«Чтобы тренироваться самоотверженно часами каждый день, человеку необходимо забросить обычные удовольствия и отдых. У него должно быть сильное чувство самоотречения, осознание цели, которое поможет ему в преодолении соблазнов. Человек, чей разум горит желанием научиться всему в выбранном Пути, будет посвящать любую возможную минуту тренировке».
/Масутацу Ояма/
Каратэ изучают в Додзе. Это не просто спортивный зал или клуб по интересам.
Додзе это место обучения и братства поклонников каратэ. Кроме того, Додзе включает в себя символизм в методологическом, идеологическом и философском аспектах каратэ. Жизнь Додзе полностью поглощает ученика, меняет в лучшую сторону его взгляды на жизнь, характер и физическое состояние.
Каратэ представляет собой коллективную систему обучения боевым действиям, оружием в которой является тело бойца. «Боевое искусство» термин, поясняющий физическую и психическую систему тренировок ума, воли и тела в соответствии с определенными принципами. Слово «каратэ» переводится как «пустая (невооруженная) рука» и в первую очередь предполагает развитие способностей управлять действиями тела и конечностей под руководством ума, то есть тело становится эффективным безоружным оружием, поскольку моральные требования тренировок каратэ более строги, чем физические. Одной из главных особенностей самурая было чувство собственного достоинства, основными качествами которого являлись невозмутимость, гордость, уверенность в себе и великодушие. Все традиционные Додзе, в которых обучают воинскому искусству, базируются в своей духовной подготовке на этой идее чувства собственного достоинства. В самом деле, последователи воинских искусств сегодня это потомки древних самураев. Цель всех мастеров воинских искусств распространение и воспитание этого духа древних воинов Дзэн. Это постижение образа жизни с чувством собственного достоинства.
Традиционное Додзе представляет собой в каком-то смысле патриархат. Сэнсей хозяин Додзе. По-японски слово «Сэнсей» означает «уважаемый учитель». Сэнсей считает своих учеников сыновьями и дочерьми, видя их такими, какими они сами себя никогда не увидят. Он оказывает влияние на создание их тел и характеров и считает себя ответственным за результат. Додзе является домом Сэнсея, и ученики приходят к нему домой обучаться его образу жизни. Этот образ жизни и есть каратэ. Сэнсей всегда пример высокого достоинства. Его отношения с учениками должны быть объективными, строгими и доброжелательными. Поскольку все тренировки в воинских искусствах прежде всего сориентированы на воспитание духа, уверенности в себе, долг каждого Сэнсея быть примером ддя своих учеников во всем: в мастерстве, дисциплине, умеренности и мудрости. Случается, что в процессе обучения ученик останавливается в своем развитии по причине излишних амбиций, нетерпения, страха неудачи или по другим причинам. В этих случаях Сэнсей должен стать советчиком и постараться помочь в решении возникшей проблемы. Все Сэнсеи требовательны, поэтому в настоящей школе каратэ похвалы редки. Каждый ученик должен считать нормой то, что основным требованием для постоянного совершенствования является работа с максимальной отдачей. Поддержание высоких физических кондиций обязательно для всех учеников так же, как и духовное совершенствование. Ученики проводят вольные бои каждую тренировку, что закаляет их тела и волю. Они обучаются медитации и самовнушению. Они знают, что победители никогда не уходят, а те, кто ушел, никогда не победят. Требования к ученикам возрастают по мере повышения их мастерства. Все традиционные Додзе созданы Сэнсеями и придерживаются стандартов простоты старинных Додзе. Типичное японское Додзе должно быть безукоризненно чистым и конструктивно целесообразным. На стенах Додзе могут размещаться произведения искусства. Подлинные Додзе всегда имели установленный в самом престижном месте зала алтарь, символизирующий преданность ценностям данной школы каратэ.
Представьте, что вы попали в Додзе первый раз. То, что вы увидите, является типичным. Когда наступает положенное время, старший группы дает команду о построении. Вся группа быстро строится в одну или две шеренги. Ученики стоят в стойке готовности (Шизентай). Наступает полная тишина. Сэнсей занимает свое место перед группой, звучит команда «Отагай ни рей» поклон друг другу и вся группа кланяется Сэнсею, а Сэнсей кланяется в ответ еще более смиренно. В зависимости от ранга учителя в системе данного вида, его называют «Сэнсей» (учитель) или «Шихан» (профессор). Молодых мастеров уважают, а пожилых почитают.
Официальные церемонии в Додзе великое и торжественное событие. Поскольку официальная часть длится более сорока минут, ученики приучают себя сидеть в традиционной позе задолго до даты самой церемонии. Изменить позу и сесть в более удобное положение или показать дискомфорт любым способом в течение официальной церемонии является «потерей лица». Спина сидящего должна быть прямой, как шомпол, плечи расправлены, грудь выдвинута вперед, подбородок поднят, глаза постоянно смотрят прямо вперед. После официальной церемонии наступает четырехчасовый перерыв, после чего начинается вечер отдыха прямо в Додзе. Зрителям представляются новые «черные пояса», которые в течение оставшейся ночи проводят вольные бои с другими черным поясами, прибывшими в главное Додзе с ежегодным визитом из других префектур. Мастера и черные пояса более высоких рангов попивают теплое рисовое вино (сакэ) всю ночь, поют и танцуют. По окончании вечера все разъезжаются по домам. Новые черные пояса принимают горячие ванны и спят в течение последующих двух суток.
Аналогичные приемы проводятся в японских Додзе каждый Новый год, когда приглашаются каратэки и их семьи. Этот праздник наиболее любим всеми постоянными членами Додзе. В китайском Кэмпо предшественнике каратэ стандарты тренировок были настолько высоки и боевая техника настолько совершенна, что приходилось вводить секретность тренировок из-за большого наплыва желающих заниматься. Требования к ученикам были исключительно высокими. Человек, называющий себя «постоянным учеником», должен был иметь от 20 до 40 лет боевого стажа. На праздниках воинских искусств встречались чемпионы различных общин и направлений. Бои часто заканчивались смертным исходом одного или обоих участников, так как спортивного каратэ в сегодняшем виде в те времена не существовало. Ученики, которые не выкладывались на тренировках и не пытались достичь максимума своих возможностей, изгонялись из группы на срок не менее двух лет. Если ученик показывал неуважение к учителю или ученику более высокого ранга, то черные пояса насильно брили ему голову и сбривали брови, затем выбрасывали его голым на улицу, где все ученики этого Додзе забрасывали его камнями. Если после двух лет отлучения этот ученик менял свое отношение к правилам группы и просился обратно, для него имелась возможность повторного принятия в члены коллектива. В Японии в старые времена тренировки были намного суровее, чем сейчас. Методы тренировок того времени закладывали солидный фундамент физической подготовки и дисциплины. Бамбуковый шест, например, применялся при обучении ударам ногами. Его клали на плечи каждого ученика как коромысло. С каждого края шеста на веревках свисали ведра, наполненные водой. Общий вес устройства составлял около четырнадцати килограммов. Средний вес одного ученика равнялся примерно пятидесяти пяти килограммам. С этим грузом на плечах ученики наносили удары ногами. Ученик, расплескавший воду из-за плохого равновесия, на первый раз вежливо предупреждался, а на следующий наказывался бамбуковой палкой по спине. Такая суровая дисциплина приносила отличные результаты в виде чувства равновесия и умения наносить удары ногами. Иногда ученики, не имеющие достаточной физической подготовки, теряли во время тренировки сознание. Фактически, некоторые учителя, сторонники жестких методов тренировки, считали потерю сознания ученика критерием для определения уровня нагрузки. Тренировки в летнее время были невыносимы, поскольку температура воздуха часто превышала 38°С, а отдых не предусматривался. Но обстановка летом считалась комфортной по сравнению с зимними тренировками. Морозная погода и никакого отопления были стандартом бытия. Ученики тренировались на открытом воздухе в снегопад, дождь и грязь, без обуви и в тонком кимоно. Этот аспект тренировки был известен под названием «создание внутренней крепости». Старшие ученики, создавшие такую внутреннюю крепость, казалось, не чувствовали никакого дискомфорта. А жаловаться на зимнюю стужу или летнюю жару считалось невежливым и недостойным делом. Быть учителем каратэ в те времена означало уметь правильно соединять кости, вправлять суставы при вывихах, останавливать кровотечение и справляться со многими видами физических и эмоциональных травм...