Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Туризм и путешествия » Советы туристам » Что немцу смерть, то русскому хорошо

 

Что немцу смерть, то русскому хорошо

 

 

В прошлом номере журнала рассказывалось о традициях зимнего отдыха за рубежом. Хотя, по правде сказать, разве они умеют отдыхать зимой? Холод и снег – исконно русская стихия, поэтому в зимнее время национальный характер разворачивается во всю свою необъятную ширь, демонстрируя размах и удаль…

Да и с чего бы, спрашивается, так уж любить зиму французам или немцам? Посмотрите, в какой они ужас приходят, когда в Европе недели две-три царит настоящая зима – с морозами и снегопадами. Они привыкли, что ноль градусов, что без шапки можно ходить, а тут сугробы на дорогах!

загрузка...

 

 

Немец в таких условиях коченеет, ему и жить-то не хочется, не то что отдыхать. Нашему же человеку хоть бы что. Опрокинул добрую чарку, закутался в тулуп и, сев в тройку, рванул к куму в соседнюю деревню, верст за сорок, а там еще чарок семь-восемь за воротник!

Демаркация между столь разными традициями зимнего отдыха выявляется уже в календаре. Если европейцы в соответствии с григорианским летосчислением отмечают Рождество до Нового года, а затем уходят на зимние каникулы, то в российской традиции все праздники, согласно юлианскому календарю, смещены на две недели. Так что, когда в Европе уже давно опохмелились и приступили к работе, русские только начинают отдыхать.

Надо сказать, что когда-то мы еще больше отличались от Европы – до XVII века мы даже летосчисление вели от сотворения мира, а не от Рождества Христова. А поскольку не было привязки к празднику Рождества, то Новый год отмечали в сентябре (хотя могли и в любое другое время – кто знает, когда оно было, сотворение?).

Это вопиющее разночтение устранил царь Петр, приказав соотечественникам встречать Новый год 1 января, палить в новогоднюю ночь из пушек, ну и, естественно, опрокидывать те самые чарки. Не все указы Петра воспринимались народом с одобрением, но этот нашел понимание, поскольку что еще и делать зимой, как не праздновать? Не на печи же лежать! С течением времени сформировался цикл зимних праздников, среди которых особое место занимали Святки – период между Рождеством и Крещением, когда все в жизни переворачивалось с ног на голову.

Несвятые Святки

В русском языке немало парадоксов, и название «Святки» – из их числа. С одной стороны, все вроде бы естественно: Рождество, Крещение, а между ними некие святые дни, которые христиане должны проводить благочинно и в послушании. Ан нет! Гуляют в эти дни вовсю, гадают, заклинают и, вообще, так сказать, озоруют. Ведь получается, что в этот двухнедельный период старый год, а вместе с ним и старый мир доживает свой век, а перед воцарением нового мира полагается все вокруг превратить в первоначальный хаос. Народное поверье гласит, что на стыке старого и нового года Господь Бог на радостях, что у него родился Сын, позволил чертям покинуть преисподнюю, вот они и гуляют на воле до самого Крещения, и ничего тут не поделаешь…

В деле создания хаоса наши предки, надо отметить, достигли выдающихся результатов. Прежде всего они постановили в Святки не работать, что для россиянина просто бальзам на раны. Работа, как известно, не волк, в лес не убежит (особенно в холодный зимний), зато оттянуться можно с большим размахом, что россияне в святочные дни и делали. В русской деревне в это время правила бал нечистая сила, а веселье было довольно экстремальным, чем-то напоминающим клубные вечеринки современной «золотой молодежи».

На Святки любой прохожий в каждой избе мог упиться хмельным зельем до полусмерти, а солидные мужики таскали друг друга за бороды, не поделив гривенник, выигранный в пристенок. Много играли в карты, ну и, конечно, грешили в эротическом плане. «Год продержусь, но уж тут-то душу отведу!» – думал на Святки русский человек, как одержимый, бросаясь в объятия нечистой силы. Известно, что нынче публичное переодевание мужчин в женщин (и наоборот) становится в богемной среде едва ли не нормой. Так вот, эти переодевания начались в незапамятные времена, они входили в святочные развлечения, когда, увлекшись с пьяных глаз нарумяненной красавицей, можно было нарваться на парня, чьи приятели набивали «ухажеру» штаны ледяным снегом – дабы остудить одно место. Соответственно, безусые чернобровые «парни» нередко оказывались игривыми вдовушками, которые могли осрамить увлекшуюся девицу перед всей деревней. Такой вот народный «унисекс», хотя справедливости ради отметим, что с «ориентацией» у предков все обстояло гораздо благополучней, нежели у нас.

К религиозным институтам и таинствам на Святки тоже особого почтения не проявляли. На деревенской улице можно было встретить в эти дни «попа» с мочальной бородой и в облачении из рогожи. «Поп» шел, размахивая кадилом, следом мужики тащили нарядно украшенный гроб, а «плакальщицы» нарочито громко убивались по «покойнику», которого весь день носили по домам, устраивая тут и там «отпевания». «Покойник» при этом то и дело оживал, щипал «плакальщиц» и, вытаращив глаза, гонялся за ребятишками.

А ряженые, которые заваливались в дом без всякого приглашения? Одетые зверями или цыганами, они могли вынести все, что плохо лежит: валенки, полушубок, посуду… Случалось, и сани увозили, причем вместе с лошадью, и ворота или калитку утаскивали. Правда, пользоваться уворованными вещами строго воспрещалось – их нужно было прогулять-пропить до Крещения. А шутки молодых людей над степенными хозяевами? Ночью к дверям справной избы нередко приваливали целую гору снега, а в печную трубу выливали ведро ледяной воды. Могли даже атаковать дом «стягом» – здоровенным тараном, которым били, как правило, в красный угол, чтобы иконы полетели на пол.

Как видим, предки были с чертями на короткой ноге – в отличие, допустим, от католиков или от порядком «окатоличенных» украинцев, которые, как мы помним из Гоголя, нечисти ужас как боялись. Между тем наши люди баловали домовых нюхательным табаком и даже вышивали на изнанке рубахи маленького личного чертика – чтобы тот чужих не подпускал. Чужой черт имел обличье «немца» или «хвранцуза», и отбиваться от чужаков можно было только с помощью отечественной, отчасти прирученной нечисти.

Лыжные оздоровительные прогулки в России привились очень поздно, в сущности, это уже традиция советского времени. Лыжи (точнее, снегоступы) использовались лишь для практических целей, например для зимней охоты в лесу.

А еще наши люди любили в это время гадать, в основном на будущий урожай и, естественно, на женихов. Чтобы не распугать ненароком чертей-помощников, девицы во время этого действа снимали с себя пояс-оберег и нательный крест, расставляли зеркала, зажигали свечи и в их неверном свете старались увидеть в зеркальном отражении хотя бы силуэт суженого-ряженого.

Зимние забавы

Зимние развлечения, впрочем, не исчерпывалась одними лишь святочными играми и обычаями: русские люди не чурались и простых зимних забав, которые утоляли потребность в здоровом и веселом отдыхе. Одна из самых известных забав – катание снеговиков. Дети ограничивались скромными снеговиками, взрослые же создавали настоящих гигантов – ограничивал их только вес снежного кома.

А вот катание на катках популярно уже несколько веков. Раньше, правда, искусственных катков не делали – использовали замерзшие естественные водоемы. Да и коньками в лучшем случае служили простенькие стальные полозья, а то просто привязывали к валенкам две оструганные плашки.

Снежная баталия с прицельным метанием снежков друг в друга тоже была в чести. Такие сражения и устраивались спонтанно, и планировалась заранее – тогда делились на группы и оговаривали специальные условия метания снежков друг в друга. Вариантом снежной баталии можно считать создание снежных городков с последующим штурмом. Раньше, не в пример нынешним временам, снега зимой было в избытке, так что сооружали целые крепости из снега, с ледяными пушками и зубцами. Защитники таких крепостей «отчаянно» оборонялись, нападающие с не меньшим азартом их штурмовали. Помните картину художника Василия Сурикова «Взятие снежного городка»? Правда, в ней действие происходит на Масленицу, в конце зимы, когда можно порезвиться напоследок.

Катание на лошадях тоже увлекало – зимой хорошо подкованные жеребцы разгонялись так, что сани неслись, обгоняя ветер.

В праздничные дни на тройках ездили в гости, в соседние деревни, а в городах лихачи возили на тройках с бубенцами в развлекательные заведения, например в кабаки. Ямщики-профессионалы даже соревновались – кто кого обгонит. Посмотреть на это собиралось немало простого люда.

Что касается люда непростого, то те на плебейские зрелища не ходили. Богатые в России испокон века увлекались зимней псовой охотой. Это было целое мероприятие, вовлекающее десятки людей и животных, одновременно грандиозный ритуал и развлечение для помещичьего сословия.

От традиций к современности

Осталось ли хоть что-нибудь от этих древних традиций сегодня? Кое-что, хотя, конечно, нынешняя эпоха вносит в традиции свои коррективы, иногда весьма существенные. Благополучие наших людей выросло, границы теперь тоже не на замке, а потому, как и многие европейцы, россияне в зимнее время года пристрастились отправляться в жаркие страны – в Таиланд или, допустим, в Египет. Такой вид зимнего отдыха приятен контрастами: на родине снег, вьюга, столбик термометра падает намного ниже нуля, а ты лежишь на пляже или катаешься, но не на тройке, а на верблюде или слоне! Потом приезжаешь домой загорелый и, пробираясь по сугробам, мечтаешь опять попасть под жаркое солнце…

Но самые стойкие любители зимнего отдыха предпочитают все-таки отечественные просторы, на которых с пользой для души и тела проводят зимние каникулы. Можно приобрести путевку и отправиться в какой-нибудь уголок нашей необъятной Родины. Лучше всего в средней полосе, где зима иногда еще похожа на зиму, а не на слякотную весну или осень.

Опять же, как и в странах Запада, у нас все большее значение приобретает экономический аспект зимних каникул, в особенности предрождественская и предновогодняя торговля. В Европе и Америке в эти дни торговый бум, за несколько дней продают столько, сколько потом за весь год не могут продать. Но и мы потихоньку подтягиваемся и все охотнее трясем кошельками перед прилавками, дабы одарить родственников и друзей чем-нибудь эдаким.

Там есть что посмотреть: соборы в снегу, памятники деревянного зодчества, замечательные зимние ландшафты. Прокатят и на классической русской тройке с бубенцами. Не любите быстрой езды? Тогда становитесь на лыжи и не спеша, не забывая делать остановки на живописных лесных полянах, побродите в зимнем лесу. Вернувшись, можно еще и на коньках покататься (если хватит сил), а вечером – конечно, в баню, с веничком, квасом и массажистом.

За городом, когда в двух шагах природа, а под рукой все блага цивилизации, не грех и Новый год встретить. Дед Мороз со Снегурочкой, ряженые, поездки на тех самых тройках, купание… Ну да, и в проруби можно искупаться, если не боитесь за свое здоровье! А потом игры-розыгрыши, аттракционы, традиционные посиделки или новомодное караоке и тому подобные удовольствия до самого утра. Хорошенько поспав и придя в себя в сауне, можно к вечеру выйти на шашлычок, приготовленный по местному рецепту, – среди снегов, когда вы кутаетесь в шубу, у этого угощения и вкус другой, ей-богу!

А утром можно взять в прокат снегоход и укатить в увлекательное путешествие по лесам и полям. Если же вас гложет зависть, глядя на тех, кто возвращается загорелым из жарких стран, ходите все это время в солярий – как правило, рекреационные учреждения ими сейчас оборудованы. Тогда вы убьете сразу двух зайцев: отдохнете по-русски, от души и будете при этом выглядеть так, будто только вчера прилетели откуда-нибудь с Красного моря.

Надо сказать, что популярность подобных программ зимнего отдыха растет, а главное – мест с соответствующими условиями появляется все больше. Там и прокатные пункты есть, где можно взять коньки, лыжи или сани, и бильярдные, рестораны и дискотеки имеются, кое-где даже боулинг предлагается. В собственном комфортабельном загородном коттедже, то все эти услуги можно заказать «на выезде». То есть кулинары из ресторана приготовят у вас во дворе, на морозном воздухе, шашлыки, пиротехники обеспечат красочный фейерверк, а Дед Мороз со Снегурочкой будут развлекать гостей. Можно вспомнить и какие-то святочные обычаи, хотя, конечно, надо знать меру.

Когда национальные традиции и комфорт сочетаются в разумной пропорции, зимний отдых становится интересным, насыщенным и запоминающимся.


Статья получена: www.Zagorod.spb.ru
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Что немцу смерть, то русскому хорошо":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО», ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

...в принципе, где-то внутри и раньше было желание не только "выговориться" на эту неиссякаемую тему, но и поделиться опытом, связанным с эксплуатацией и ремонтом автомобилей. У меня их было четыре. С 1983 по 1992 год - "Москвич-2140", с 1992 по 1995 год - "ВАЗ-21043", с 1995 по 1999 год - "Форд-Сьерра" и с 1999 по н/в - "Мерседес".

» Немецкие автомобили - 3313 - читать


Что такой хороший русский олигарх делает в этой страшной металлургии?

В последнее время это говорят в барах Челси, а не Порт-Тальбота: "Смотрите, русские идут". Порт-Тальбот – промышленный городок в Южном Уэльсе. Именно там расположено одно из немногих оставшихся в Великобритании сталелитейных предприятий, и теперь 14% "Коруса" принадлежит российским бизнесменам.

» Управление и менеджмент - 2241 - читать


Что немцу хорошо, то русскому — боязно

Учитывая масштаб и серьезность проблемы обеспечения граждан жильем, в последнее время власти разного уровня уделяют большое внимание развитию жилищного кредитования. При этом речь чаще всего идет об американской (классической) ипотеке, но опыт последних лет показывает, что ипотечные кредиты для большей части населения так и не стали панацеей: слишком высоки процентные ставки и сложна процедура их оформления. Этой точки зрения придерживаются и эксперты Всемирного банка.

» Ипотека - 1680 - читать


Наталья Нестерова: что американцу хорошо, то русскому - смерть…

Видя книгу из серии "Женский роман", ценители "высокой литературы" презрительно пожимают плечами: мол, никогда не заинтересуюсь этим чтивом... А тем временем общий тираж подобных книг побивает все мыслимые рекорды, а количество авторов, пописывающих в этом жанре, наводит на размышления о том, что в нашей стране стал писать каждый третий!.. Как выбрать своего автора?

» Известные люди - 1839 - читать


Остаться в живых: «Что наша смерть? Игра»

Не стоит возлагать больших надежд на проходной молодежный ужастик. Не стоит возлагать надежд на фильм, весь сюжет которого построен на имитации компьютерной игры. И уж тем более не надо строить иллюзий относительно картины, в которой эти две вещи сочетаются вместе.

» Театр и кино - 1855 - читать



Статья на тему Туризм и путешествия » Советы туристам » Что немцу смерть, то русскому хорошо

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru