Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дом и семья » Ландшафт и озеленение » По воле природы

 

По воле природы

 

 

Японский и европейский сады не просто похожи или различны, но в значительной мере противоположны по заключенной в них философии.

Европейский парк - это природа, преобразованная человеком, олицетворение его разума, воли и торжества над неорганизованным, хаотичным пространством. Японские сады подразумевают только выявление того, что уже заложено в природе. Человек лишь выражает волю природы, а не изменяет и не переделывает ее. На протяжении многих столетий в Японии существовала одна главная идея - представление о человеке как о части мира природы, находящегося не над ним, не вне его, но как бы изнутри.

загрузка...

 

 

Законы природы при этом были для человека обязательны и священны, как его собственные нравственные законы. Поэтому и смысл отношения человека к природе никогда не мог состоять в покорении ее, только лишь в стремлении к гармонии с ней.

Однако при всей своей внутренней, органичной похожести японские сады различаются по своим функциям. Небольшие сады, имеющие иногда площадь всего лишь в несколько квадратных метров, предназначены только для рассматривания. А более значительные по размерам, условно говоря, парки (Chisen-kaiyu-shiki) могут служить и для прогулок.

Сад для чайной церемонии

Разделен на две части. Во внешней располагается место для ожидания церемонии (обычно скамья с навесом). Внутренний сад окружает дом для чайной церемонии. Растения в саду неброские, потому что ничто не должно отвлекать от ритуала чаепития.

Природный сад

Здесь расположены пруды, водопады и мелкие ручейки. Деревья, кусты, папоротники и мхи растут не тронутыми ножницами садовника. Это место символизирует течение жизни, где посетитель окружен растениями, журчащей водой и видами, меняющимися по мере движения (с каждым шагом).

Плоский сад

Плоские сады появились в Японии одними из первых. Обычно они находятся в окруженном стенами пространстве в городах. Тщательно созданные на песке линии и волны символизируют воду. Белый цвет поверхности контрастирует со мхами, вечнозелеными растениями и цветущими рододендронами.

Сад камней

Наиболее абстрактная форма японского сада, берущая начало в философии дзен-буддизма. Чаще всего такие сады были расположены при храмах или связаны с традиционным жилым домом, составляя особое "сопровождение" и продолжение его интерьера. Сад камней - место умиротворенного созерцания.

Один из наиболее известных садов камней находится в РЁАНДЗИ (буддийский храм в Киото), принадлежащем секте Риндзай. Он был построен в 1450 г. Сейчас известность храма поддерживается исключительно благодаря саду камней, выполненном в дзен-буддийском стиле. Считается, что автором сада Рёандзи был знаменитый мастер Соами.

Сад представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку (с востока на запад - 30 м, с юга на север - 10 м), засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий "расчесан" граблями на тонкие бороздки, которые могут ассоциироваться с мягкой рябью воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.

Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать - только сидя на веранде храма.

Что же олицетворяют собой камни в саду? Одни считают, что это пять великих горных вершин, поднимающихся к небу сквозь облака, другие полагают, что это пять островов в безбрежном океане, кому-то кажется, что это тигрица со своими детенышами переплывает бурное море. Ассоциативный ряд бесконечен. Но в этом саду есть немало и других загадок. Одна из них заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней, каждый раз какой-нибудь камень (всякий раз - другой) будет исчезать из поля зрения. Может быть, таким образом дзен-буддийский монах Соами старался показать людям безмерность мира, силу Космоса, величие Будды, давая понять, что в огромном мире немало сокровенного, непостижимого.

Еще одна загадка сада - в его гипнотическом воздействии на человека. Созерцание камней дает возможность сосредоточиться, обрести спокойное состояние духа и углубиться в себя. Ведь этот сад был создан мастером медитаций. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое.

Японские сады - искусство типологическое, где индивидуальное начало, художественная неповторимость не играют существенной роли. На протяжении многих веков мастера, исполнявшие сады, пользовались не только одним и тем же набором компонентов, но и оставались в рамках определенных канонов композиций. Камни, вода, песок или галька, сосны, бамбук, казалось бы, одни и те же да еще почти не тронутые рукой человека, а лишь найденные и выбранные в безбрежном океане природы, эти составные части японского сада и в XII, и в XVI, и в XX веках были все теми же, но всякий раз они жили в условиях иной пространственно-пластической системы, характерной для культуры эпохи, ее мировоззрения, идеалов, художественных вкусов.

Для аристократического периода Хэйан (X-XII века) ядром такой системы был дворец, и сад в своей композиции и образном строе зависел от дворца, был связан с его построением, ориентирован на самый стиль жизни его обитателей.

С распространением буддизма секты дзен в период Камакура (XII-XII века) и особенно в период Муромати (XIV-XVI века) сад оказался включенным в новую систему - храмовый комплекс. И те же самые его элементы получили новый смысл, видоизменились, иначе стали соотноситься с архитектурой и природным окружением. Изменилась роль сада и его содержание.

Длительный период расцвета садового искусства привел к появлению множества вариантов храмового сада, существовавших нередко по соседству, в одном ансамбле.

В период позднего средневековья вновь возникают светские сады как необходимая часть традиционного жилого дома, теснейшим образом связанная с интерьером, его конструктивными и эстетическими качествами. Это опять была принципиально иная система, где сад получил свою весьма важную роль.

Наконец, многие свойства традиционного японского сада оказались жизнеспособными в наше время, их выразительность стала более острой по соседству с бетоном и стеклом. Кусочек живой природы рядом с сухим геометризмом современных зданий стал необходимой эмоциональной точкой опоры человека, необходимым энергетическим центром.

Размышляя над организацией городского пространства, новой среды обитания людей, архитекторы все чаще и чаще используют принципы японского сада, опыт создания не только пластического, но и эмоционально значительного ансамбля, разрушающего монотонность типовой застройки, обогащающего ощущения жителя большого города.

Так, неожиданно древнее искусство, казалось бы - такое отвлеченное и такое традиционное, обрело новую жизнь, стало нужным нашим современникам на всех континентах.

По материалам ООО "СпецПаркДизайн"


Статья получена: www.Zagorod.spb.ru
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "По воле природы":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Nissan Navara: Мне на волю

В тесте участвуют автомобили: Nissan Navara Посмотреть другие фото (3) Вот ведь, дожили. Когда-то пикап считался утилитарным автомобилем, а теперь… Кожаный салон, климат-контроль, неплохое поведение на асфальте.

» Японские автомобили - 2179 - читать


Land Rover Range Rover Sport: Люкс с видом на природу

В тесте участвуют автомобили: Land Rover Range Rover Sport Все здорово! Но все-таки того, кто воспитан на рычагах, рукоятках, тягах, общение с электронным «оно» немного ошарашивает.

» Французские автомобили - 2577 - читать


Caterham выпустил на волю «убийцу суперкаров»

• Caterham Seven CSR 260 Английская компания Caterham наконец-то выпустила в продажу свою новую модель Seven CSR 260, о постройке которой сообщалось еще осенью 2004 года. Как и прошлые модели марки, новинка является развитием легендарного Lotus Seven 1960-х годов, имеет спартанский внешний вид и отличные ходовые качества. Автомобиль оснащен 2.

» Разное - 1557 - читать


Peugeot 207: Природа отдыхает

В тесте участвуют автомобили: Peugeot 207 Он во всем следует за модой. А потому стал больше в размерах и несравненно экологичнее. «Сядешь и просто нажимаешь на педаль...» Ах, какая замечательная дорожка!

» Познавательное про авто - 1999 - читать


Nissan Patrol: Вольному воля

В тесте участвуют автомобили: Nissan Patrol На городских улицах ему не только неудобно, но и ужасно скучно. А еще ночами он видит сны о далеких, неизведанных странах, где если кого и встретишь, то такого же, как сам, сбежавшего от надоевшей суеты.

» Познавательное про авто - 1824 - читать



Статья на тему Дом и семья » Ландшафт и озеленение » По воле природы

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru