Большинство объектов этого курорта, обосновавшиеся в ценовой зоне экономического отдыха, оказались наиболее привлекательными для россиян. Прекрасная набережная, значительно обновленная и хорошо развитая инфраструктура развлечений сделали свое дело - курорт стал востребован.
Очень интересная ситуация складывается в Сочинском регионе. Последние годы Сочи, по праву, считались самым дорогим и элитным местом отдыха. Вместе с тем, бурное развитие получили районы города Лазаревское и Адлер. Строительство новых, преимущественно частных отелей, пансионатов породило конкуренцию и существенно ограничило рост цен на летний отдых. Давно известные на рынке санатории и гостиницы Сочи, по-прежнему, остаются востребованными, однако их емкостей уже недостаточно, чтобы вместить всех желающих и здесь на первый план выступает правильность выбора операторами новых объектов. Сочи хочет вернуть себе славу первого российского курорта, но для этого необходимо приложить много усилий, прежде всего, решить проблему транспортной развязки, а также расширить спектр инфраструктуры развлечений.
Очень интересные события происходят в Анапе. Словно включившись в соревнование с Сочи, количество частных гостиниц и пансионатов растет как грибы, причем их качественная начинка удовлетворяет запросы туроператоров, а ценовая категория, пока, приятно радует.
А теперь самое время посмотреть вперед. Что будет в предстоящем сезоне? Загадывать вперед - неблагодарное занятие и, все же, попытаюсь. Итак, ряд вопросов, на которые хотелось бы ответить.
Птичий грипп
Мое предположение, как врача с тридцатилетним стажем – безусловно, будет, но поражать преимущественно домашнюю птицу. Пандемии не будет! Ареол распространения – по всему миру. Какой-то локальной зоны – Турция, Египет, Крым, Краснодарский край – не будет! Испугает ли это российских туристов? Предвижу, что нет. Возможно, даже будет присутствовать некоторая бравада – «наперекор стихии». Самое удивительное, что средства массовой информации не будут нагнетать историю вокруг этого вопроса, так как невозможно будет выявить точную точку и дату локального удара.
Политические игры
Из черноморских курортов в худшем положении окажутся Абхазия и Аджария. Неуравновешенность грузинской политики, ее импульсивность, борьба за «территориальную целостность» могут негативно сказаться на востребованности курортов этого региона. «Человек с ружьем» – наиболее негативный фактор в восприятии туриста.
Крымские курорты – здесь ситуация достаточно запутанная, но, на мой взгляд, не столь пессимистичная. Очень многое будет зависеть от итогов выборов в Верховную Раду. Впрочем, мне представляется что при любом исходе, политический курс Украины несколько изменится: из чистой «оранжевой идеологии» перейдет в более спокойную, взвешенную практическую плоскость. Смею предположить, что россияне осознают возможность «потери» исторически любимого Крыма, завершения «первого курортного романа России» и, это вызовет новую вспышку интереса к этому благодатному краю, и в сезоне 2006 года Крым будет востребован.
Конъюнктура рынка
Очевидно несколько изменится. Говоря о черноморских курортах, следует предположить, что приоритет Геленджика, как первого курорта России, пошатнется, так как здесь будет практически отсутствовать недорогой отдых. Сочи, особенно в свете решения выставить свою кандидатуру на проведение Олимпиады 2014 года, очевидно, ожидает период нового подъема. Деньги имущие будут «столбить» оставшуюся территорию, так как все новостройки могут быть востребованы в 2014 году. Вероятен особый интерес к объектам размещения ведомственным, принадлежащим МПС, Газпрому и другим структурам. Очевидно дальнейшее развитие получат новые частные гостиницы и пансионаты, расположенные в Лазаревском, Адлере, Анапе, Витязево, Благовещенском. Федеральные программы по созданию новых зон отдыха в 2006 году будут находиться еще в зачаточном состоянии, но с каждым следующим годом будут набирать силу.
Ценовая политика
Наконец, о самом главном. Почему-то вспоминаются слова одного, далеко не популярного сейчас политика – «…головокружение от успехов». Из года в год растет благосостояние россиян, но не более 1-3% в год; инфляция, по подсчетам специалистов, составляет примерно 15%, а цены в объектах размещения на 2006 год выросли от 12 до 50-60%. Такими темпами ситуация быстро зайдет в тупик, и может возникнуть революционная ситуация: когда верхи (объекты размещения) – не хотят снижать собственные доходы; а низы (россияне) – не могут покупать путевки по таким ценам; здесь есть явное несоответствие в соотношении цена/качество. Если ситуация не изменится, - предвижу новую массовую вспышку интереса россиян к курортам Турции, Болгарии, Италии и Испании. Следует пояснить, что вины туроператоров в сложившейся ситуации нет, как и нет в стране цивилизованного туристского рынка, то есть у туроператора нет достаточной операторской комиссии, и он вынужден повышать цену объекта размещения. К счастью, в последние годы наметилась положительная тенденция в этом вопросе, и я верю в ее перспективы.
В кратком обзоре невозможно рассмотреть все аспекты, влияющие на формирование, продвижение и итоги сезона, их гораздо больше и они не менее значимы. Таковы, на мой взгляд, очертания грядущего курортного сезона в России, но, как известно, цыплят по осени считают. Хочется верить, что негативные тенденции не получат своего развития, а положительные изменения будут все глубже проникать в сознание каждого отдыхающего и всей туристской сферы обслуживания. Удачного Вам сезона, друзья!
Астравел
Статья о туризме получена: Travel.km.ru