монстра, проще поднять лёгкую и компактную ракету меланхоличным воздушным шаром.
Таким способом можно дотянуть до стратосферы, а уж там, в разреженной обстановке, запустить ракетный двигатель. Вполне здравая идея.
Ещё упор делается на то, что применить в качестве ракетоносителя стратостат значительно удобнее, чем, скажем, самолёт, как планирует американская Scaled Composites.
Не надо использовать взлётно-посадочные полосы, арендовать дорогие самолёты, возводить специальные сооружения и изобретать сложные конструкции. Про последние не скажем, а что касается взлётных полос и самолётов — мир не без добрых людей, помогли бы.
Если же вникнуть как раз в специальные сооружения и сложные конструкции, то приходится признать, что о технической стороне разработок ILAT известно очень немного.
Видимо, всё настолько просто, что и рассказать не о чем, поэтому кроме упомянутого 4-страничного пресс-релиза никакой другой информацией мы сегодня не располагаем.
| ||
Учитывая, что на эту высоту придётся поднять ракетную капсулу общим весом в 3370 килограмм, стратостат понадобится очень даже немаленький. Впрочем, нет никаких принципиальных препятствий для того, чтобы выкроить и сшить такой баллон.
Саму ракету HALP (High-Altitude Launch Platform – высотная запускаемая платформа) планируется отправить аж на 120 километров — на целых 20 километров выше, чем требуют учредители X PRIZE. Кстати, интересно бы знать, каким способом организаторы конкурса собираются фиксировать взятие заветной стокилометровой планки.
Габариты HALP: высота — 3 метра, диаметр — 2,5. Вполне можно свободно устроиться троим астронавтам, правда, ещё требуется место для основного гибридного ракетного двигателя с тягой в 50 кH.
По окружности корпуса ракеты планируется разместить небольшие сопла 6 вспомогательных двигателей с тягой по 2 кН — для мелких манёвров при отделении от стратостата и создания наклона ракеты в 70-80 градусов перед запуском главного двигателя.
Главный двигатель будет работать около 2 минут, и за это время HAPL достигнет 80-километровой отметки и наберёт скорость 3,5 М. Но подъём продолжится, и на высоте 100 километров экипаж испытает приятное состояние невесомости, в котором и будет пребывать 10-15 минут.
В пиковой 120-километровой точке HALP дожжёт оставленный про запас резерв топлива маневровых двигателей, чтобы направиться обратно к Земле. После довольно продолжительного свободного падения, на высоте около 15 километров раскроется якорный парашют, а затем и три основных. В момент приземления скорость HALP составит 25 км/час. На случай приводнения предусмотрены надувные ёмкости.
Вся космическая экскурсия, от взлёта стратостата до посадки HALP, займёт предположительно от 3 до 4,5 часов. Расстояние между точками взлёта и приземления по расчётам составит 45-60 километров.
Столь малая дистанция свидетельствует о том, что полёт намереваются провести, по всей видимости, в условиях полнейшего безветрия, иначе стратостат или парашют может отнести далеко в сторону. Ближний Восток — дело тонкое, и далеко не везде на этой территории израильских космонавтов будут ждать с распростёртыми объятиями.
Эскизный проект космической капсулы HALP (изображение xprize.org). |
По плану конструкторов тандема стратостат-ракета, уже через 10 дней они смогут повторить миссию, как то требуется условиями конкурса. Послеполётную судьбу стратостата по материалам дела проследить не удалось, а вот HALP будет аппаратом многоразового использования, сделанным из лёгких авиасплавов и композитных материалов и оснащённым управляющим компьютером и прочей бортовой электроникой.
Вот такой замысел. Остаётся загадкой, какие из его составляющих реализованы к настоящему моменту. Сообщается лишь, что команда ILAT приступила к созданию необходимого оборудования, но никакие испытания до сего дня ещё не проводились.
Здесь стоит отметить, что описанный проект получил название Nagev 5 и должен венчать напряжённую программу, в которой ещё значатся фазы Nagev c порядковыми номерами с первого по четвёртый.
Nagev 1 (декабрь 2003 года) — подъём стратостата и масштабной непилотируемой модели ракеты (1:3) на высоту 15-ти километров, без запуска ракетного двигателя.
Nagev 2 (апрель 2004 года) — подъём того же снаряжения на высоту 25 километров. К тому времени модель оснастят атмосферными датчиками и бортовой камерой для видеозаписи мероприятия.
Nagev 3 (октябрь 2004 года) — подъём с полноразмерным пилотируемым HALP на высоту 30 километров. Будут проверены вспомогательные двигатели и коммуникационное оборудование. Основной двигатель запускать не планируют.
Nagev 4 (июнь 2005 года) — запуск по полной программе, на высоту в 100 километров, но без пилотов. Собственно, Nagev 5 запланирован на октябрь 2005-го.
| ||
А ведь конкуренты трудятся, не покладая рук. Scaled Composites проводит пробные полёты, а британская Starchaser Industries соорудила и начала испытывать космическую капсулу Nova 2. Едва ли ILAT успеет вырваться вперёд, даже если очень постарается.
Кажется, всерьёз могут рассчитывать на X PRIZE лишь те участники, у которых уже есть обещанные $10 миллионов. Пока что космический туризм не приблизился к самоокупаемости, и стоимость полноценной программы подготовки к конкурсу видимо превосходит сумму самого приза.
Да и такие технически простые на первый взгляд суборбитальные космические полёты при ближайшем рассмотрении наверняка таят немало подводных камней. С момента объявления конкурса X PRIZE прошло уже больше семи лет, а банк всё ещё не сорван.
Правда, у команды ILAT есть дополнительный стимул. Если помните, в числе погибших членов экипажа американского челнока Columbia был и первый израильский космонавт Илан Рамон (Ilan Ramon). Что если дело вовсе не в X PRIZE? Освоение космоса, начавшееся для Израиля с трагедии, должно когда-нибудь стать привычным и безобидным сериалом.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru