Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Строительство жилья » Москва и область: где закапать «топор войны»?

 

Москва и область: где закапать «топор войны»?

 

 

Идея переезда из мегаполиса в ближайшие (и не очень) пригороды уже который год не только активно пропагандируется практически всеми участниками рынка недвижимости, но и является важной составной частью многих федеральных целевых программ. Под давлением взрывообразно росших несколько последних лет цен на московскую недвижимость, эта идея стала активно проникать в массы, но, тем не менее, сколько-нибудь заметных материальных результатов этого проникновения мы пока не наблюдаем.

Почему? Почему, несмотря на рекламу с многомиллионным (и отнюдь не в рублях исчисляемым) совокупным бюджетом, несмотря на активную законодательную поддержку (как части федеральных программ), несмотря на прочие естественные предпосылки, ситуация с миграцией населения из мегаполиса развивается столь противоестественным образом? Где тот «подводный камень», который играет роль плотины на пути миграционного потока, и каковы перспективы разрешения этой ситуации?

загрузка...

 

 

С этими и другими вопросами мы обратились к Евгению Ивановичу Шлеменкову, директору департамента девелопмента и консалтинга Управления недвижимостью известнейшей риэлторской компании «Миэль».

По словам Е. Шлеменкова, основная интрига наблюдаемых событий заключается отнюдь не в том, начнётся ли экспансия мегаполиса в ближайшие пригороды, а в том, какие именно формы она примет. Объективные законы развития мегаполиса отменить невозможно, и любой «особый путь» и «национальное своеобразие», о которых так любят говорить некоторые СМИ, способны изменить лишь «внешний вид», а отнюдь не направление развития ситуации. Любой мегаполис в любой стране в первой фазе своего развития концентрирует в себе наиболее активное население страны (по вполне объективным причинам, прежде всего потому, что в этот момент такой мегаполис – «точка роста» и «город возможностей»), а на следующих, опять-таки по чисто объективным причинам, таким как ухудшающаяся экология и дороговизна жизни – начинает вытеснять это же население в пригороды. В этой фазе удорожание земли в мегаполисе прежде всего заставляет мигрировать из него промышленные предприятия (лишая тем самым целую прослойку квалифицированных рабочих средств к существованию). Если этот процесс «пустить на самотёк» и никак не корректировать, то в пределе он кончается тем, что город делится на две части: нежилую, офисно-магазинную – для «новых богатых», и гетто-даунтаун – для «новых бедных».


Без плана и контроля - никуда
Собственно, именно отсутствие пристального контроля и централизованного планирования на всех этапах жизни мегаполиса и приводит к такому противоестественному развитию ситуации, которое мы в данный момент и наблюдаем в Подмосковье. На земли, ранее уже однажды заселенные, изобилующие полигонами для ТБО, начинают хаотично селиться люди и перебираться промышленные предприятия. Последствия этого хаоса мы и начинаем сегодня пожинать. На данный момент и все основные игроки рынка недвижимости, и власти, отчётливо ощутили жизненную необходимость грамотного координирования усилий Москвы и Подмосковья буквально во всех областях деятельности: и в транспортном обеспечении, и в энергетике, и в связи, и в инфраструктуре, и в управлении людскими ресурсами. Все заинтересованные стороны отлично понимают, что без резкого углубления взаимной интеграции невозможно дальнейшее развитие ни Москвы, ни области, но, как обычно от понимания до реальных действий – «дистанция огромного размера», ибо интеграции этой мешают вполне объективные причины.

Кратко перечислим основные из них: прежде всего – это отсутствие единого плана развития территорий (при очевидной необходимости его существования, признаваемой руководством обоих отдельных субъектов РФ: и Москвы, и Подмосковья). Выработка его осложняется прежде всего, так сказать, структурно-управленческими проблемами: интегрироваться-то готовы оба субъекта, но… на условиях выгодных исключительно для каждого из них, и компромисс между их позициями пока не достигнут, а каждый шаг к нему даётся с огромным трудом.


Вторая беда России
Необходим и единый план развития транспортной сети, которого опять-таки не существует, и, несмотря на то, что обеспечение транспортной связности территорий – вопрос федерального масштаба, в строительстве транспортной сети на данный момент «первую скрипку» играют узкоместнические интересы, и строительство это то и дело выливается в эдакий чемпионат по перетягиванию «налогового одеяла». Например, как только за счёт Москвы была построена МКАД – по внешней её стороне, принадлежащей области, начали расти отнюдь не жилые районы, способные хоть как-то разгрузить город, а разнообразные оптовые магазины, автосервисы, и тому подобные предприятия. Аналогично, вокруг реконструированной на московские же средства Ленинградки моментально выросли склады и таможенные терминалы, а область с удовольствием занялась их налогообложением (правда, пообещав изыскать средства на постройку шоссе-дублёра, но… и воз и ныне там, и обещанного три года ждут, и ждать, судя по темпам решения этой проблемы, придётся ещё долго). Да и Москва в этом «чемпионате местничества» тоже отметилась: построенная на федеральные средства Новая Рига упирается в МКАД (то есть, при нынешней интенсивности движения – практически в пробку), и причина этому вполне очевидна: для того, чтобы дотянуть эту магистраль хотя бы до третьего транспортного кольца, необходимо существенно ущемить интересы владельцев земли в Серебряном Бору, что Москве крайне невыгодно.


Рубильник и вентиль – символы настоящего
Аналогично обстоят дела и с газо- водо- и энергоснабжением: если в советские времена инженерные сети строились по единому плану и основным требованием к ним являлась надёжность работы сети в целом даже в условиях аварий на отдельных участках (отсюда и практика «закольцовывания» магистральных водоводов и теплопроводов, и весьма нерациональные с точки зрения экономики коэффициенты запаса в энергосетях, и соединение районных телефонных узлов по принципу «каждый с каждым», и многие другие инженерные реалии эпохи «расцвета застоя»), то в нынешние времена «невидимая рука рынка» весьма прочно взялась за рубильник и газовый вентиль, потеснив соображения надёжности. Очевидно, что наименее затратный путь повышения рентабельности для всяческих обл- и горэнерго – это «корректировка» коэффициентов запаса мощности в принадлежащих им сетях и выделение средств на развитие и обслуживание сети «по остаточному принципу». Но результаты такого подхода мы уже начинаем ощущать «на собственной шкуре», например, горевшая два года назад подстанция «Чагино» в Капотне, была построена в 1963 году и ни один из основных её узлов с тех пор не заменялся. Конечно, частичное отключение энергии в Московской, Калужской и Тульской областях, которое было спровоцировано пожаром на ней, по сравнению с Калифорнией-2001 и -2006 выглядит не слишком зрелищно, но если существующий подход к обеспечению надёжности работы инженерных сетей не изменится, то известный некогда девиз «догнать и перегнать Америку» по этому параметру мы воплотим в жизнь легко и непринуждённо.


А без воды и не туды, и не сюды
Следующая проблема – отсутствие цивилизованного водопользования (которое создает проблему водоснабжения вообще – у нас даже подземные горизонты уже обезвожены) и проблема загрязнения малых рек и прудов и окружающей среды в целом. Нужны принципиальные решения и в этих вопросах. На живых еще малых речках дружно ставятся подозрительные сооружения, которые выдаются их авторами за современные очистные, и безжалостно губят их. Скоро умрет речка Ржавка в Зеленограде вместе с чудесно богатым рыбой искусственным прудом – новые «очистные» на ее истоках строятся буквально ударными темпами.


Декрет о земле
Еще одна проблема – традиционно болезненный для России вопрос о земельных отношениях. Грамотное вовлечение подмосковных земель в хозяйственный оборот сегодня – реально сложный процесс. Здесь мы пожинаем плоды предыдущих ошибок (а именно – «обвальной» приватизации по Чубайсу, который «отметился» не только в электроэнергетике). Как известно, первыми серьёзными собственниками подмосковной земли стали колхозники (в 1991-1994 году), которым выделялся пай в среднем в 1,7-2 гектара на душу, а общая площадь приватизированной таким образом в Подмосковье бывшей колхозной земли составила не менее четырёхсот тысяч гектар (по различным оценкам, поскольку общей статистики по таким сделкам не существует).. На тот момент не только земельного кадастра, но и сколько-нибудь внятного земельного законодательства вообще, практически не существовало, и земля эта приватизировалась скорее не по закону, а «по понятиям», вплоть до того, что ориентирами и границами таких паёв служили естественные объекты, например такой-то участок – «от ручья и до болотца». Естественно, что такой подход породил массу юридических коллизий и неясностей. Потом к ним добавились последствия скупки этих паёв следующим «поколением» владельцев, а именно: банками и аффилированными с ними структурами (единственными, у кого в тот момент были «живые» деньги), поскольку и эти сделки происходили в условиях весьма противоречивого земельного законодательства, практически «на общих условиях» с другими объектами купли-продажи.. Причём новые собственники заниматься сельским хозяйством и не собирались, а рассматривали эту землю исключительно как финансовый актив. В результате в настоящее время сложилась весьма неприятная ситуация: пока собственник не пытается вывести эту землю из сельскохозяйственного оборота – его, как правило, никто не трогает, но как только он начинает проходить все необходимые для этого процедуры – всплывают все вышеупомянутые «тонкости» и «неточности», и получение необходимого для перевода этой земли в статус, скажем, выделенной под ИЖС пакета документов, становится практически нереальным. Поэтому большинство собственников таких «нехороших участков» предпочитают выжидать у моря погоды. От ожидания этого они ничего не теряют (а напротив, весьма сильно выигрывают), ибо цены на подмосковную землю только растут. Для ориентировки, если в 1996-1997 году стандартный колхозный надел (около двух гектар) стоил восемь тысяч долларов, то сегодня – четыре тысячи долларов за сотку (то есть, цены выросли примерно в сто раз). Если же разрешение на строительство всё же удаётся получить, то собственник спешно застраивает свою землю с максимально возможной плотностью убогими многоэтажками или не менее убогими коттеджными поселками, заботясь лишь о том, чтобы побыстрее извлечь максимальную прибыль. Сегодня все это покупается и перепродается, ибо народ наш не избалован изысками и комфортом, и плохо понимает, что это такое, но завтра мы будем ломать голову над тем, как же от этого избавиться, и решить эту проблему будет куда сложнее и дороже, чем расселить хрущевские пятиэтажки в Москве. Хорошими примерами такого «строительства» являются Павшинская пойма, Новые Химки, Андреевка и Голубое.


Особенности национальной собственности
Ещё один существенный момент: при таком подходе к застройке из-за отсутствия Генерального плана «левая рука не ведает, что творит правая», и рядом с элитным поселком может возникнуть огромный складской или производственный комплекс, а рядом с терриконом полигона ТБО (в просторечии – свалки) – жилой массив. С частными землями в небольших городах и стародачных посёлках ситуация не лучше: эти участки в свое время делились между наследниками до бесконечно малых величин и превратили эти поселения в скопище бессистемно возведенных трущоб – пройдитесь по Фирсановке или некоторым районам Сходни. И таких «шанхаев» с полуразрушенными сарайчиками, в которых проживают бомжи и бродячие собаки, в Подмосковье весьма много. Соседство это – малоприятное, но поделать с ним практически ничего нельзя, поскольку владельцы этих сарайчиков продавать их не собираются опять-таки из-за непрерывного роста цен на землю. А уж без вида на свалку или заброшенную промплощадку не обходится практически не одно поселение в ближнем Подмосковье.

Ну и не стоит забывать о проблеме главной и перманентной: все построенное нужно грамотно и толково содержать и эксплуатировать. А стандартов эксплуатации - нет, взаимопонимания между собственниками и эксплуатирующими организациями - нет, застройщик, как правило, на эту тему «не парится» - быстренько наваял, продал и забыл. Да и наша система собственности недвижимости, когда у одного дома иногда до нескольких сотен хозяев, мягко говоря, не способствует разумному подходу к его содержанию и эксплуатации.

Приведенный список проблем – далеко не исчерпывающий, и новые проблемы в этой области ещё будут возникать, поскольку Москва находится сейчас в самом начале процесса организованной интеграции с Подмосковьем, но все эти проблемы нужно решать, планомерно и по возможности грамотно, ибо от этого зависит то, каким мы оставим город и область нашим детям и внукам.


М.Оськин Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Москва и область: где закапать «топор войны»?":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

ГАЗ вырыл топор войны

"ГАЗ" вырыл "топор войны" c "ЗИЛом" и в будущем году начинает серийное производство среднетоннажного низкорамного грузовика "ГАЗ-3310" по имени "Валдай". Автозавод давно тяготился катастрофической потерей рынка среднетоннажных грузовиков, где еще относительно недавно играл первую скрипку. Но если раньше львиная часть выпуска нижегородских среднетоннажников предназначалась для села, то нынче "ГАЗ" намерен въехать на "Валдае" в город.

» Разное - 2030 - читать


Сотовые операторы развязывают ценовую войну в Москве

Как стало известно вчера, в Москве в продаже появились абонентские комплекты « Джинс-Pepsi» от компании МТС с $1 на счету по цене 1 руб. Это уже второе за последний месяц сверхдешевое предложение на столичном рынке сотовой связи: в начале марта компания «

» Маркетинг - 2508 - читать


Где в Москве можно получить документы, подтверждающие добросовестность контрагента?

Спутник главбуха / По мнению инспекторов, компания-покупатель обязана удостовериться: поставщик исправно сдает отчетность, платит налоги в бюджет и не допускает серьезных нарушений законодательства. Иначе у покупателя не примут при проверке расходы, откажут в вычете «входного» НДС. Однако сами инспекции полную информацию о контрагенте не выдают.

» Бухгалтерия и аудит - 3394 - читать


Москва и Московская область. Вести из налоговых инспекций

ИМНС № 7 Тем налогоплательщикам, кто хочет сверить налоговые платежи, теперь нужно написать заявление в произвольной форме и принести его в кабинет 108. Внимание! По телефону записаться на "сверку" нельзя.

» Бухгалтерия и аудит - 3503 - читать


Чиновники Москвы и области не поделили поселок Щербинку

Между московскими и подмосковными властями назревает новый территориальный спор. В минувшую субботу первый замглавы столичного департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Александр Косован призвал руководство страны вмешаться в земельный конфликт вокруг поселка Щербинка, который входит в Юго-Западный административный округ Москвы и граничит с Подмосковьем. Согласно постановлению столичного правительства № 150-ПП от 7 марта 2006 года "

» Загородная недвижимость - 1442 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Строительство жилья » Москва и область: где закапать «топор войны»?

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru