Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Недвижимость регионов » Сочи мечтает стать гламурным берегом

 

Сочи мечтает стать гламурным берегом

 

 

Cочи всегда было принято ругать. Пляжи, где к морю идешь «по головам», сомнительные точки общепита и неоправданно высокие цены. К середине 1990-х отдыхающие переместились в Турцию и Египет. Между тем Россия давным-давно нуждается в своем Биаррице или Куршевеле. Это значит, что бурное развитие Сочи — не каприз и не прожект, а назревшая долговременная тенденция.

загрузка...

 

 

Такие факторы, как борьба за проведение Олимпиады-2014 или высокая оценка Красной Поляны президентом страны, стали лишь катализатором процесса. Не зря москвичи, петербуржцы и представители нефтегазовых регионов довольно активно обзаводятся недвижимостью в Сочи.


Сочи мечтает стать гламурным берегом
Желание иметь уголок на «домашнем» курорте — явление более глубокое, чем мода. Оно вне временных и национальных рамок. Состоятельные французы приобретают виллу и в Испании, и в Греции. Но самые состоятельные предпочитают купить дом в Антибе или в чуть прохладном, но от того еще более изысканном Биаррице. Англичане прекрасно чувствуют себя в Бате, Брайтоне и на Уайте. Для немца же нет ничего здоровее Фризских островов в Северном море: дюны, сосны, вереск.

Неохота к перемене мест
Объяснить это явление довольно сложно. Квасной патриотизм тут, конечно, не объяснение. О каком патриотизме в административных границах может идти речь в Европе? Ксенофобия (в прямом смысле слова, как «страх перед чужими») тоже ни при чем. Несомненно, что пребывание в среде чужого языка и реалий утомляет, но это меньше всего относится к французам в Испании или к немцам в Италии. Да и россиянин в Гайд-парке не чувствует себя в большей опасности, чем в ЦПКиО.

Пожалуй, ближе всего к истине стоит объяснение, учитывающее неисчерпаемое человеческое тщеславие. Раз уж мы вернулись в Россию, то на ее примере и проиллюстрируем. Кто в Венеции или в Тунисе обратит внимание, кто хотя бы смутно припомнит лицо российской примадонны или модельера? Кто им улыбнется шире, чем остальным? Кто будет шептаться за спиной: «Она! Она! А этот ее одевает...» Но даже если бы и шептались, что наши звезды поймут? Это унизительно.

Российские знаменитости за границей похожи на серых мышек. Когда известный российский политолог, властитель дум, дважды обращается к хорватскому мальчишке-официанту, прежде чем тот соизволит подойти, испытываешь вместе с ним чувство обиды за державу. Не верьте и предпринимателю, который говорит, что его единственное желание на отдыхе — чтобы его никто не узнавал. Раз говорит, значит, душа требует признания.

А депутаты? «Любое упоминание, кроме некролога, — пиар», а значит, отдых на Канарах — двухнедельная кома. Поверьте, такой отдых не идет им в радость. Страдает и пресса: летом в России не остается ньюсмейкеров — страна вымирает. В Португалии, конечно, теплее, но России давным-давно и жизненно необходим свой комфортный и престижный курорт.


Прибавляем три к пяти
У Сочи всегда был непреодолимый недостаток, препятствовавший приходу инвестиций, — короткий летний сезон, длящийся пять месяцев. За те несколько минут, пока президент спускался на лыжах по трассе в Красной Поляне, десятки умнейших голов страны поняли то, что всегда лежало на поверхности: 5 + 3 = 8 месяцев. Плюс еще четыре: на два закрытия и два открытия сезонов, ремонты, тренинги и всякую благотворительность. Оказалось, что описанные выше категории российского населения могут рассчитывать не только на летний, но и на зимний, то есть круглогодичный домашний курорт! Что обещает особенную привлекательность, так как становится рентабельным собственный дом там.

Похоже, что все это умные головы поняли действительно за несколько минут. Потому что на следующий день (многим даже показалось, что чуть раньше) в Сочи начался земельный бум, плавно перешедший в лихорадку. По долине Мзымты будто сель пронесся: так быстро исчезли ветхие (и не очень) лачуги.

Наиболее дальновидные инвесторы предположили, что поле приложения капитала не замкнется в долине Мзымты и Сочи действительно в состоянии стать южной столицей, центром зоны 500 км длиной. «Летнее крыло» этой зоны протянется вдоль побережья до Геленджика, а «зимнее» — до карачаевского Домбая и балкарского Терскола.

В отношении курортов Геленджика существуют даже более масштабные планы, чем в отношении многих поселков Большого Сочи (свыше 140 км от Адлера до Туапсе). На развитие Геленджика и близлежащих поселков намечено выделить свыше $800 млн. Правда, для настоящего успеха этому «крылу» потребуется и дополнительная «тяга» в виде реконструированных аэропортов в Краснодаре и по возможности в самом Геленджике, а также прямые скоростные дороги.

То же относится к зимнему горноклиматическому «крылу». Излишнему оптимизму на этом направлении мешали известные кавказские события, но потенциальные инвесторы и командируемые ими специалисты все чаще заезжают и в Домбай, и в Приэльбрусье. Представитель московской строительной компании пояснил: «Хозяйство курортов в сложном состоянии, это другая эпоха, но природный комплекс вне всякой конкуренции. Будем надеяться, что МОК выберет Сочи. Туда приедут самые влиятельные спортивные бюрократы. А мы очень постараемся затащить их в гости на объекты. Это на наших картах граница Европы и Азии проходит по Калмыкии и Ростовской области. На европейских — по Большому Кавказскому хребту. Ненормально, что высочайшей вершины Европы нет на ее зимней спортивной карте. Приедут, посмотрят. Тогда и Эльбрус искупается в лучах чужой славы. Если серьезно, то эти курорты в любом случае будут развиваться вместе с Красной Поляной».

Архаров жалко
Оценочная комиссия Международного олимпийского комитета посетит Сочи в феврале следующего года, а столица Олимпиады-2014 будет названа еще через полгода на заседании МОК в Гватемале.

К прилету высоких гостей ударными темпами достраивают многострадальный аэровокзальный комплекс (его возведение началось в 1988-м, но в середине 1990-х было заморожено) и подумывают закатать Мзымту в трубу, чтобы продлить взлетно-посадочную полосу, которая в этом случае сможет принимать хоть «Боинги», хоть «Аэробусы». Принято решение выкрасить «в единой цветовой гамме» дома близлежащего села Молдовка и озеленить его территорию, чтобы гостей встретили «цветущие розы». Остается уповать, что хоть траву в зеленый цвет не покрасят: все-таки комиссия приедет оценивать готовность к зимним играм.

До гватемальских посиделок власти стараются не особенно провоцировать экологов, но все понимают, что без дороги, вернее, двух — железной и автомобильной, проходящих через Кавказский заповедник, — Сочи не поднять. Сегодня обе дороги выходят к морю в районе Туапсе и далее 150 км идут вдоль побережья, иногда прямо по берегу. Пропускные возможности железной дороги на этом участке крайне ограничены, и это способно стать большой проблемой в случае начала интенсивного строительства в Сочи. Автомобильная трасса уже сейчас в сезон превращается в вялую, но бесконечную пробку.

Главная же претензия к нынешнему автомобильно-железнодорожному тандему в другом. Значительная часть объектов (олимпийских сооружений, гостиниц и т. п.) будет возведена на основе инвестиционных контрактов. С инвесторами рассчитываются участками под коммерческое строительство тех же гостиниц, многоквартирных домов, коттеджей. Потенциально подходящих участков в Большом Сочи немало. Но под железнодорожным полотном с бегущими товарняками Копакабану не создать. Гуляющий по страницам местной прессы «компромиссный» вариант переноса железной дороги в глубь побережья, кажется, призван притупить бдительность «зеленой» общественности: дорога превратится в череду мостов и туннелей, влетит в вескую копеечку и нанесет экологии не меньший ущерб, чем дорога через заповедник.

Плюс-минус 1 млрд
Вообще все, что связано с «Проектом Сочи», напоминает задачу, состоящую из одних «неизвестных». Известен только ответ. Чтобы план имел успех, нужно, чтобы здесь:
а) летом было все, что есть на Лазурном берегу;
б) зимой было все, что есть в Куршевеле;
в) всегда было все, что есть в Москве.

Для осуществления этих целей только в рамках программы «Развитие Сочи как горноклиматического курорта на 2006– 2014 годы», явно подверстанной под Олимпиаду-2014, планируется привлечь чуть меньше Є10 млрд. Напомним, Игры в Турине обошлись в Є13 млрд. Скромность отечественных строителей приятно удивляет. Хотя и в Италии сначала верили, что уложатся в Є8–9 млрд.

На указанные Є10 млрд в случае победы Сочи в олимпийской гонке предполагается возвести пятизвездочные отели в общей сложности на 2 тыс. мест, четырехзвездочные — на 10 тыс. и трехзвездочные — на 13,5 тыс. мест.
Но основные средства пойдут на развитие инфраструктуры: строительство и ремонт дорог, туннелей, международного аэропорта, морского вокзала, канализационных, дренажных сетей и т. п. Собственно спортивные объекты (бобслейная трасса, конькобежный центр, арена для керлинга, малая и большая ледовые арены, катки и более мелкие сооружения) отвлекут не более 3,5–4%.

Должностные лица городской администрации и подготовительного комитета сообщают, что большинство крытых спортивных сооружений после окончания игр будут переоборудованы в развлекательные, торговые и выставочные центры. Кроме тех объектов, которые понадобятся городу-курорту именно в спортивном качестве.

Чиновники подчеркивают: большинство этих зданий возведут и в том случае, если право принимать Олимпиаду-2014 получит другой город. Правда, подобные обещания слышались и в Москве, когда она боролась за право стать хозяйкой летней Олимпиады-2012. Вспомним десятки заявок на строительство спортивных объектов, проекты, макеты и даже обсуждение собственных имен для объектов с учетом их перепрофилирования после Олимпиады... Как-то случилось, что все это быстро и естественно забылось.

«Элитка» от столичного застройщика за $4 тыс. Но в Сочи
Меньше всего волнения чиновников передаются «новым сочинцам», покупателям элитной недвижимости. По словам генерального директора сочинского агентства «Винсент-Недвижимость» Эдуарда Филиппова, это москвичи, петербуржцы, представители нефтегазовых регионов, а также Урала и Дальнего Востока: «Есть клиенты, которые «упаковались» полностью, приобретя жилье и в Сочи, и в Красной Поляне. А есть даже такие, кто покупает жилье и в «Маяке», и в «Королевском парке», и в Красной Поляне».

Среди заметных объектов можно назвать «Александрийский маяк» — 24-этажное здание класса «премиум» с шестью пентхаусами и пятиуровневым паркингом. Вид на море — начиная с первого этажа, шум волн тоже: берег в полусотне метров. Похоже, что комплекс облюбовали люди более или менее публичные — деятели шоу-бизнеса и политики, отчего «Маяк» часто называют местом «тусовочным».

«Королевский парк» позиционируется как комплекс для семейного проживания. Его изюминки — коттедж с бассейном на крыше и 2,5 га придомовой территории — рекорд, который теперь уже вряд ли будет превзойден в центре Сочи. Здесь, по словам Э. Филиппова, будет разбит «самый настоящий английский парк, постепенно дополняемый различными субтропическими культурами». Пальмы уже высаживают.

А еще есть дом «Новая Александрия» — 25-этажное здание с 11 пентхаусами, клубный дом «Идеал Хаус», тоже с пентхаусами, жилые комплексы «Пушкинский» и «Премьер».

Названия многих компаний, строящих элитную сочинскую недвижимость, у москвичей на слуху. Это «Декра», «Интеко», «Конти», «СТ Груп». Получать прибыль, продавая элитное жилье, московские компании умудряются при сумасшедшей (по сочинским меркам) цене от $4 тыс. Бизнес-класс «идет» от $2 тыс., а самые дешевые предложения такого рода стоят $1,2–1,3 тыс. О пентхаусе можно мечтать, имея в кармане $5–5,5 тыс. на 1 кв. м (но не в «Маяке»: тут придется выложить в два с половиной раза больше).

В Геленджике цены в полтора–два раза ниже, чем в Сочи, правда, шкала классности двухступенчатая: дома «для богатых» и «остальные». Еще ниже цены в полупромышленном Туапсе, хотя он фактически лежит на «окраине» «Большого Сочи» и намерен сменить амплуа, сделав ставку на туризм.

Если в Москве среди характеристик дома, влияющих на цену, основными являются близость к центру и направление, то в Сочи среди главных факторов — близость к морю (идеальная — от 0,5 до 1 км) и вид на море (добавляет до 20–25% цены). Вид и звуки железной дороги, и особенно если жильцам требуется переходить ее по пути на пляж, для элитного дома катастрофичны.

Все критерии жилья высокого класса в проектах последних лет приняты неукоснительно. Профессиональная охрана, игровые площадки, гостевые парковки и т. д., включая бассейны (ничто не вызывает такого сильного желания поплескаться в теплой водичке, как прогулка по берегу зимнего моря). Девелоперам приходится постараться, чтобы жильцов не тревожили мысли о каком-нибудь тропическом острове.

Что интересно, относительно быстрый рост цен на сочинскую недвижимость продолжается в то время, когда в столице он почти остановился. Этот факт не оставляет камня на камне от рассуждений о прямой взаимозависимости цен на нефть и недвижимость. Очевидно, стоимость московских квартир приблизилась к своему предельному уровню, а сочинских — еще нет.

Чего ждать «аборигенам» от «руссо туристо»?
Коренные сочинцы от набирающего обороты бума пока получили немного. Народные трибуны клеймят городские власти за то, что элитные дома строятся в санитарной зоне курорта, фактически на пляжах. При этом, чтобы обойти законодательство, они оформляются как «апарт-отели» или «пансионаты квартирного типа».

Жители опасаются, что в конце концов останутся не только без вида на море, но и без самого моря, которое будет разобрано элитными новостройками (пока, кстати говоря, обладатели квартир в высококлассных домах пользуются закрытыми пляжами нескольких статусных санаториев). Сочинцам не нравится, что кинотеатры, библиотеки и другие учреждения культуры доводятся до аварийного состояния, а затем «реконструируются» с «пристройкой» многоэтажного здания. Впрочем, ситуация слишком хорошо знакома, чтобы на ней подробно останавливаться.

Сочинцы понимают, что снова «ходить по головам» на двух–трех оставшихся публичных пляжах россияне не захотят. Вероятно, Сочи и превратится в Ниццу, но им, сочинцам, особых выгод это не принесет: из 300 тыс. владельцев летних мини-гостиниц они превратятся исключительно в обслуживающий персонал. Если повезет. Да и везение будет весьма условным: при существующем избытке трудовых ресурсов рассчитывать на большие заработки не приходится. Тем более при известной «структуре отдыха» многих россиян: «зажигалово» вечером и ночью, а все остальное — после того, как отоспишься к вечеру.

Делаем ставки
Скажем прямо, у Сочи не много шансов на победу. Зальцбург имеет опыт проведения Олимпийских игр, новый генеральный секреатрь ООН — южнокореец, хоть и не из Пхенчхана. Сочи находится на границе с зоной конфликта, «нас не любят и всегда засуживают» и т. д. и т. п. Хуже другое. В сладостном предвкушении олимпийских перспектив власти забыли о сущей мелочи — предложить что-то хорошее, перспективное для большинства сочинцев.

Вместе с 19 членами оценочной комиссии МОК 19 февраля в Сочи прилетят свыше 100 журналистов. Не столько для того, чтобы сопровождать чиновников и фотографировать колышки на месте будущих олимпийских объектов, сколько для того, чтобы собрать материалы для оценки одного из важнейших критериев выбора победителя — позитивного отношения местного населения к играм. Ну, вы понимаете: «Житель Сочи Иван Петров сказал...» Этот журналистский пул во многом и есть тот «хвост, который виляет собакой». Не в июльских репортажах из Гватемалы, а в февральских — из Сочи (в переводе с английского, немецкого, французского) надо узнавать, быть ли российскому городу победителем.

Но признаем и то, что ненавязчивый советский сервис жив и процветает. И поделать с этим, кажется, ничего нельзя. Собрав кое-какие цифры, решил проконсультироваться со знакомым из гостиничного бизнеса. «Так что у нас есть?.. В Турции пятизвездочный — в пределах $100 в день, в Сочи четырехзвездочный — $170. Наш четырехзвездочный — это по умолчанию три с половиной звезды в Турции.

Смотрим, сколько в Турции стоит номер в трехзвездочном и четырехзвездочном отелях, строим обратное отношение... Вот: наш сервис в 2,65 раза хуже турецкого!» Пошутил, значит. И добавил: «Кстати, домашний курорт состоится только в том случае, если его признают иностранцы, если он и для них станет престижным».


Альберт Акопян М2 - Квадратный метр
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Сочи мечтает стать гламурным берегом":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Honda NSX - о ней мечтают миллионы

Спортивный автомобиль Honda NSX, который продается в Соединенных Штатах под маркой Acura NSX, a в Японии под обозначением Honda Verno, вызвает поток хвалебных отзывов со стороны специалистов и покупателей: его называют лучшим автомобилем в мире по управляемости, который поразительно сочетает в себе высокие технические данные и стилистическую утонченность. Этот автомобиль имеет полное право называться мечтой конструктора и водителя. Суперкар Honda Acura NSX может позволить в ...

» Американскии автомобили - 2261 - читать


Honda Civic, Peugeot 307: Берегитесь, лентяи!

В тесте участвуют автомобили: Honda Civic, Peugeot 307 Посмотреть другие фото (7) Говорят, мужчина чувствует себя моложе, если его спутница жизни существенно младше. Применительно к теме журнала рискну заявить: мощный автомобиль с задорным характером и интересной внешностью тоже способен продлить нам молодость!

» Японские автомобили - 2552 - читать


Как не стать без вины виноватым в ДТП

Плохо ездить без страховки. Еще хуже столкнуться на дороге с тем, у кого страховка есть. И тут уже надо думать,как не стать без вины виноватым в ДТП.

» Японские автомобили - 3059 - читать


Toyota Rav 4: На подступах к мечте

В тесте участвуют автомобили: Toyota Rav 4 Рекламный слоган «Управляй мечтой!» уже порядком навяз в зубах. Но те, кто приглядывается к вседорожникам-«паркетникам», по современной терминологии – кроссоверам, действительно, одним из первых обычно называют «Тойоту-RAV4».

» Японские автомобили - 2036 - читать


Олимпиада в Сочи может стать самой дорогой в мире

Шанс заполучить зимнюю Олимпиаду 2014 г. уже обеспечил городу Сочи беспрецедентное финансирование. Правительство утвердило федеральную целевую программу (ФЦП) развития курорта, по которой он за девять лет получит $11,8 млрд, если победит других претендентов на Олимпиаду. Можно и проиграть — в этом случае Сочи получит почти 40% этой суммы.

» Недвижимость регионов - 2187 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Недвижимость регионов » Сочи мечтает стать гламурным берегом

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru