Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Соискатели X PRIZE: в космос на самолёте SpaceShipOne

 

Соискатели X PRIZE: в космос на самолёте SpaceShipOne

 

 

X PRIZE — приз в $10 миллионов — учреждён еще в 1996-м, но эта награда до сих пор не нашла героя. Хотя, казалось, чего проще: смастерить ракету и подняться вверх на 100 километров. Похоже, что в 2003-м, наконец, объявится герой нашего времени.

Естественно, мы уже рассказывали про X PRIZE, но та давняя публикация касалась, в основном, российских соискателей приза.

Прошло почти полтора года, наш воз и ныне там (или же все разработки строго законспирированы), а конкуренты, как водится, не дремлют.

загрузка...

 

 

Хотя, на наш взгляд, этому есть простое объяснение — сконструировать и построить суборбитальную ракету стоит едва ли дешевле обещанных $10 миллионов.

Потратиться подобным образом по силам лишь зарубежным частным компаниям, а российские спонсоры не спешат пускать миллионы даже не на ветер, а в полное космическое безветрие. Напомним, что государственное финансирование разработок условиями X PRIZE строго запрещается.

Voyager — первый самолёт, облетевший без посадки и дозаправки вокруг Земли (фото с сайта 142.26.194.131).

Voyager — первый самолёт, облетевший без посадки и дозаправки вокруг Земли (фото с сайта 142.26.194.131).

Есть, кстати, в истории приза одна очень любопытная подробность: одним из главных основателей и попечителем является Эрик Линдберг (Erik Lindbergh) — внук того самого Чарльза Линдберга (Charles Lindbergh), который в 1927 году совершил первый одиночный беспосадочный трансатлантический авиаперелёт.

В 1920-е это было куда большим достижением, чем может стать нынешняя победа стихийных космонавтов. Да и материальная прибыль от рекорда Чарльза более очевидна — спонсоры заплатили за его самолет $15 тысяч, а приз составил $25 тысяч, плюс всемирная известность и вхождение в список 100 самых выдающихся людей ХХ века по версии журнала Time.

Ещё один рекордсмен — Proteus (фото с сайта deluge.ssec.wisc.edu).

Ещё один рекордсмен — Proteus (фото с сайта deluge.ssec.wisc.edu).

До того, как Линдберг наконец перелетел Атлантику, эта затея стоила жизни минимум четверым авиаторам. Очень хотелось бы, чтобы сегодняшние полёты обошлись без жертв. Ведь в ракете, по правилам X PRIZE, должно находиться не менее трёх человек, да ещё требуется в двухнедельный срок повторить успешный запуск.

Сегодня за X PRIZE борются 23 команды разработчиков, но самой реальной выглядит программа компании Scaled Composites.

Под брюхом самолёта L1011 притаился Pegasus (фото с сайта orbital.com).

Под брюхом самолёта L1011 притаился Pegasus (фото с сайта orbital.com).

Дело в том, что руководит этой фирмой легендарный Бёрт Рутан (Burt Rutan), один из самых выдающихся самодеятельных авиаконструкторов.

Слово "самодеятельных" надо понимать в том смысле, что Scaled Composites не строит самолёты на продажу, и вообще не занимается их серийным выпуском.

Тем не менее, достижения экспериментальных моделей Рутана более чем впечатляют. Начиная с 1975 года, Бёрт завоевал более двух десятков различных наград на престижных авиационных конкурсах.

Самым ярким достижением в его карьере было строительство самолета Voyager. В 1986 году эта уникальная двухместная машина сделала невозможное, впервые облетев за 9 дней без посадки и дозаправки весь земной шар — 40 212 км. Среди прочих, был ещё самолет Proteus, установивший в 2000 году три мировых рекорда высоты и грузоподъёмности.

В общем, авиационные разработки Рутана заслуживают отдельной статьи, но речь идёт не совсем о них. Впрочем, без самолёта в его проекте завоевания X PRIZE тоже не обошлось.

White Knight в полёте (фото с сайта scaled.com).

White Knight в полёте (фото с сайта scaled.com).

Scaled Composites обнародовала свои намерения в отношении приза совсем недавно — 18 апреля 2003 года на пресс-конференции с участием 300 журналистов — но подошла к этой презентации со значительным багажом.

Начнём с того, что компания принимала самое непосредственное участие в проектировании первой частной космической ракеты Pegasus.

Целью проекта была разработка максимально дешёвого способа доставки небольших спутников весом до 450 кг на низкую околоземную орбиту. Руководила работами научная корпорация Orbital, а Scaled Composites сосредоточила свои усилия на конструировании и тестировании принципиально важных элементов корпуса ракеты.

Первый успешный старт Pegasus произошёл 5 апреля 1990 года, и с тех пор новаторская схема не претерпела существенных изменений. К настоящему моменту 33 таких ракеты вывели на орбиту более 70 спутников NASA и других заказчиков.

Запуск трёхступенчатой крылатой ракеты производился с транспортного самолёта B-52, который поднял Pegasus на высоту в 12 километров.

Фазы полёта за X PRIZE (изображение с сайта scaled.com).

Фазы полёта за X PRIZE (изображение с сайта scaled.com).

После освобождения ракеты и пяти секунд свободного падения в горизонтальном положении включилось зажигание первой ступени двигателя, ракета, благодаря аэродинамической подъёмной силе, обеспечиваемой конструкцией дельтовидного крыла, стремительно набрала скорость и высоту, и за 10 минут вывела груз на космическую орбиту.

И тут не обошлось без рекордов: первый успешный частный космический ракетоноситель, первый крылатый аппарат, преодолевший восьмикратный звуковой барьер (8.3 Маха) и первая ракета, запущенная в космос с борта самолёта.

Именно эта двухкомпонентная схема доставки космических туристов используется в последнем проекте Scaled Composites, только на сей раз Рутану пришлось полностью конструировать и самолёт и ракету.

К моменту апрельской декларации о намерениях почти всё было построено, техника начала проходить усиленные лётные испытания, а четверо сотрудников компании принялись учиться на пилотов-космонавтов.

Работы над проектом ведутся уже более трёх с половиной лет, а секретность обеспечена условиями калифорнийской пустыни, в которой размещается испытательная база Scaled Composites.

Кстати, доступное для полётов воздушное пространство в этой местности никак не ограничено сверху, что только на руку будущим покорителям космоса.

Космический тандем в собранном виде (фото с сайта scaled.com).

Космический тандем в собранном виде (фото с сайта scaled.com).

Итак, пара, которой доверено лететь за призом, состоит из самолёта White Knight и крылатого космического корабля SpaceShipOne.

Забавно, что фюзеляжи обоих аппаратов внешне довольно похожи, вот только крылья у White Knight длинные и относительно узкие, а у SpaceShipOne — короткие и широкие.

Соизмерима и масса двух самолётов — вот где пригодился опыт установления рекордов грузоподъёмности.

Схема предполагаемого полёта во многом схожа с используемой при запуске Pegasus. Сначала SpaceShipOne крепится под брюхом White Knight и поднимается на высоту более 15 километров — это займёт около часа.

Через несколько секунд после отделения космического аппарата включается его единственный ракетный двигатель, и SpaceShipOne стартует почти вертикально — под углом в 84 градуса.

Гибридный ракетный двигатель сейчас разрабатывается двумя конкурирующими американскими компаниями — Spacedev и eAc.

Преимущество схемы запуска с 15-километровой высоты в том, что для него требуется менее мощный двигатель и, из-за разреженности атмосферы, не столь высоки требования к теплозащите корабля.

К моменту достижения желанной высоты в 100 километров, на что уйдёт несколько минут, всё топливо уже будет выработано.

Три-четыре минуты пилот и два пассажира будут наслаждаться состоянием невесомости, а затем SpaceShipOne, под действием гравитации, начнёт падать обратно на Землю.

Практически всё необходимое оборудование уже готово к испытаниям (фото с сайта scaled.com).

Практически всё необходимое оборудование уже готово к испытаниям (фото с сайта scaled.com).

Самое сложное во всём полёте — обратный спуск, на который отводится порядка 20 минут. Никаких парашютов или дополнительных двигателей конструкцией SpaceShipOne не предусмотрено — аппарат должен просто спланировать вниз.

Специальная поворотная конструкция крыльев обеспечит стабильный наклон падающего корабля приблизительно в 70 градусов и позволит управлять таким полётом, а фюзеляж судна будет действовать подобно огромному аэродинамическому тормозу.

Максимальная скорость SpaceShipOne на стадии снижения не должна превысить 3 Маха (значительно меньше, чем у шаттла), что устраняет необходимость в массивных теплозащитных покрытиях.

На высоте 24 километра крылья возвращаются в первоначальное положение, и аппарат планирует на землю.

Честно говоря, во всё это верится с огромным трудом, но никакой иной информации нам не сообщается, и незыблемый авторитет Рутана заставляет принимать за чистую монету то немногое, что мы пока знаем.

В отличие от своего опекуна White Knight, SpaceShipOne пока не совершал самостоятельных полётов, да и достойный двигатель для него ещё не готов.

SpaceShipOne пока ещё обездвижен — отсутствует двигатель (фото с сайта scaled.com).

SpaceShipOne пока ещё обездвижен — отсутствует двигатель (фото с сайта scaled.com).

Первая фаза испытаний "космического планёра" будет облегчённой: самолёт White Knight просто отпустит поклажу и позволит ей спуститься на землю.

После нескольких планерных испытаний аэродинамических свойств SpaceShipOne начнутся пробные полёты с включением ракетного двигателя. Лишь после проверки всех систем управления кораблём, челнок направят вверх — в космос.

Пока Рутан не делает никаких прогнозов относительно даты решающего запуска. Но, с одной стороны, срок действия конкурса на соискание X PRIZE истекает в конце 2004-го, с другой — конкуренты грозятся стартовать в начале следующего года.

Поэтому логично предположить, что триумфальный полёт в космос может состояться уже в текущем, 2003-м году.

Что касается затрат на проект, то они, по словам Бёрта, превысят премиальные $10 миллионов, но завоевание приза не является конечной целью конструктора.

Планируется пустить благое дело космического туризма на поток — еженедельно отправлять ввысь троих смельчаков, и так пять месяцев подряд.

Кстати, цены на пассажирские места в кабинах конкурентов по X PRIZE доходят до $750 тысяч — не много ли за пару минут невесомости и красивый вид на Землю со стокилометровой высоты?

На этой фотографии хорошо видны поворотные элементы конструкции крыла SpaceShipOne (фото с сайта scaled.com).

На этой фотографии хорошо видны поворотные элементы конструкции крыла SpaceShipOne (фото с сайта scaled.com).

А ведь риск не вернуться домой достаточно высок, да и недавняя катастрофа челнока Columbia создаёт не слишком-то благоприятный психологический фон.

Если концепция космического планёра окажется удачной, то Рутан собирается строить десятиместный вариант, более подходящий для выгодного суборбитального туристического бизнеса.

В общем, конструктор добивается ровно того, на что рассчитывают учредители приза X PRIZE — сделать полёты в космос доступным аттракционом, вроде прыжков с парашютом.

Кроме того, успешные запуски лёгких, компактных и недорогих челноков могут привести к настоящему Ренессансу в аэрокосмической области, учитывая не слишком обнадёживающую теперешнюю ситуацию с программой шаттлов.

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Соискатели X PRIZE: в космос на самолёте SpaceShipOne":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Соискатели X PRIZE: канадский Огонь будет заряжен мячом Бэкхема

Когда все уже смирились с очевидным исходом, напряжённость гонки за космическим призом возросла. Команда da Vinci Project выкатила на публику свою полностью готовую ракету и объявила, что сохраняет все шансы обогнать признанного лидера соревнования — космоплан SpaceShipOne. 5 августа 2004 года в Торонто состоялась презентация канадской суборбитальной ракеты "Дикий огонь" (Wild Fire), как и положено по условиям соревнования Ansari X PRIZE, спроектированной и построенной ...

» Научные исследования - 1575 - читать


Соискатели X PRIZE: SpaceShipOne сделал это

Частный аппарат демонстрирует, что способен доставить коммерческих пассажиров в космос. Очередное достижение американского ракетоплана прокладывает дорогу более удивительным предприятиям. Американские миллионеры делятся новыми планами по развитию космического туризма.

» Научные исследования - 1599 - читать


Соискатели X PRIZE: джентльмены строго придерживаются традиций

Официальный сайт первого в мире соревнования частных космических аппаратов — Ansari X PRIZE — провёл голосование среди читателей — на какую команду они бы поставили? Победитель может определиться в ближайшие недели, так что пора вспомнить о наиболее реальных претендентах.

» Открытия и изобретения - 1526 - читать


Соискатели X PRIZE: летающую тарелку для туристов не пускают в космос

Создателям американского фонда X PRIZE впервые пришлось отказать одному из строителей космического корабля для туристов. Венгерская команда не может участвовать в борьбе за $10 миллионов, поскольку, полагаясь на антигравитацию, собирается строить летающую тарелку. Как мы уже рассказывали, приз достанется тому, кто первый построит трёхместный корабль (1 пилот, 2 пассажира), поднимется на высоту 100 км и вернётся на Землю, повторив полёт в течение двух недель.

» Открытия и изобретения - 2082 - читать


Соискатели X PRIZE: создатель Doom запустит в космос броненосца

Объяснять заядлым геймерам, кто такой Джон Кармак (John Carmack), вроде бы ни к чему. Кармак – это id Software, а значит Doom, Quake, Wolfenstein и так далее. Однако не всем известно, что Джон ещё и глава аэрокосмической компании, которая готовится побороться за $10-миллионный X PRIZE. "Armadillo Aerospace — это небольшая команда исследователей, работающая над управляемыми компьютером ракетными транспортными средствами на перекиси водорода, нацеливаясь на участие в сор ...

» Открытия и изобретения - 1737 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Соискатели X PRIZE: в космос на самолёте SpaceShipOne

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru