В прошлом номере журнала рассказывалось о традициях зимнего отдыха за рубежом. Хотя, по правде сказать, разве они умеют отдыхать зимой? Холод и снег – исконно русская стихия, поэтому в зимнее время национальный характер разворачивается во всю свою необъятную ширь, демонстрируя размах и удаль…
Да и с чего бы, спрашивается, так уж любить зиму французам или немцам? Посмотрите, в какой они ужас приходят, когда в Европе недели две-три царит настоящая зима – с морозами и снегопадами. Они привыкли, что ноль градусов, что без шапки можно ходить, а тут сугробы на дорогах!
Немец в таких условиях коченеет, ему и жить-то не хочется, не то что отдыхать. Нашему же человеку хоть бы что. Опрокинул добрую чарку, закутался в тулуп и, сев в тройку, рванул к куму в соседнюю деревню, верст за сорок, а там еще чарок семь-восемь за воротник!
Демаркация между столь разными традициями зимнего отдыха выявляется уже в календаре. Если европейцы в соответствии с григорианским летосчислением отмечают Рождество до Нового года, а затем уходят на зимние каникулы, то в российской традиции все праздники, согласно юлианскому календарю, смещены на две недели. Так что, когда в Европе уже давно опохмелились и приступили к работе, русские только начинают отдыхать.
Надо сказать, что когда-то мы еще больше отличались от Европы – до XVII века мы даже летосчисление вели от сотворения мира, а не от Рождества Христова. А поскольку не было привязки к празднику Рождества, то Новый год отмечали в сентябре (хотя могли и в любое другое время – кто знает, когда оно было, сотворение?).
Это вопиющее разночтение устранил царь Петр, приказав соотечественникам встречать Новый год 1 января, палить в новогоднюю ночь из пушек, ну и, естественно, опрокидывать те самые чарки. Не все указы Петра воспринимались народом с одобрением, но этот нашел понимание, поскольку что еще и делать зимой, как не праздновать? Не на печи же лежать! С течением времени сформировался цикл зимних праздников, среди которых особое место занимали Святки – период между Рождеством и Крещением, когда все в жизни переворачивалось с ног на голову.
Несвятые Святки
В русском языке немало парадоксов, и название «Святки» – из их числа. С одной стороны, все вроде бы естественно: Рождество, Крещение, а между ними некие святые дни, которые христиане должны проводить благочинно и в послушании. Ан нет! Гуляют в эти дни вовсю, гадают, заклинают и, вообще, так сказать, озоруют. Ведь получается, что в этот двухнедельный период старый год, а вместе с ним и старый мир доживает свой век, а перед воцарением нового мира полагается все вокруг превратить в первоначальный хаос. Народное поверье гласит, что на стыке старого и нового года Господь Бог на радостях, что у него родился Сын, позволил чертям покинуть преисподнюю, вот они и гуляют на воле до самого Крещения, и ничего тут не поделаешь…
В деле создания хаоса наши предки, надо отметить, достигли выдающихся результатов. Прежде всего они постановили в Святки не работать, что для россиянина просто бальзам на раны. Работа, как известно, не волк, в лес не убежит (особенно в холодный зимний), зато оттянуться можно с большим размахом, что россияне в святочные дни и делали. В русской деревне в это время правила бал нечистая сила, а веселье было довольно экстремальным, чем-то напоминающим клубные вечеринки современной «золотой молодежи».
На Святки любой прохожий в каждой избе мог упиться хмельным зельем до полусмерти, а солидные мужики таскали друг друга за бороды, не поделив гривенник, выигранный в пристенок. Много играли в карты, ну и, конечно, грешили в эротическом плане. «Год продержусь, но уж тут-то душу отведу!» – думал на Святки русский человек, как одержимый, бросаясь в объятия нечистой силы. Известно, что нынче публичное переодевание мужчин в женщин (и наоборот) становится в богемной среде едва ли не нормой. Так вот, эти переодевания начались в незапамятные времена, они входили в святочные развлечения, когда, увлекшись с пьяных глаз нарумяненной красавицей, можно было нарваться на парня, чьи приятели набивали «ухажеру» штаны ледяным снегом – дабы остудить одно место. Соответственно, безусые чернобровые «парни» нередко оказывались игривыми вдовушками, которые могли осрамить увлекшуюся девицу перед всей деревней. Такой вот народный «унисекс», хотя справедливости ради отметим, что с «ориентацией» у предков все обстояло гораздо благополучней, нежели у нас.
К религиозным институтам и таинствам на Святки тоже особого почтения не проявляли. На деревенской улице можно было встретить в эти дни «попа» с мочальной бородой и в облачении из рогожи. «Поп» шел, размахивая кадилом, следом мужики тащили нарядно украшенный гроб, а «плакальщицы» нарочито громко убивались по «покойнику», которого весь день носили по домам, устраивая тут и там «отпевания». «Покойник» при этом то и дело оживал, щипал «плакальщиц» и, вытаращив глаза, гонялся за ребятишками.
А ряженые, которые заваливались в дом без всякого приглашения? Одетые зверями или цыганами, они могли вынести все, что плохо лежит: валенки, полушубок, посуду… Случалось, и сани увозили, причем вместе с лошадью, и ворота или калитку утаскивали. Правда, пользоваться уворованными вещами строго воспрещалось – их нужно было прогулять-пропить до Крещения. А шутки молодых людей над степенными хозяевами? Ночью к дверям справной избы нередко приваливали целую гору снега, а в печную трубу выливали ведро ледяной воды. Могли даже атаковать дом «стягом» – здоровенным тараном, которым били, как правило, в красный угол, чтобы иконы полетели на пол.
Как видим, предки были с чертями на короткой ноге – в отличие, допустим, от католиков или от порядком «окатоличенных» украинцев, которые, как мы помним из Гоголя, нечисти ужас как боялись. Между тем наши люди баловали домовых нюхательным табаком и даже вышивали на изнанке рубахи маленького личного чертика – чтобы тот чужих не подпускал. Чужой черт имел обличье «немца» или «хвранцуза», и отбиваться от чужаков можно было только с помощью отечественной, отчасти прирученной нечисти.
Лыжные оздоровительные прогулки в России привились очень поздно, в сущности, это уже традиция советского времени. Лыжи (точнее, снегоступы) использовались лишь для практических целей, например для зимней охоты в лесу.
А еще наши люди любили в это время гадать, в основном на будущий урожай и, естественно, на женихов. Чтобы не распугать ненароком чертей-помощников, девицы во время этого действа снимали с себя пояс-оберег и нательный крест, расставляли зеркала, зажигали свечи и в их неверном свете старались увидеть в зеркальном отражении хотя бы силуэт суженого-ряженого.
Зимние забавы
Зимние развлечения, впрочем, не исчерпывалась одними лишь святочными играми и обычаями: русские люди не чурались и простых зимних забав, которые утоляли потребность в здоровом и веселом отдыхе. Одна из самых известных забав – катание снеговиков. Дети ограничивались скромными снеговиками, взрослые же создавали настоящих гигантов – ограничивал их только вес снежного кома.
А вот катание на катках популярно уже несколько веков. Раньше, правда, искусственных катков не делали – использовали замерзшие естественные водоемы. Да и коньками в лучшем случае служили простенькие стальные полозья, а то просто привязывали к валенкам две оструганные плашки.
Снежная баталия с прицельным метанием снежков друг в друга тоже была в чести. Такие сражения и устраивались спонтанно, и планировалась заранее – тогда делились на группы и оговаривали специальные условия метания снежков друг в друга. Вариантом снежной баталии можно считать создание снежных городков с последующим штурмом. Раньше, не в пример нынешним временам, снега зимой было в избытке, так что сооружали целые крепости из снега, с ледяными пушками и зубцами. Защитники таких крепостей «отчаянно» оборонялись, нападающие с не меньшим азартом их штурмовали. Помните картину художника Василия Сурикова «Взятие снежного городка»? Правда, в ней действие происходит на Масленицу, в конце зимы, когда можно порезвиться напоследок.
Катание на лошадях тоже увлекало – зимой хорошо подкованные жеребцы разгонялись так, что сани неслись, обгоняя ветер.
В праздничные дни на тройках ездили в гости, в соседние деревни, а в городах лихачи возили на тройках с бубенцами в развлекательные заведения, например в кабаки. Ямщики-профессионалы даже соревновались – кто кого обгонит. Посмотреть на это собиралось немало простого люда.
Что касается люда непростого, то те на плебейские зрелища не ходили. Богатые в России испокон века увлекались зимней псовой охотой. Это было целое мероприятие, вовлекающее десятки людей и животных, одновременно грандиозный ритуал и развлечение для помещичьего сословия.
От традиций к современности
Осталось ли хоть что-нибудь от этих древних традиций сегодня? Кое-что, хотя, конечно, нынешняя эпоха вносит в традиции свои коррективы, иногда весьма существенные. Благополучие наших людей выросло, границы теперь тоже не на замке, а потому, как и многие европейцы, россияне в зимнее время года пристрастились отправляться в жаркие страны – в Таиланд или, допустим, в Египет. Такой вид зимнего отдыха приятен контрастами: на родине снег, вьюга, столбик термометра падает намного ниже нуля, а ты лежишь на пляже или катаешься, но не на тройке, а на верблюде или слоне! Потом приезжаешь домой загорелый и, пробираясь по сугробам, мечтаешь опять попасть под жаркое солнце…
Но самые стойкие любители зимнего отдыха предпочитают все-таки отечественные просторы, на которых с пользой для души и тела проводят зимние каникулы. Можно приобрести путевку и отправиться в какой-нибудь уголок нашей необъятной Родины. Лучше всего в средней полосе, где зима иногда еще похожа на зиму, а не на слякотную весну или осень.
Опять же, как и в странах Запада, у нас все большее значение приобретает экономический аспект зимних каникул, в особенности предрождественская и предновогодняя торговля. В Европе и Америке в эти дни торговый бум, за несколько дней продают столько, сколько потом за весь год не могут продать. Но и мы потихоньку подтягиваемся и все охотнее трясем кошельками перед прилавками, дабы одарить родственников и друзей чем-нибудь эдаким.
Там есть что посмотреть: соборы в снегу, памятники деревянного зодчества, замечательные зимние ландшафты. Прокатят и на классической русской тройке с бубенцами. Не любите быстрой езды? Тогда становитесь на лыжи и не спеша, не забывая делать остановки на живописных лесных полянах, побродите в зимнем лесу. Вернувшись, можно еще и на коньках покататься (если хватит сил), а вечером – конечно, в баню, с веничком, квасом и массажистом.
За городом, когда в двух шагах природа, а под рукой все блага цивилизации, не грех и Новый год встретить. Дед Мороз со Снегурочкой, ряженые, поездки на тех самых тройках, купание… Ну да, и в проруби можно искупаться, если не боитесь за свое здоровье! А потом игры-розыгрыши, аттракционы, традиционные посиделки или новомодное караоке и тому подобные удовольствия до самого утра. Хорошенько поспав и придя в себя в сауне, можно к вечеру выйти на шашлычок, приготовленный по местному рецепту, – среди снегов, когда вы кутаетесь в шубу, у этого угощения и вкус другой, ей-богу!
А утром можно взять в прокат снегоход и укатить в увлекательное путешествие по лесам и полям. Если же вас гложет зависть, глядя на тех, кто возвращается загорелым из жарких стран, ходите все это время в солярий – как правило, рекреационные учреждения ими сейчас оборудованы. Тогда вы убьете сразу двух зайцев: отдохнете по-русски, от души и будете при этом выглядеть так, будто только вчера прилетели откуда-нибудь с Красного моря.
Надо сказать, что популярность подобных программ зимнего отдыха растет, а главное – мест с соответствующими условиями появляется все больше. Там и прокатные пункты есть, где можно взять коньки, лыжи или сани, и бильярдные, рестораны и дискотеки имеются, кое-где даже боулинг предлагается. В собственном комфортабельном загородном коттедже, то все эти услуги можно заказать «на выезде». То есть кулинары из ресторана приготовят у вас во дворе, на морозном воздухе, шашлыки, пиротехники обеспечат красочный фейерверк, а Дед Мороз со Снегурочкой будут развлекать гостей. Можно вспомнить и какие-то святочные обычаи, хотя, конечно, надо знать меру.
Когда национальные традиции и комфорт сочетаются в разумной пропорции, зимний отдых становится интересным, насыщенным и запоминающимся.
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru