Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Человеческий фактор: Почему компании такие разные?

 

Человеческий фактор: Почему компании такие разные?

 

 

"Ведомости" /


Марина Мелия
03 апреля 2003

Руководители часто испытывают недовольство положением дел в их организации: их тревожит текучесть кадров, конфликты между сотрудниками и недостаточное взаимопонимание внутри управляющей команды. Они видят причины в недостатках оргструктуры, в плохой работе кадрового департамента, в пассивности и некомпетентности сотрудников. Однако довольно часто первопричина всего этого сам руководитель.
Глава компании (назовем его господин X) поставил перед своим менеджером по персоналу задачу: построить такую же корпоративную культуру, создать такую же сплоченную команду, как в организации его партнера, господина Y. Но, несмотря на все старания трудолюбивого HR-а, из этого ничего не получилось.

загрузка...

 

 

Разгадка проста: господин Y - человек открытый, стремится нравиться окружающим, умеет притягивать людей личным обаянием. Он охотно общается с подчиненными, устраивает для них вечеринки и выезды на природу, он душа компании. Подчиненные его любят, преданы ему, возникающие проблемы решаются в личном контакте. Если сотрудник жалуется на объективные трудности, на отсутствие необходимых для работы условий - шеф с теплой улыбкой говорит ему: "Я в тебя верю, ты справишься! ". И, хотя его проблема не решилась, работник уходит, окрыленный доверием начальства и слегка пристыженный, что предъявлял какие-то претензии.

А господин Х устроен совершенно иначе. Он не компанейский человек, побаивается общества, зажимается. Свою неуверенность он компенсирует официальным стилем, держится на дистанции, из-за чего выглядит неприступным. Лучше всего он чувствует себя дома, с женой. Но он искренне хочет сплотить коллектив и, подражая партнеру, устраивает у себя в организации такие же вечеринки и пикники. Там, вместо того чтобы общаться с народом, он сидит в обнимку с женой и разговаривает только с ней. И никак не может понять, почему ситуация не меняется к лучшему, - ведь он все делает точно так же, как господин Y.

Особенно часто жалобы на безынициативность и бестолковость сотрудников можно услышать от так называемых харизматических руководителей - людей очень талантливых, обладающих нестандартным мышлением, мощной энергетикой. Окружающие однозначно воспринимают их как лидеров. Как правило, все они трудоголики, работающие днем и ночью с невероятным напряжением. Роль такой личности в компании огромна. Сотрудники с горящими глазами говорят, что "шефу приходят в голову идеи, которые делают нас лидерами на рынке", "он гений", "настоящий хозяин", "он проходит по коридору - и вокруг жизнь". Но они же признаются, что, когда "хозяин" временно "остывает", отдаляется от своего детища, переключается на что-то другое или просто уезжает - "жизнь замирает, все останавливается". А порой начинает рушиться. И тогда нужно, чтобы он поскорее вернулся обратно, включился и успел подхватить обваливающийся бизнес, который держится только на нем.

Готов ли такой руководитель предоставить сотрудникам свободу, необходимую для проявления творческой инициативы и самостоятельности, склонен ли он делиться ответственностью, доверять? Вспомните, как домашняя хозяйка, мать семейства сетует, что никто ей, бедной, не помогает, а сама не дает мужу или сыну помыть посуду - ведь они такие растяпы. Спрашивается: кто виноват?

В психологии существует точка зрения, что по устройству жизненного пространства человека, по тому, как выглядит интерьер его жилища, как он располагает рисунки на листе бумаги, можно судить о том, как устроено его собственное "внутреннее пространство", его мышление, эмоциональная сфера. На этом принципе основаны некоторые психологические тесты. И, наоборот, в зависимости от своей индивидуальной психической структуры, темперамента, субъективного опыта строит человек деятельность, причем не только собственную, но и своих подчиненных, если он находится на руководящей позиции.

У бывшего военного, привыкшего к муштре, на фирме железная дисциплина, магнитные карточки на входе и разветвленная служба безопасности. Инициатива здесь наказуема, подчиненные боятся грозного "генерала", царит единоначалие, а на совете директоров все сидят молча и пригнувшись.

Выходец из НИИ заведет другие, демократические порядки. Каждый сотрудник может выступить с проектом, творческими предложениями; семинарам и обсуждениям не будет конца. Однако "равенство и братство" имеют оборотную сторону - к требованиям начальства перестают относиться серьезно, результативность снижается.

Руководитель может быть внимательным и заботливым, может быть жестким и авторитарным, открыто обсуждать планы и решения или поступать импульсивно, непредсказуемо. Если он последователен в своих проявлениях, то окружающие приспосабливаются к нему и ситуация достаточно стабильна. Если он эмоционально неустойчив и все время меняет правила игры, то организацию лихорадит.

В одной компании беспрерывно происходили перемены, менялось штатное расписание, оргструктура. Создавались и исчезали отделы и департаменты, людей без предупреждения переводили из одного подразделения в другое. Отделы путешествовали с этажа на этаж. Никто не мог понять происходящего, народ терялся в догадках, кредит доверия и уважения к руководству практически истощился. Между тем нашлось следующее неожиданное и простое объяснение: процессы в этой компании являлись отражением (на языке психологии - проекцией) того хаоса, который царил во "внутреннем пространстве" первого лица. Чтобы навести порядок, шефу надо было не менять без конца структуру, а разобраться со своим внутренним состоянием.

Таким образом, в случае недовольства ситуацией в организации руководителю имеет смысл начать анализ проблем с себя как с главной и определяющей фигуры.

Вот характерный пример действенности такого подхода. К нам обратился за консультацией руководитель одной компании, который был недоволен размером ее прибыли. Его компания занимается реинжинирингом. По идее, в ней должны работать специалисты, нацеленные на развитие, "архитекторы перемен", обладающие особым видением перспективы. Но сам глава компании - человек практичный, даже несколько "заземленный", упрямый, который придерживается в работе установленных методов, стремится к порядку и стабильности, не терпит ничего экстравагантного, оригинального, живет по принципу "здесь и сейчас". Он и сотрудников себе подбирает таких же реалистичных и консервативных, так как только таких людей он понимает и уважает. Состав работников по их личностным характеристикам, особенностям мышления вступает в противоречие с сутью деятельности, что снижает ее успешность. Мы показали руководителю это противоречие, и теперь он может изменить либо направление деятельности, либо свою кадровую политику.

У каждой организации свое лицо, свой характер, каждая по-своему уникальна, поскольку несет на себе отпечаток личности руководителя, только ему присущих уникальных качеств. Поэтому чем лучше руководитель знает себя, видит свои сильные и слабые стороны, тем яснее он видит свою организацию, понимает процессы, происходящие в ней. Можно перефразировать известную поговорку - "Скажи мне, кто ты, и я скажу, какая у тебя компания".

Автор - генеральный директор компании "ММ класс"



Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Человеческий фактор: Почему компании такие разные?":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Такая разная сухая кожа: точно определяем проблему

Физиология каждого типа кожи индивидуальна, использование косметики, не подходящей под тип кожи, может не только не лучшим образом сказаться на ее повседневном состоянии, но и ускорить старение. Сухая кожа среди всех существующих типов нуждается в самом бережном уходе, даже если она не страдает от каких-либо проблем. Непревзойденная сухость Сухая кожа бывает нескольких типов, каждый из которых требует соответствующей заботы.

» Здоровый образ жизни - 2162 - читать


Почему бухгалтерии так нужны необязательные акты об исполнении договора

Материал предоставлен журналом " Юрист Компании" / Для бухгалтерии отсутствие акта выполненных работ практически по любому договору – катастрофа. В то же, время юристам хорошо известно, что гражданское законодательство требует составлять акты в единичных случаях.

» Юриспруденция и Право - 2932 - читать


Человеческий фактор: как мы защищаемся

"Ведомости" / Марина Мелия 17 апреля 2003 Когда руководитель приступает к серьезной реорганизации, всегда существуют риски, которые он отслеживает на рациональном уровне, просчитывает, может учесть. Но кроме этих осознанных рисков есть еще подводная часть айсберга - те страхи и опасения, которые не осознаются и могут мешать, тянуть назад. Человеку кажется, что он определился с целью, а на самом деле его все еще точит червь сомнения.

» Управление и менеджмент - 1716 - читать


Человеческий фактор: Модели жизни: жизнь-подвиг

"Ведомости" / В жизни-подвиге человек выходит за пределы личных, сиюминутных интересов, подчиняет себя служению идее, даже если это не приносит ему никакой прямой выгоды, а, напротив, сулит беды и лишения. Эталон жизни-подвига — это Христос на кресте, жертвующий собой, идущий на мученическую смерть ради спасения людей. Подвиг у нас чаще всего ассоциируется с героическим поступком на войне, пожаре и в других экстремальных ситуациях, всегда высоко оценивается, правда, нередко ...

» Управление и менеджмент - 2469 - читать


Воровской закон: Почему российские компании так страдают от от воровства менеджеров

Наталья Готова, Алексей Зайко Журнал "Компания" "Ты здесь хозяин, а не гость - тащи с работы каждый гвоздь", - эта поговорка вовсе не ушла в прошлое вместе с социализмом. Во всем мире, если уж есть завод, производящий гвозди, то есть и наемные работники, желающие разжиться гвоздями за счет собственников компании. Бороться с воровством не так-то просто.

» Управление и менеджмент - 1947 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Человеческий фактор: Почему компании такие разные?

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru