Покупка первого автомобиля для любого мужчины – это, если хотите, обряд инициации, пропуск в новую, манящую своей красотой и беспредельными возможностями жизнь. И, как правило, ощутив сладость управления собственной машиной, многие пускаются на поиски новых ощущений: покупают спортивный мотоцикл, катер, снегоход… Относительно недавно любители адреналина получили возможность порадовать себя еще одним чудом техники. Имя ему – квадроцикл.
Квадроцикл обычно определяют как внедорожное транспортное средство, разработанное и созданное специально для передвижения по пересеченной местности (именно так расшифровывается аббревиатура ATV – All Terrain Vechicle). Однако такое описание вполне подходит и применительно к джипу.
Поэтому следует все-таки сразу обозначить характерные особенности главного героя нашей статьи.
Оставьте ваши джипы, господа…
Внешне квадроцикл напоминает одновременно мотоцикл и небольшой трактор (или вездеход). С первым он схож мобильностью и маневренностью, со вторым – необыкновенной проходимостью. Хороший квадроцикл способен взбираться на гору круче 45 градусов, ползти по глубокой густой грязи, преодолевать броды. Квадроцикл проходимее любого внедорожника, а самое главное – с него можно слезть и толкать рядом с собой. В то время как с джипом вы рискуете увязнуть основательно.
Кабины в традиционном понимании (с крышей, рамой, остеклением) у квадроцикла нет. Поэтому ветер, грязь и песок водитель встречает без защиты. Однако едва ли подобную «открытость» следует считать недостатком. Разве можно наслаждаться красотой природы из-за тонированных стекол джипа? Теплый и комфортный салон хорош в городе, по пути на работу. А в лесу, за городом нужна машина открытая, экстремальная, сидя в которой вы будете слышать пение птиц, шум воды и шелест крон (при езде в прогулочном режиме) или ловить ртом дикий ветер и уворачиваться от хлестких веток, если вам по душе спортивный стиль вождения. Ну а что касается грязи… Как гласит народная мудрость: «Волков бояться – в лес не ходить».
Наконец, существует еще один аргумент в пользу покупки квадроцикла. Джипы, как ни крути, постепенно выходят из моды (кого сейчас удивишь огромным внедорожником?), а квадроциклы сейчас на пике популярности.
Справедливости ради стоит заметить, что есть две среды, в которых квадроцикл чувствует себя не лучшим образом, – это вода и снег. ATV способен преодолевать глубокие броды, но до определенного уровня. В квадроциклах воздухозаборник вынесен ближе к сиденью. Поэтому, пока вода не достигла этой критической отметки, вы можете смело продолжать двигаться. На снежной целине главное – не сбрасывать скорость, по снежной корке машина едет, как по асфальту, а на рыхлом снегу проваливается.
Каждому по потребностям
Выше мы описали наиболее общие особенности «мотовнедорожника». Однако квадроцикл квадроциклу рознь. Сегодня существуют совершенно разные модели, которые, как правило, классифицируют по назначению. В соответствии с этим критерием квадроциклы подразделяют на прогулочные, спортивные, модели для охоты. Кроме того, существуют специальные мини-квадрациклы для детей.
Прогулочные модели наиболее просты в управлении и не требуют от водителя специальной подготовки. По желанию можно подобрать модификацию, оснащенную механической или автоматической коробкой передач. Как правило, прогулочные ATV – заднеприводные. Из-за небольших размеров (в среднем 170 х 100 х 100 см – длина, ширина и высота, соответственно) прогулочные вездеходы часто принимают за подростковые модели, но это заблуждение. Несмотря на относительно небольшую мощность (10–20 л. с.), эта «машинка» запросто способна забираться на крутую гору, а также выполнять вполне взрослые трюки. Однако развить большую скорость на прогулочном ATV нереально. Стрелка спидометра обычно не пересекает отметку 60–70 км/ч.
Главные достоинства спортивных квадроциклов – высокая мощность двигателя и длинноходная энергоемкая подвеска, четко «отрабатывающая» практически любое жесткое приземление после прыжка. Мощность двигателя обычно превышает 50 л. с. Машины класса «спорт» почти всегда оборудуются механической коробкой передач, дабы максимально эффективно использовалась жесткая связь мотора с ведущими задними колесами. Некоторые модели способны развивать скорость до 140 км/ч.
Управление спортивным квадроциклом требует серьезной спортивной практики и навыков вождения. Кроме того, стоит задуматься об экипировке: обычным мотоциклетным шлемом, ватной курткой и штанами обойтись не удастся. Вам понадобится кроссовый шлем, защитные очки, перчатки, наколенники и налокотники (впрочем, все эти элементы защиты пригодятся и в прогулке – экономить на здоровье едва ли стоит). И еще один совет: при езде на спортивных квадроциклах лучше подальше держаться от деревьев и столбов. «Встреча» с ними может закончиться летальным исходом.
Когда охота на охоту
Наиболее мощные машины, в полной мере оправдывающие гордое название «вездеход», – квадроциклы, предназначенные для охотников. Такие квадроциклы оснащаются четырехтактным двигателем и автоматической трансмиссией. У них увеличенный ход подвески и высокий дорожный просвет. Шины низкого давления позволяют с максимальным комфортом преодолевать проблемные участки дороги. Практически все «охотничьи» АТV полноприводные, с понижающей передачей и блокировкой дифференциалов – то есть налицо все признаки полноценного вездехода со средней крейсерской скоростью 60–80 км/ч.
Предел мечтаний любого охотника и рыбака – квадроцикл на гусеничном ходу. Он дает возможность забраться куда угодно. Моторы – 18–20 л. с., но привод – как у армейского бронетранспортера: 6 х 6 или 8 х 8. Оригинальное, типа танково-тракторного, управление – двумя рычагами. Повороты – за счет притормаживания колесами одного борта. Ползают и плавают такие «монстры» не очень быстро, максимум 40 км/ч по суше или 4 км/ч по воде, но зато могут заехать туда, куда не ступала нога человека. Поскольку высокая маневренность охотнику ни к чему, квадроциклы данного типа оборудуются просторной кабиной (на двух–четырех человек). Кроме того, производители обычно предусматривают просторный багажник. Грузоподъемность охотничьих квадроциклов может составлять 390–450 кг.
Без риска и проблем
Детские квадроциклы – это уменьшенные копии их «старших» собратьев. Они рассчитаны на детишек от 12 до 15 лет и, соответственно, нагрузку до 60 кг. Подобные модели предельно упрощены. Комплектуются двухтактными двигателями воздушного охлаждения объемом до 50 «кубиков». Максимальная скорость 40–50 км/ч. У некоторых моделей нет подвески – в качестве амортизирующего элемента используются специальные «пухленькие» протекторы. Если подвеска все-таки присутствует, то в упрощенном варианте: независимая спереди, а «корма» базируется на жестком мосту.
Между тем, покупая квадроцикл своему чаду, будьте осторожны. Даже взрослый человек, садясь на АТV, должен понимать, что при несоблюдении техники безопасности есть риск повредиться. Для езды на ATV не требуется водительское удостоверение, но это не значит, что управлять мотовездеходом можно без навыка. Специалисты рекомендуют хорошенько потренироваться и как следует освоиться с мотовездеходом, прежде чем отправляться в дальнюю поездку.
И еще немаловажный момент: если в лесу нет «гаишников», это не означает, что на ATV можно ездить «под градусом». Деревья в лесу представляют гораздо большую опасность для пьяного водителя, чем самый злобный и несговорчивый инспектор ГИБДД.
Немало неприятностей ездоку может принести поломка квадроцикла. Отсутствие теплого салона не позволит согреться, если на улице прохладно. Поэтому пусть даже вы круты, как Эверест, независимы, как Куба, и море вам по колено, стоит все-таки сказать друзьям или близким, в каком направлении умчит вас «квадрик». Звонок другу, короткое письмо по e-mail или просто SMS с названием трассы и местом ее нахождения сделают свое дело, если придет время Х. И не забудьте захватить с собой мобильный телефон (хотя большинство мобильников не «ловят» в дебрях дикой природы, но все-таки). А вообще, на квадроциклах лучше всего путешествовать компанией из двух-трех человек. Во-первых, так веселее. А во-вторых, хорошо, когда рядом плечо друга, на которое можно опереться.
Квадроцикл – прекрасное средство самовыражения для современного, оригинально мыслящего мужчины. ATV «крут» сам по себе, а если еще украсить его, скажем, собственным вензелем или фантастическим космическим пейзажем (это позволяет техника аэрографии), тогда приготовьтесь ловить на себе восхищенные взгляды. Человек живет один раз. Так стоит ли лишать себя удовольствия прокатиться с ветерком по живописным уголкам Ленобласти?
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru