Сегодня даже те московские девелоперские компании, которые еще недавно рьяно отстаивали "достаточность столичного рынка", присматриваются к региональным проектам. В свою очередь, те компании, которые уже давно и активно работают за пределами МКАД, наращивают обороты и расширяют географию. На вопросы корреспондента "Города" Елены Дмитриевой ответил Сергей Канаев, член совета директоров группы компаний ПИК, генеральный директор компании "ПИК-Регион" одного из активных девелоперов региональных рынков недвижимости.
вопрос: Можно ли сегодня говорить о едином российском рынке недвижимости, или каждый регион по-прежнему представляет собой отдельный рынок?
ответ: Единый рынок недвижимости в России есть — и он способствует формированию межрегионального рынка недвижимости.
К нам приходят клиенты и в московском офисе по ипотечной программе покупают квартиры в Калининграде, в офисе в Ростове-на-Дону — жилье в Москве или в Ярославле. Но в какое бы наше отделение люди ни пришли, их встречают одинаково вежливое обслуживание, общие ипотечные программы и единый стандарт качества. Получается, что мы как бы формируем трансрегиональный рынок недвижимости в России. Вспоминаются слова из песни — "от Москвы до самых до окраин...".
в: С какими проблемами сталкиваются столичные компании, выходящие на региональные рынки?
о: Если компания не гибка в менталитете, не способна живо и оперативно реагировать на новые внешние факторы, если нет за спиной серьезного капитала, то она не в состоянии будет выйти на рынок ни одного региона России. В каждом — свой менталитет, свои правила (я не беру законодательство — оно у нас одно), обычаи, практика, природные условия. От руководителей требуется большой творческий потенциал, чтобы адаптироваться к различным условиям.
в: Нередко можно слышать о конфронтации, в которую вступают московские компании с компаниями региональными. Сталкивались ли вы с подобными проблемами?
о: Наоборот, региональные компании чаще поддерживают приход серьезных игроков на рынок. Потому что приход, допустим, "ПИК-Региона" или иной московской компании в регион делает местный рынок жилья более динамичным и пробуждает интерес к теме недвижимости, строительства и приобретения квартир. Это — приток оборотных средств. Ведь московские девелоперские компании не везде опираются только на свои производственные мощности. А местные стройкомплексы нас ждут с большим воодушевлением.
в: "ПИК-Регион" имеет большой опыт комплексной застройки жилых районов крупных городов. Всегда ли этот ваш опыт востребован?
о: В последнее время к нему все чаще и чаще обращаются. Я уверен, что для успешной реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье — гражданам России" необходимо переместить акценты в строительной деятельности и перейти от точечной застройки в городах к возведению жилых комплексов. Мы работаем во многих городах Московской области — Дмитрове, Химках, Долгопрудном, Лобне, Мытищах, а также в Ростовской области и Краснодарском крае, Нижнем Новгороде, Омске и Перми, Калининграде, Ярославле. Комплексный подход означает, что мы отвечаем не только за то, чтобы построить стены под крышей, но и за то, как дома будут обеспечиваться теплом, светом, водой, в какие детские сады и школы будут ходить дети наших будущих новоселов, где будут лечиться, в каких магазинах, ателье и парикмахерских обслуживаться. Мы должны все предусмотреть для комфортной жизни. И эта работа по силам только крупным девелоперским компаниям России. В Московской области сданы и заселены дома района "Новокуркино" в Химках, который продолжает строиться параллельно с инфраструктурой. Мы приступили к реализации аналогичного проекта в Мытищах — район "Ярославский". Упомянутые районы предусматривают возведение порядка двух миллионов квадратных метров. В Химках мы начали работу еще с одним проектом — микрорайоном "Юбилейный". Он меньше, но также ориентирован на средний класс. На подходе еще один крупный проект в Химках: район "Левобережный".
в: как вы оцениваете спрос на жилье в том сегменте рынка, в котором вы работаете?
о: Существующий сегодня спрос превышает предложение. Рыночные цены продолжают расти. Существующие механизмы приобретения жилья, например ипотечное кредитование, тем не менее позволяют определенной части населения приобретать жилье. По нашему мнению, совершенствование ипотечных механизмов будет только способствовать росту спроса.
в: Какие проекты "ПИК-Региона", реализация которых намечена на 2007 год, вы бы назвали наиболее значимыми?
о: В наступающем году мы начнем несколько больших инвестиционно-девелоперских проектов в Московской области. В других регионах мы будем наращивать объемы ввода жилья на тех площадках, которые осваиваются в настоящее время.
в: Какие события 2006 года из жизни компании вам наиболее приятно вспоминать?
о: Это и открытие новых филиалов в регионах, приход новых сотрудников, сданные в эксплуатацию дома в городах России, огромное количество новоселов, решение проблем обманутых дольщиков в Подмосковье. Можно перечислять до бесконечности. Но были и события, которые оставили след в душе. Первое — презентация нового жилого дома "Колизей" (разноуровневого круглого жилого комплекса) на Международной выставке по недвижимости Expo Real в Мюнхене. Я считаю, что "Колизей" — яркий и неординарный проект. Его автором является Андрей Чернихов, мэтр российской архитектуры. Для России строительство здания такой формы является экспериментом, да и во всем мире вряд ли можно найти прямые аналоги этого дома. Масштаб здания впечатляет: внутренний диаметр дома составит 111 м, общая площадь жилья — 100 тыс. кв. м, всего в доме разместится более 500 квартир. Мы планируем построить дом в ближайшем Подмосковье. Второе событие — первая международная премия для молодых архитекторов мира имени Якова Чернихова "Вызов Времени". Компания "ПИК-Регион" выступила партнером и одним из основных спонсоров премии. Работы, поступившие на конкурс, произвели неизгладимое впечатление — в них огромное количество энергии, стремления в будущее, творческого потенциала. Третье — очень трогательное и скромное по сравнению с предыдущими, но не менее значимое событие — конкурс детского рисунка, который мы проводили в Таганроге в рамках подготовки к 150-летнему юбилею Антона Павловича Чехова. Мы назвали его "Таганрог — мой любимый город". Как председатель жюри, скажу, что выбрать победителей в 15 номинациях среди более чем 150 участников было очень сложно — дети очень талантливы! Но мы справились. Торжественное награждение победителей проходило в теплой атмосфере, это был праздник для детей, их родителей и для нас тоже.
в: Как бы вы сформулировали кредо группы компаний ПИК?
о: Строить города — это процесс очень творческий, это большое искусство.
Елена Дмитриева Известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU