Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Научные исследования » Межорбитальный диалог

 

Межорбитальный диалог

 

 

В подмосковный город Королев ЦУП переселился более 30 лет назад — в 1973 году. Отсюда управляют полетами различных космических аппаратов: пилотируемых орбитальных комплексов, космических кораблей, автоматических межпланетных станций и искусственных спутников. Это главное место, которое связывает экипаж на орбите с Землей. Давайте заглянем в ЦУП вместе с Марией Побединской — женой космонавта — в день стыковки корабля с орбитальной станцией.

Когда мой муж Сергей Авдеев в первый раз улетел в космос, я долго не могла привыкнуть к мысли, что теперь его нет нигде на Земле.

загрузка...

 

 

Ни телеграмму послать, ни позвонить, только скупые сообщения: «Полет проходит нормально…» Но вот настал день стыковки космического корабля «Союз» со станцией «Мир». Мне оформили пропуск, и я поехала в Центр управления полетами. Вообще-то жен космонавтов ни на старт, ни на стыковку в ЦУП не приглашают. В эти дни они накрывают на стол и выслушивают поздравления гостей, пожелания удачи мужу и терпения родным. Такова традиция. Но я ее нарушила и не осталась дома — я поехала в ЦУП как журналист.

При съезде с Ярославского шоссе в Королев нас встретил макет ракеты — символ города. Проехали пару километров вдоль глухого забора и наконец остановились перед внушительным зданием с солидным трехарочным входом. Из главного вестибюля прошли налево — в корпус, где находился Главный зал управления станцией «Мир», его еще называют «американской пристройкой», так как строительство велось для советско-американского проекта «Союз—Аполлон». С тех пор все гости, включая репортеров, попадают в ЦУП именно через этот вход. Пройдя вертушку, мы оказались в просторном мраморном холле с хрустальными люстрами. Отсюда можно попасть в так называемый зимний сад, где во всю стену — мозаичное панно, изображающее Циолковского, Королева и Гагарина. Но мы поднялись по лестнице слева в Голубой зал, предназначенный для пресс-конференций и совещаний, а оттуда на балкон ГЗУ.

Взгляд с балкона

Балкон ЦУПа известен всей стране по многочисленным телерепортажам. На стене — стенды с информацией обо всех экипажах, побывавших на станции «Мир», портреты космонавтов; в углу — большой глобус диаметром не меньше метра. Внизу перед мониторами сидят десятки специалистов и руководители полетом. В тот день балкон был набит битком. Много журналистов и высоких гостей прибыли из Франции, поскольку один из членов экипажа в должности космонавта-исследователя был французом.

Обычно публика собирается загодя, за 1—2 витка до события — стыковки, посадки или выхода в открытый космос, то есть за 1,5—3 часа. Собравшиеся то и дело поглядывают на большой экран, расположенный на стене ГЗУ. На нем — карта мира и траектория «Союза» в виде синусоиды. Точками отмечены положения космического корабля и станции «Мир» в текущий момент, а также место их будущей стыковки. Над экраном идет полоса электронного табло, где указаны сутки полетов корабля и станции, количество сделанных витков, параметры орбиты — период обращения, наклон и время, оставшееся до предстоящего сеанса связи c экипажем, длительность сеанса и прочая информация. По расчетам, стыковка должна пройти легко и просто. На практике же всего один неточный маневр или небольшое превышение скорости может привести к аварии. Не дай бог.

Настал решающий момент — автоматическое сближение корабля со станцией «Мир». Нервы напряжены и у тех, кто в космосе, и у тех, кто на Земле. Звучит голос диктора: «Дальность 30 метров. Дальность 20 метров. Скорость 0,2 м/с, кресты совмещены. Дальность 15 метров. Дальность 3 метра, кресты собраны. Метр. Есть касание! Есть сцепка, есть механическое соединение». Дружные аплодисменты, объятия. Один из наиболее сложных этапов полета завершен, и космонавты из тесного корабля смогут перейти в просторную орбитальную станцию. Вместе со всеми я ждала следующего сеанса связи, чтобы увидеть, как ребята переплывают из корабля на станцию.

Холостой старт
Чуть не закончилась трагедией попытка стыковки корабля «Союз» с космической станцией «Салют-7» весной 1983-го. Экипаж из трех человек стартовал 20 апреля, на втором витке начали тест «Иглы» — системы стыковки. Транспарант контроля не загорелся. В инструкции, где перечислены действия экипажа в нештатных ситуациях, записано: «Стыковка не производится». То есть состоится только короткий полет — туда и обратно. Окончательное решение ЦУП отложил до утра. Космонавты на орбите и операторы в Центре думали всю ночь, к утру нашли вариант. Если знать вектор-состояние станции, то бортовая вычислительная машина, по данным корабля, поможет определить дистанцию и скорость сближения. Решили рискнуть. Но при сближении скорость оказалась слишком велика и корабль отвели от станции, лишь чудом ее не зацепив. Судьба подарила тогда космонавтам второе рождение.

Этикет для экипажа

Через две недели я снова собралась в ЦУП, но уже в качестве жены. Меня пригласили на переговоры экипажа с семьями впервые после того, как Сергей покинул Землю.

Переговоры экипажа станции «Мир» с семьями устраивали в ЦУПе раз в две недели, как правило, в субботу или в воскресенье. И раз в две недели, тоже по выходным, организовывали телефонные переговоры из дома минут на 10—15, если, конечно, была связь. Иногда мы приходили на внеплановые встречи, когда пообщаться с космонавтами приглашали известных людей: артистов, писателей, ученых, политиков.

В ЦУПе есть специальная комната для переговоров с семьями, она расположена рядом с ГЗУ, напротив Голубого зала, но посторонним туда вход запрещен. Комната оборудована двумя экранами. На одном после начала сеанса появлялась картинка с борта: космонавты в парадно-выходных футболках парят в невесомости и улыбаются перед камерой своим близким, на другом — наше изображение, которое передают на борт. Перед первой встречей сотрудники группы психологической поддержки преподали нам краткий курс этикета — как вести себя с экипажем. Поздороваться нужно не только со своим мужем или отцом, но и с каждым космонавтом и только потом переходить к пересказу домашних новостей и общению со своей «половиной». Каждая семья общается несколько минут, затем микрофон передают семье другого космонавта, время на разговоры у всех примерно одинаковое. Неприятные новости на орбиту сообщать нельзя, лучше не грузить космонавтов земными проблемами. И это правильно. Чем из космоса поможешь? Стараться говорить о чем-нибудь легком и приятном — в общем, вести светскую беседу.

Оператор дежурной смены долго взывает в пространство: «Родники», «Родники», ответьте ЦУПу!

«Родники» — это позывной нашего экипажа, позывной Гагарина был «Кедр». Сколько с тех пор в эфире звучало позывных: «Алмаз», «Кристалл», «Скиф», «Байкал», «Фотон». Во время следующих полетов мужа я буду с нетерпением ждать, когда ответят «Уран», «Альтаир» и «Дербент». Наконец дождались! — «Родники», сейчас вы будете говорить со своими. Нас предупредили, что во время «встреч с семьями» операторы смены обычно не слышат переговоры, ну, может, человек 10—15—20 по долгу службы. Да плюс еще радиолюбители многих стран. Что тут скажешь, кроме дежурного: «У нас все хорошо, мы вас любим и ждем!» Главное — мы увидели родные лица и услышали их голоса.

Был ли "Бункер"?
В 60-е годы Центра управления полетами еще не было. Главный конструктор Сергей Королев руководил полетом кораблей «Восток» и «Восход», беспилотными и пилотируемыми прямо с полигона. При этом оперативная группа управления размещалась в Москве, в НИИ-4 Министерства обороны СССР. В работе им помогал вычислительный центр, который появился в октябре 1960 года в составе НИИ реактивного вооружения, носившего шифр НИИ-88 (ныне ЦНИИмаш). Через пять лет его переименовали в Координационно-вычислительный центр по информационному обеспечению работы государственных комиссий, обработке и отображению информации при летно-конструкторских испытаниях пилотируемых кораблей и автоматических станций, спутников научного и народнохозяйственного назначения.

Центр управления полетами первых кораблей «Союз» располагался вблизи Евпатории. ЦУП-Е, так называли этот командный пункт, включал в себя информационно-вычислительный комплекс на базе ЭВМ-222 и ЕС-1045, средства отображения полетной информации и узел связи. Из этого Центра управляли полетами всех наших космических аппаратов с 1966 по 1975 год. Перед каждым запуском корабля «Союз» персонал Центра проходил тренировки и проверял готовность технических средств.

Центр в Евпатории быстро устарел. Через несколько лет его вычислительная техника, дизайн и обеспечение работы операторов уже не соответствовали мировому уровню. Рассказывают, что американский астронавт Фрэнк Борман, посетивший в 1971 году ЦУП-Е, не поверил, что ему показали настоящий Центр управления полетами. Он решил, что это бутафория и настоящий ЦУП находится где-то в другом месте или здесь же под землей, о чем Борман прямо заявил сопровождавшим его советским специалистам.

Эпоха космических станций
В 1967 году НИИ-88 становится Центральным научно-исследовательским институтом машиностроения, или сокращенно ЦНИИмаш. Это главное предприятие нашей космической отрасли, где конструируют и испытывают все космические аппараты и ведут научные исследования. Поэтому логично было бы расположить там и ЦУП. В 1973 году вычислительный центр в ЦНИИмаш переделывают в Центр управления полетами по программе «Союз—Аполлон» — ЦУП-М. Первая стыковка на орбите космических кораблей двух стран и встреча экипажей произошли ровно 30 лет назад, в июле 1975-го. Операцией управляли из двух центров — ЦУП-М и ЦУП-Х, расположенного в Хьюстоне, США.

С 1977 по 1982 год из подмосковного ЦУПа вели работы с орбитальной станцией «Салют-6». Впервые для снабжения ее грузами и топливом использовали автоматические корабли «Прогресс». В 1982—1991 годах ЦУП управлял полетом «Салюта-7» и в течение пятнадцати лет, с 1986 по 2001 год, — пилотируемой орбитальной станцией «Мир». В активе ЦУПа числятся и контроль над полетами межпланетных аппаратов к Луне, Венере, комете Галлея, Марсу и его спутнику Фобосу. В 1987 году внутри ЦУПа появился филиал для управления многоразовым кораблем «Буран». Его единственный полет состоялся 15 ноября 1988 года. Позже «бурановский» центр управления переоборудовали для Международной космической станции (МКС). МКС — наиболее крупный объект ЦУПа. К настоящему времени на станции побывали около 100 человек — граждане России, США, Канады, Италии, Франции, Японии и других стран. В ЦУПе постоянно работают группы поддержки из специалистов тех стран, которые участвуют в программах. С началом работ по МКС в ЦУПе создали сектор управления американскими модулями, входящими в состав станции. Аналогичный российский сектор есть и в американском ЦУПе в Хьюстоне. Эти секторы подстраховывают свои Центры и обеспечивают безопасность полета в случае каких-либо сбоев. Оба ЦУПа круглосуточно обмениваются информацией.

Свое нынешнее название город Королев получил недавно, в 1996 году, в память о главном конструкторе НИИ-88 Сергее Королеве. До тех пор он назывался Калининградом. В 2001 году Королеву присвоили статус наукограда.

С небес на Землю

На долгие месяцы Центр управления полетом стал для меня самым дорогим местом на Земле. Это был мост, связывающий Землю со станцией, а меня с мужем. С каким нетерпением я ждала поездок в ЦУП! Как завидовала его сотрудникам, казавшимся мне почти небожителями — еще бы, ведь они каждый день могли видеть космонавтов, разговаривать с ними!

Пришлось узнать много нового о работе Центра. Например, что сотрудников ЦУПа называют управленцами, а циклограмма означает документ, где все действия космонавтов расписаны поминутно, в разумных пределах, конечно, и Центр управления отслеживает выполнение каждого пункта. Постепенно я освоила профессиональный жаргон управленцев, который в основном состоит из аббревиатур. Например, ВКД — внекорабельная деятельность, или, проще говоря, выход в открытый космос; ТДУ — тормозная двигательная установка; САС — система аварийного спасения.

Настал день возвращения нашего экипажа на Землю. Я опять приехала в ЦУП, на балкон ГЗУ. Путь с орбиты на Землю занимает меньше времени, чем обратно, — на станцию добираются более двух суток, до Земли — часы. Но эти часы самые тревожные. После 189 суток работы на орбите экипажу предстоит, пожалуй, самый сложный этап полета, где возможны внештатные ситуации. И вот диктор объявил: «Есть касание!» Спускаемый аппарат на Земле, но радоваться еще рано. Ведь поисково-спасательная служба должна прибыть на место посадки и вытащить космонавтов из корабля. Экипаж нашли быстро, через 1,5 часа. Теперь еще несколько часов ожидания до прибытия космонавтов на аэродром Чкаловский, где я наконец встретила мужа.

Роковая тень
Дольше суток вместо нескольких часов возвращался на Землю советско-афганский экипаж в 1988 году. Отстыковка корабля от станции «Мир» состоялась 6 сентября. Программу спуска запустили, и автоматика взяла на себя выполнение всех операций, заложенных в память бортовой ЭВМ. Сработали пиропатроны и отстрелили бытовой отсек. Обратного пути на станцию уже не было, так как корабль лишился стыковочного узла. Неожиданно на границе входа в тень Земли начались сбои в работе системы ориентации и двигатель для торможения не включился в нужный момент. Правда, позже он все-таки заработал, но время было потеряно, и приземление могло произойти теперь примерно на тысячу километров дальше расчетного места посадки, где-нибудь в Китае.

Из ЦУПа передали: «Посадка переносится на третий виток». Но и повторное включение двигателя не обошлось без проблем — он проработал всего 3 вместо положенных 214 секунд. Тогда экипаж запустил двигатель вручную, но компьютер выключил его после 40 секунд работы. На Земле решили перенести посадку еще на сутки, а это значит, что космонавты на это время остались без бытовых удобств. К тому же при посадке в нерасчетном районе аварийного запаса пищи и воды не хватило бы до прихода спасателей. После тщательного изучения телеметрической информации специалисты обнаружили причину плохой работы двигателя. Произошел сбо

й в работе бортовой ЭВМ, которая стала выполнять операции стыковки со станцией «Мир». Ошибку устранили. Утром 7 сентября двигатель включился в заданное время и отработал полный импульс. Корабль устремился к Земле, парашютная система сработала, и экипаж успешно приземлился в заданном месте.

Как добраться
ЦУП находится в городе Королеве Московской области по адресу: ул. Пионерская, д. 4.
Королев вплотную примыкает к Москве с севера, добраться туда можно на машине по Ярославскому шоссе, свернув вправо на 19-м километре.
С Ярославского вокзала до станции Подлипки-Дачные ходят электрички, а от станции метро «ВДНХ» — маршрутки и автобусы № 576, 392.
Заказ экскурсий по тел.: (095) 586-94-49 (только от юридических лиц)
Официальный сайт Центра: www.mcc.rsa.ru

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Межорбитальный диалог":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Комментарии (1)

катерина, 20 ноября 2010, 09:40

сдесь нечего найти

ответить

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Subaru Legacy, Subaru Forester: Диалог с оппозицией

В тесте участвуют автомобили: Subaru Legacy, Subaru Forester Посмотреть другие фото (3) Знакомые названия, привычно сдержанный, хотя и обновленный дизайн. Перед нами – «Субару» 2006 модельного года.

» Познавательное про авто - 2880 - читать


О прорехах банковского законодательства. Диалог банкиров и депутатов

Национальный банковский журнал / «Когда приличные люди спотыкаются о законы, значит, законодатели были глупцы или жулики». Вильгельм Швебель, немецкий ученый и публицист По данным Агентства по страхованию вкладов, 68% россиян не имеют ни вкладов, ни счетов в банках, а 41% не пользуется никакими банковскими услугами. НБЖ попросил банковских специалистов высказать свои мнения о неладах в банковском законодательстве.

» Банки и кредиты - 2008 - читать


Диалог Eni – Газпром на повышенных тонах

Холодная война между Москвой и Римом В России, так же как и в Италии, очень холодно, и не только в метеорологическом смысле слова. "Мы относимся к числу счастливчиков: Москва обошлась с нами по-дружески, сократив поставки газа лишь на 4%", – заявил премьер Сильвио Берлускони, намекая на теплые отношения с российским президентом Владимиром Путиным, которые он неоднократно выставлял напоказ. Не говоря уж о том, что эти данные неверны (Eni, национальная энергетическая ком ...

» Управление и менеджмент - 1508 - читать


Российские компании Тройка-Диалог и Атон собираются заняться интернет-торговлей

Две крупнейших российских инвестиционных компании готовятся начать этим летом торговлю ценными бумагами в интернете. Вряд ли прибыли сетевых служб по работе с российской фондовой биржей сравнятся с доходами от электронной коммерции, но такие сайты могут избежать одной из проблем, с которой сталкиваются российские интернет-компании: брокерам не нужны сетевые платежные системы. На самом деле в российском интернете очень много платежных систем.

» Управление и менеджмент - 2308 - читать


Самое главное это диалог о нефти

Европейский союз собирается вести переговоры с Москвой о гарантированных поставках энергоносителей. При этом ЕС выступает в роли просителя Завтра на саммит в Москву прибывает представительная делегация из ЕС. Наряду с Романо Проди в ее состав войдут комиссар по энергетике Лойола де Паласио, комиссар по внешним связям Крис Паттен и комиссар по торговле Паскаль Лами.

» Управление и менеджмент - 1775 - читать



Статья на тему Наука и образование » Научные исследования » Межорбитальный диалог

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru