В этом странном продолговатом предмете с огромными солнечными батареями не сразу распознаёшь морское судно. Оно больше походит на масштабную модель звездолёта для съёмок фантастического фильма про экспансию людей в космос.
Шведско-норвежская транспортная компания Wallenius Wilhelmsen представила на всемирной выставке EXPO 2005 свою концепцию экологически чистого судна E/S Orcelle.
Этот большой транспортный корабль типа ро-ро (с погрузкой через откидную аппарель) предназначен для перевозки 10 тысяч автомобилей через океан, используя только возобновимые, экологически чистые источники энергии – солнечный свет, ветер и волны.
Инновационное судно названо в честь разновидности дельфина, числящегося в списке вымирающих видов.
И пусть это судно – всего лишь макет, фантазия, которую авторы Orcelle относят на 2025 год, инженеры компании немало поработали не только над его дизайном, но и над концепцией его начинки, продумав множество мелочей.
В E/S Orcelle самое любопытное скрыто под водой (иллюстрация с сайта 2wglobal.com). |
Возможно, просто не надо пытаться вернуть "старые времена", когда только энергия ветра питала корабли, а использовать парус как один из источников движения, возможно – лишь вспомогательный.
Как, например, предлагают немецкие инженеры, создавшие компьютеризированную парусную систему, которая может вдвое сократить расход топлива у гигантских судов.
Вот и Orcelle использует все возможности для пополнения своего запаса энергии. Так его паруса покрыты солнечными батареями.
На фоне морской глади кажется очевидным – перед нами корабль (иллюстрация с сайта 2wglobal.com). |
Теперь нам пора посмотреть ниже ватерлинии. По схеме этот корабль – пентамаран – основной узкий (в своей подводной части) корпус дополнен четырьмя дополнительными опорами-спонсонами.
Это не только снижает сопротивление движению. Форма корабля, его низкий вес (задумано широчайшее применение алюминия и пластмасс) и устранение традиционной системы винт-руль позволяет ему обходиться без использования водяного балласта.
| ||
Между главным корпусом и боковыми спонсонами у этого судна проходят 12 горизонтальных подвижных плавников-крыльев, утилизирующих энергию волн, когда машина идёт под парусами или стоит на якоре.
Но эти же крылья могут выступать в качестве движителя – в этом случае их силовой привод питается от корабельной энергетической сети. Так что судно движется подобно рыбе – за счёт колебаний плавников.
Впрочем, здесь установлены и более традиционные движители – винты, вынесенные вниз на обтекаемых колонках. Электромоторы находятся непосредственно у винтов – в обтекаемых герметичных капсулах.
В энергосистеме этого транспорта в качестве мощнейших накопителей энергии используются топливные элементы.
Они питаются водородом, который вырабатывается из морской воды в то время, когда мощности солнечных батарей и волновой установки максимальны.
Ночью судно может использовать эту запасённую энергию для движения и питания систем вентиляции, освещения и так далее.
| ||
Его длина составляет 250 метров, ширина – 50 метров, осадка – 9 метров.
Площадь парусов Orcelle составляет 4,2 тысячи квадратных метров, из которых 2,4 тысячи покрыты солнечными панелями. Их мощность достигает 2,5 мегаватта. Мощность топливных элементов составляет 10 мегаватт. Максимальная скорость судна составляет 20 узлов (37 километров в час).
Разумеется, использование настоящего времени в этой информации нисколько не означает, что корабль существует. Об этом мы уже говорили.
Однако, что печально, такой корабль едва ли когда-нибудь будет создан.
Даже сами авторы не собираются когда-либо его строить. Но зачем тогда была проделана эта работа?
"Мы решили представить наше видение 2025 года в форме автомобилевоза. И хотя он никогда не будет построен полностью, мы надеемся увидеть его элементы в будущих судах", прокомментировал этот полёт фантазии Нильс Дивик (Nils P. Dyvik), генеральный директор Wallenius Wilhelmsen.
Кстати, создавая свой проект, специалисты скандинавской фирмы привлекали в качестве соавторов инженеров целого ряда судостроительных компаний и фирм, производящих различное оборудование. Фактически, всё, что было задумано в Orcelle – в том или ином виде уже существует. Быть может только в меньших масштабах.
Так что надежда на то, что дельфины Orcelle не вымрут в отравленных соляркой морях – остаётся.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru