Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Автомобили » Легковые авто » Немецкие автомобили » Жил-был «СААБ»

 

Жил-был «СААБ»

 

 

Сначала в победу мало кто верил. Старики, исподлобья наблюдавшие за подготовкой к соревнованиям, ворчали: скорее «Гетеборг» выиграет у «Мальме» с таким счетом, нежели «девять-три» достигнет чего-то замечательного в ралли». А после, когда кто-то, припав ухом к транзистору, вдруг заорал: «Мы первые!», плакал чуть ли не весь Трольхеттен: «Эрик, наш великий Эрик!» И светлые скандинавские слезы мешались с темным «Скеллем».


ТРОЛЛЬ ИЗ ТРОЛЬХЕТТЕНА. Можно сказать, что фирме SAAB повезло — не всем удается ухватить государственные инвестиции.

загрузка...

 

 

Когда над Европой сгустились тучи Второй мировой, маленькая авиастроительная компания сумела поставить для ВВС нейтральной страны один из самых быстроходных бомбардировщиков в мире. Однако мирное время внесло свои коррективы, и фирме предложили заняться выпуском стройматериалов и мебели. Но тот, кто строил самолеты, разве будет заниматься табуретками?

Бывший конструктор авиационных крыльев Гуннар Люнгстрем собрал группу единомышленников и решил спроектировать недорогой и экономичный легковой автомобиль. Конечно же, хитрецы начали свою работу с изучения машин, эксплуатировавшихся в Швеции перед войной. Оказалось, что бестселлерами были немецкие DKW. Их и взяли в качестве прототипа, скрестив тевтонские наработки с собственным авиастроительным опытом.

С 1947 по 1949 год было построено два десятка экспериментальных машин. Все они почему-то были окрашены в зеленый цвет, имели рядный двухцилиндровый двигатель со съемными вкладышами коренных подшипников мощностью 25 л.с. и способностью разгоняться до 100 км/ч. SAAB 92 отлично держал дорогу, и многие шведские гонщики-патриоты решили увить его имя лавровыми ветками спортивной славы. Так, молодой инженер-испытатель «СААБа» Ральф Мильд подал заявку на участие в зимнем ралли по Швеции и неожиданно для всех выиграл.

Производство SAAB 92 оказалось более прибыльным бизнесом, чем выпуск самолетов. Довольны были все, кроме Люнгстрема и Мильда, которые продолжали совершенствовать модель на свой лад, в частности увеличили задние окна и багажник. Модификация получила индекс 92B и снова отличилась в ралли, на этот раз в Норвегии. Грета Моландер как валькирия пронеслась по трассе и заняла призовое место в «женском классе» гонок 1952 года. Выпуск машин стабильно увеличивался, 6 марта 1954 года со сборочного конвейера скатился десятитысячный SAAB, готовый автомобиль появлялся каждые 27 минут. В Швеции новая малолитражка была принята с распростертыми объятиями — Volvo строила в те годы преимущественно дорогие модели, расходовавшие много бензина. Но руководство фирмы по-прежнему мечтало об американском рынке.

ТРИДЦАТЬ ТРИ ЛОШАДИ. После того как производство расширилось и в 80 километрах южнее Трольхеттена был построен новый завод, куда переехал выпуск двигателей и коробок передач, «назло рекордам» был выпущен новый автомобиль. SAAB 93 cохранил от предшественника только общие очертания кузова. Под капотом теперь были 33 лошадиные силы. Полностью независимая подвеска с А-образными рычагами спереди и глухой балкой заднего моста на витых пружинах заменила торсионы. Расширились колея и общая ширина автомобиля, понизился центр тяжести. Теперь, если владелец, а тем более гонщик, вдавливал педаль акселератора в переднее ограждение кузова до предела, то мог увидеть на спидометре стрелку, застывшую на отметке 120 км/ч. А как вы хотели? Ведь автомобиль чертили-собирали не кто-нибудь, а авиастроители: коэффициент аэродинамического сопротивления был равен всего 0,35.

В 1957 году модель получила цельногнутое ветровое стекло вместо прежнего, состоявшего из двух половинок, и буквенный индекс «B». А на следующий год фирма решается выйти и на рынок спортивных автомобилей, разработав на основе 93-й модели SAAB 750 GT — эффектный кабриолет с раздельными передними сиденьями, повышенным уровнем комфорта и окраски кузова, а также деревянным спортивным рулевым колесом. В качестве опции для GT предлагался Halda-Speedpilot — устройство, позволяющее поддерживать заданную скорость без нажатия на педаль газа.

МАЛЫШ И КАРЛСОН. Рыночная стратегия SAAB оставалась прежней: от спортивных побед — к завоеванию кошельков простых потребителей. Героем тогда стал Эрик Карлсон — настоящий боец, отличавшийся особым умением управлять переднеприводными машинами на обледенелых и заснеженных дорогах. SAAB был ему отличным напарником. 93B слыл в то время одним из немногих автомобилей, приспособленных для езды зимой. С полностью задраенными окнами автомобильчик, как субмарина, наглухо изолировал вас от морозов и метелей. Теплый воздух отопительной установки подавался не только на ветровое, но и на боковые стекла. Двухтактный двигатель легко запускался холодным зимним утром, только страшно мерзли пальцы, когда после заливки бензина приходилось цедить по желобку из канистры двухтактное масло.

Ралли «Монте-Карло» не только открывало очередной этап Чемпионата Европы, но и считалось одним из главных в нем. В 1960 году в соревнованиях приняли участие 313 экипажей, стартовавших из разных точек — 88 из Осло, 79 из Парижа, 65 из Глазго, остальные из Франкфурта. Ранним субботним утром машины встретились во французских Альпах и устремились к финишу после уже пройденных трудных 2,5 тысячи миль. Первым финишную прямую пересекает SAAB 93B Эрика Карлсона, которому удалось на целых четыре минуты опередить своего главного соперника — немца Юхрингера на Mercedes! Третьим пришел 26-летний Гунар Хюгбом, и тоже на SAAB! Из 313 стартовавших машин финишировали только 248, и впереди всех был маленький SAAB, сумевший «сделать», помимо Mercedes, еще и Volvo, Citroen, Sunbeam и Lancia.

Были победы в Скандинавии и Греции, США и Канаде, но ленивый мир не перевернулся: от Гетеборга до Хальмстада по-прежнему четыре часа морем, балтийская селедка, как и раньше, чистится с хвоста, а про Эрика Карлсона все благополучно забыли — в истории остался исключительно его заднемоторный тезка.

НАЗЛО РЕКОРДАМ. На мостике шведского сухогруза, пришвартовавшегося к пирсу на Ист-Ривер, группа репортеров, ожидающих презентации новой машины, выпущенной мало кому известной в Штатах фирмой Svenska Aeroplan Aktiebolaged. Под приветствие капитана судна, старательно выговаривавшего английские слова, на мокрую палубу выкатывается яйцеобразный автомобильчик серого цвета, как бы под стать сумрачному февральскому небу.

В конце 50-х многие семьи простых американцев среди газет и рекламного мусора, посвященного консервированной сое и семенам подсолнуха, обнаружили на ступенях своих домов незамысловатую листовку. На картинке — дамочка, скрестив ножки и покусывая дужку солнцезащитных очков, облокотилась на дверцу небольшого автомобиля. Позади дамочки — пашня. Под фотографией короткий текст.

«SAAB 93B как-будто создан для езды по плохим дорогам, а сконструирован так гениально, что обслуживать его сможет любой водитель. Это автомобиль, который за короткое время сумел выиграть большое число гонок по всему миру: величайшее достижение — победа в Большом Американском Ралли 1956 года… Он подарит вам наслаждение, отдых, ибо спинка сиденья фиксируется в семи разных положениях. О вашей безопасности позаботятся мощные тормоза, зеркала заднего вида, щетки лобового стекла, а также асимметричные фары, которые позволят вам хорошо видеть дорогу во время ночного вождения… SAAB 93B — это передний привод, сиденья, превращающиеся в кровать, небольшой расход топлива, феноменальное удержание дороги и защита от воров».

Источник - журнал «АВТОПИЛОТ». Индекс издания - 73109.


Статья про автомобили получена: KM.RU Автомобили
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Жил-был «СААБ»":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Эли Сааб – ливанец, создающий парижский шик

Устраивать дефиле на парижских подиумах во время Недели высокой моды – достойная цель для любого иностранного дизайнера. Быть в Париже «своим», встав в один ряд с такими мэтрами, как Готье или Лакруа, - статус лишь избранных. Ливанский дизайнер Эли Сааб (Elie Saab) - один из тех, кто заставил европейцев признать, что иностранец вполне может справиться с ролью апологета истинного парижского шика.

» Мода - 3018 - читать



Статья на тему Автомобили » Легковые авто » Немецкие автомобили » Жил-был «СААБ»

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru