Американские брачные агентства и агентства знакомств, существующие в Интернете, в 2003 году заработали почти $1.1 млрд. - на 25% больше, чем в 2002 году. Потенциальный рынок для этого вида бизнеса в США очень велик - в стране насчитывается более 80 млн. одиноких людей. Браки теперь заключаются не на небесах, а во Всемирной Сети.
У молодых американцев осталось мало мест для романтических встреч. Рабочая неделя удлинилась на 15% за прошлые десять лет, и ныне среднестатистический наемный работник в США работает 25.9 часов в неделю. На работе романтических связей стараются избегать. потому что это может быть воспринято превратно. Американцы вступают в брак относительно поздно, и поэтому им сложнее найти супругов в школе или университете. Раньше юноши и девушки знакомились в церквях, но церкви в США не переполнены и найти пару бывает трудно. Горожане ищут вторую половину в барах, которые являются не самым идеальным местом для завязывания эмоциональных связей. Но за последние несколько лет, революция в общении позволила всем этим романтикам найти своих идеальных партнёров – через сайты для виртуальных свиданий. Этот вид общения в США называется “online dating”.
Первые брачные агентства в Интернете появились в начале 1990-х годов, однако их популярность была невысока - считалось, что через Интернет знакомятся только безумные программисты, которые боятся общаться с настоящими женщинами и предпочитают анонимность Интернета. Парочки, образовавшиеся в Сети, редко встречались вне виртуальной реальности, а браки между ними воспринимались, как сенсация. Но за последние несколько лет ситуация полностью изменилась. Каждый месяц 40 млн. жителей США посещают сайты романтических знакомств.
Исследование компании Forrester Research показало, что количество анкет, размещенных на этих сайтах, увеличилось на 50% только за последний год. Ожидается, что аналогичные темпы роста сохранятся и в течение ближайших нескольких лет. Один из самых успешных брачных сайтов - Match.com, который появился в 1995 году, насчитывает в своей базе данных более 12 млн. анкет. По данным Match.com, в 2002 году 89 тыс. человек обрели супруга (супругу) или начали серьёзные отношения с партнёром, найденным на этом сайте.
Другой сайт, Emode.com, уже набрал 16 млн. анкет, хотя появился только в 1999 году. Он предлагает более ста бесплатных тестов, которые измеряют уровень интеллекта, определяют психологический склад личности желающих найти свою половину и т.д. На основе этих тестов можно составить “индекс совместимости”, который показывает, насколько хорошо пара может ужиться друг с другом. Эти опции позволяют мужчинам и женщинам серьезно подходить к выбору партнера. Во время поиска, например, можно выбрать лишь тех, кто любит французские фильмы или ненавидит кошек. В Сети активно действуют брачные сайты, которые ориентированы на узкую группу потребителей: например, вдовцов, разведённых, глухих, расовые, религиозные или этнические меньшинства.
Конкуренция уже достигла такого уровня, что появились компании, которые предлагают составить “профессиональное” он-лайн портфолио человека, желающего вступить в брак. Самая важная часть - это фотография. Анкеты людей с фотографиями в десять раз чаще посещаются, чем анкеты без фотографий. Опросы посетителей брачных сайтов показывают, что физическая привлекательность человека - самый важный фактор для успеха. В этом перечне уровень благосостояния занял второе место, но набрал значительно меньше голосов. Множество компаний предлагают изготовит профессиональный фотопортрет за $100-150. Но одной фотографии недостаточно: ищущему свою половинку человеку (особенно мужчине) надо показаться интеллигентным, остроумным и элегантным. Эти важные качества необходимо продемонстрировать, написав несколько строчек текста в анкете. Несколько компаний предлагают сделать это за $20-50. Наиболее дорогая услуга такого рода стоит $100 - описание составляется после личной встречи представителя компании с заказчиком. У брачных сайтов много критиков. Они утверждают, что в Интернете романтика любви умерла - поскольку люди пытаются себя рекламировать как автомобили или мыло.
Феномен виртуальных свиданий уже породил несколько парадоксов. Общение через Интернет позволяет раскрыть душу и не бояться показаться смешным, глупым или назойливым (в США это явление называют “strangers on a train”\"незнакомые попутчики"). В тоже время, Интернет позволяет людям лгать об их возрасте, работе и семейной жизни. Исследования показывают, что около 20% посетителей сайтов являются женатыми мужчинами, часто выдающими себя за холостяков.
Мужчины на брачных сайтах стараются выглядеть чувственными (но не сексуальными) интеллигентами, а женщины предпочитают описывать себя как богинь. Мужчины обращаются к женщинам гораздо чаще, чем женщины к мужчинам, но женщины жестко контролируют уровень отношений: к примеру, мужчины, которые имели глупость первыми заговорить о сексе часто не получают ответов. Так что во многом, виртуальные знакомства не намного отличаются от древнего ритуала ухаживания. Только быстрее, удобнее и без пощёчин.
Встречи молодых людей за последние тридцать лет стали гораздо более часто нацелены на секс. Раньше мужчины и женщины вели себя формально, целовались только после долгого ухаживания и не вступали в интимные отношения до свадьбы, но в последнее время секс стал одним из главных определяющих факторов для успеха в развитии отношений. При этом, интернет-знакомства возвращают к жизни давние традиции. Люди обычно долго обмениваются электронными письмами и фотографиями, постепенно переходят на телефонные разговоры и лишь через долгое время встречаются вживую. Иногда первое свидание происходит через несколько месяцев после знакомства.