Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Нужны ли компании независимые юристы?

 

Нужны ли компании независимые юристы?

 

 

Материал предоставлен журналом Консультант /

Руководство организации, привлеченной к суду в качестве ответчика, решило обратиться за помощью к одной из юридических фирм. Однако глава юротдела компании резко выступил против, заявив, что с проблемой можно справиться своими силами. Какое же решение в подобной ситуации будет наиболее соответствовать интересам бизнеса?

Наличие на рынке профессиональных юридических услуг – один из факторов, определяющих его инвестиционную привлекательность. От того, как эти услуги оказываются, какова культура отношений с клиентами и внутри юридического сообщества, зависит рост инвестиций в страну.

загрузка...

 

 

Эти тезисы стали лейтмотивом Первого Международного форума «Юридический бизнес в России», организованного газетой «Ведомости» и юридической компанией «Пепеляев, Гольцблат и партнеры».

В работе форума приняли участие как представители юридических фирм, так и руководители юрслужб крупных предприятий. В итоге особое внимание было уделено как раз проблеме взаимоотношений между внешними и внутренними (корпоративными) юристами.

Юридическая дилемма

Без сомнения, самыми выгодными клиентами для юридических фирм являются крупные компании и холдинги. Правовая поддержка таких структур обычно носит долговременный и комплексный характер. Однако эффективность сотрудничества с внешними юристами во многом зависит от роли, которую будет играть юридический департамент самой компании. Как показывает практика, определенных трений между «своими» и «чужими» юристами избежать не так просто.

По словам Юрия Воробьева , руководителя практики налоговых споров компании ФБК, привлечение внешних юристов может быть расценено внутренней юрслужбой клиента как выражение ей недоверия. Причем аргументов в пользу отказа от услуг сторонних специалистов найдется достаточно. Наверняка такой вариант будет для компании существенно дороже, при этом знания внешних юристов о специфике бизнеса клиента, очевидно, не столь глубоки.

Однако использование услуг независимых юристов, отметил Юрий Воробьев, имеет свои неоспоримые преимущества. Во-первых, штат внутренних служб, как правило, не рассчитан на решение проблем, возникающих вне рамок текущей деятельности компании. Во-вторых, независимый взгляд внешних специалистов может оказаться крайне важным для достижения положительного результата.

Среди корпоративных юристов больше распространена скептическая точка зрения на целесообразность привлечения внешних консультантов. По словам Дмитрия Чудакова, руководителя юридической службы Pepsi Bottling Group, внешние консультанты эффективны в решении проблем сугубо юридического характера. Привлекать же их к обсуждению тактических бизнес-задач не следует. Принятие решения в компании представляет собой копромисс между интересами разных департаментов. Поэтому не всегда выбранный вариант будет идеальным с точки зрения права. И внешним юристам согласиться с ним будет очень непросто.

Как выбирают консультантов

Если все же пришлось обратиться за внешней помощью, следует максимально обезопасить себя от недобросовестных консультантов. Как отметил Дмитрий Чудаков, при выборе юридической фирмы важно обращать внимание на ее репутацию и число реализованных проектов. Следует учитывать и специализацию консультантов, а также их психологическую совместимость с руководством внутренней юрслужбы.

Однако прозвучала и отличная от этого тезиса точка зрения. Ее озвучил Дмитрий Афанасьев, управляющий партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». По его мнению, в России большую роль играют связи во властных структурах и умение делать работу в сжатые сроки. Бренд фирмы и ее специализация важны в меньшей степени.

Результаты интересного исследования представил Кирилл Паринов , заместитель председателя правления группы «Интеррос». Руководителям юрслужб крупнейших компаний России были заданы вопросы, касающиеся их отношений с независимыми консультантами. Исследование показало, что в 2004-2005 годах около половины респондентов разрывали контракты с внешними специалистами. В числе причин чаще всего указывались отсутствие адекватного реагирования юристов на запросы и невысокое качество их работы. В то же время более двух третей респондентов принимали решение о найме новых внешних консультантов. При этом они руководствовались, в первую очередь, рекомендациями других менеджеров своих компаний.

Три варианта биллинга

Особенная тема в отношениях внутренних и внешних юристов – оплата услуг консультантов, или биллинг. Как объяснил Андрей Яковлев, директор юридической фирмы «МаТИК. Яковлев и партнеры», здесь существует несколько вариантов: почасовая оплата, фиксированная цена и процент от суммы сделки.

Как правило, фиксированная сумма устанавливается за услуги по несложным делам, где мала степень риска, поэтому расценки невысокие. В делах средней сложности обычно используются фиксированная цена или почасовая оплата. Фиксированный процент от взыскиваемой суммы или договорная цена применяются в особо сложных делах, где используются специалисты высокого класса. Например, это судебное представительство или взыскание долгов.

Свой взгляд на проблемы биллинга представили и корпоративные юристы. По мнению Сергея Васильева, начальника юридического департамента РАО «ЕЭС России», для клиента предпочтительнее фиксированная сумма. Такой вариант оплаты защищает его от возможных «сюрпризов» со стороны юристов.

Использовать плату в виде процента от суммы сделки имеет смысл в случае привлечения эксклюзивных исполнителей. Этот способ обеспечивает высокую заинтересованность со стороны консультантов в положительном исходе дела, однако он недостаточно объективен. Соглашаясь же на повременную оплату, клиент может столкнуться с тем, что консультант сознательно затягивает время ради большего вознаграждения.

Клиент превыше всего

Чтобы убедить корпоративную юрслужбу обратиться за помощью к сторонним консультантам, последним необходимо уделять большое внимание взаимоотношениям с клиентами. Андрей Гольцблат , управляющий партнер компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», выделил основные факторы, влияющие на эти отношения.

Прежде всего это соответствие ожиданиям клиента и высокий уровень сервиса. Как правило, клиент ждет от юристов готовых и качественных решений своих проблем. Ему не понравится, если стоимость услуг после их оказания существенно превысит заранее согласованный бюджет. Не обрадует никого и нарушение оговоренных сроков. Другой блок факторов – это эффективная система коммуникаций. Чтобы хорошо понимать проблемы клиента, надо знать индустрию, в которой он работает, его профессиональный язык, менталитет.

Существенной проблемой, мешающей развитию отношений юридических фирм с клиентами, является недостаточное использование маркетинга. Как заметил Евгений Тимофеев, управляющий партнер компании Timothy's Legal, обычно продвижение услуг юридической фирмы входит в задачи ее партнеров. Однако они не являются профессионалами в области маркетинга. Поэтому как удержать имеющихся клиентов, так и привлечь новых зачастую очень непросто. Решить эту проблему можно путем маркетинговой подготовки консультантов. Каждый юрист, разговаривающий с клиентом, должен ощущать себя продавцом и активно предлагать свои услуги.

Пора действовать сообща

Итог дискуссии подвел Сергей Пепеляев, управляющий партнер компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». Он подчеркнул, что экономический рост в России стал возможен в том числе и благодаря росту качества правовой поддержки бизнеса. И сейчас стратегически выигрывают те юридические компании, которые стремятся сократить количество правовых проблем у клиентов, а не увеличивать их.

Сергей Пепеляев высказал мнение, что пришло время для интеграции в сфере юридического бизнеса. У юристов много общих интересов, которые надо решать сообща, при этом конкуренция не должна мешать развитию партнерских отношений. Г-н Пепеляев поддержал предложение Сергея Васильева о создании саморегулируемой организации на рынке юридических услуг. Основными ее функциями могли бы стать ведение базы данных юридических фирм, экспертиза выставляемых ими счетов и арбитраж между консультантами и их клиентами.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Нужны ли компании независимые юристы?":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Безопасная аренда офиса. Что зависит от юриста компании

Материал предоставлен журналом " Юрист Компании" / Для малых и средних предприятий аренда – фактически единственный доступный способ воспользоваться необходимой для бизнеса недвижимостью. Поэтому в большинстве случаев, арендаторам приходится иметь дело с редакцией договора, которую предложил арендодатель.

» Юриспруденция и Право - 2276 - читать


На вопросы читателей отвечает юрист компании «АЛЕКСАНДР-Недвижимость» Татьяна МАРКОВА

– Правомерны ли требования местной администрации к садоводческому товариществу (СНТ) о необходимости переоформить право постоянного пользования земельным участком на право аренды или приобрести эту землю в собственность до 01. 01. 2006 г.? – Вопрос о предельном сроке приватизации – один из основных, волнующих садоводов неприватизированных земельных участков.

» Юриспруденция и Право - 3406 - читать


Что такое CRM и для чего это нужно компании?

Delta System Groupwww.dsg-com.ruinfo@dsg-com.ru CRM - как термин Буквальный и более-менее благозвучный перевод термина Customer Relationship Management ( CRM ) на русский язык звучит как «управление взаимоотношениями с клиентами». В корпоративном сообществе по поводу такой трактовки наблюдается полный консенсус. А сам термин к настоящему времени довольно прочно прописался в системе корпоративных управленческих процедур многих фирм в мире, включая и некоторые российские комп ...

» Управление и менеджмент - 3004 - читать


Как независимые консультанты помогают компаниям бороться с мошенниками

"Ведомости" / Чтобы избавиться от нечестных сотрудников, российские компании сегодня готовы приглашать специалистов со стороны. Это не частные детективы, а независимые консультанты, которые, впрочем, работают в соответствии с правилами конспирации: внедряются в корпоративную структуру, изучают документы, опрашивают персонал. Однако собранный материал крайне редко попадает в правоохранительные органы.

» Управление и менеджмент - 2261 - читать


Российским фирмам нужны независимые директора для улучшения имиджа

Российские компании, размещающие акции на международных фондовых биржах, получают на 20% меньше дохода, чем их западные коллеги, из-за более низких стандартов корпоративного управления, говорится в новом исследовании, проведенном консалтинговой компанией Heidrick & Struggles. Авторы исследования добавляют, что инвесторы готовы платить на 38% больше за акции российских компаний с хорошим корпоративным управлением. На вопрос о том, следует ли российским компаниям навести поря ...

» Управление и менеджмент - 1866 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Нужны ли компании независимые юристы?

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru