Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дети и их родители » Дошкольное образование » Играем в сказку (или о дидактическом аспекте ремонта пряничного домика и пользе путешествий на гусе)

 

Играем в сказку (или о дидактическом аспекте ремонта пряничного домика и пользе путешествий на гусе)

 

 

К сожалению, большинство родителей не особенно печалится по поводу того, что дошкольники не хотят читать самостоятельно, да и чтение вслух слушают неохотно, предпочитая книгам мультики.

«Ничего, - успокаивают они себя – пойдет в школу, научится читать, вот и полюбит книжки».Но именно уроки чтения и литературы относятся у школьников к числу самых нелюбимых. В этом единодушны лоботрясы и отличники, те, кого надо засаживать за книгу с ремнем и пылкие книгочеи. Взрослые сокрушенно вспоминают, что произведения, которые они не успели прочитать до того, как их начали «проходить» в школе, оказались потерянными для них на долгие годы, а то и навсегда.

Едва малыши худо-бедно освоят грамоту, их начинают обучать литературному анализу.

загрузка...

 

 

«Кто является главным героем произведения?», «Какие слова использует автор для описания злой колдуньи?» «Какой урок вынесли мы из этого рассказа?». Подобными вопросами пестрят все учебники литературы для младших классов, встречаются такие «перлы» и в хрестоматиях для дошколят. Но подобный подход предполагает, что ребенок будет как бы глядеть на литературное произведение «извне», как будто со стороны; а значит, абсолютно не учитываются особенности детского мышления.

Для маленького ребенка литературное произведение – это волшебный, но абсолютно реальный мир. Слушая сказку или читая ее самостоятельно, малыш и сам становится жителем этой зачарованной страны, отождествляет себя с героями, бурно переживает коллизии, в которые они попадают, словом, переносится в иную, игровую реальность. Свободно ориентируясь в сказочном пространстве, дети смело домысливают то, что, по их мнению, не написал автор, переносят действие за пределы книжного переплета и с легкостью настоящих волшебников превращают свою комнату в Заюшкину избушку или стоянку индейцев, заботливо обустраивают под обеденным столом кукольный театр папы Карло или хижину Робинзона Крузо.

Чтобы научиться любить чтение по рецептам методистов Министерства образования, малыш должен покинуть свой волшебный мир. Ведь разве можно хладнокровно описать злоключения своих друзей: Аленушки и братца Иванушки, Кая и Герды, Буратино и Мальвины, равнодушно рассказать о том, какие приемы использовал автор для создания образов их врагов: Бабы-Яги или Снежной Королевы, Кощея Бессмертного или Карабаса-Барабаса, спокойно извлечь поучительный урок из несчастий любимых героев вместо того, чтобы с замиранием сердца гадать: спасется ли Мальчик-с-Пальчик? Сумеет ли Герда вызволить Кая из царства Снежной Королевы?…

Совсем другое дело, если просто анализируешь текст, оставаясь сторонним наблюдателем. Правда, при этом малыш из веселого, непосредственного фантазера превратится в холодноватого, равнодушного к чужим страданиям маленького «старичка», а чтение из веселой, захватывающей игры - в постылый урок, «чтение». Но детская психика хорошо защищена, ребенок стремится избежать такого насилия над собой, и в итоге большинство детей всеми правдами и неправдами стараются читать поменьше, во всяком случае, по программе. В результате любовь к чтению сохраняют лишь те, кто научился читать и полюбил книгу еще в раннем детстве. А значит, родители должны приложить все усилия, чтобы с самого нежного возраста главное место в жизни малыша занимало чтение, а не мультсериалы и компьютерные ходилки-стрелялки.

Ну, а как же быть с текстовым мышлением, без которого абсолютно невозможно никакое обучение? Его, конечно же, тоже необходимо развивать еще до школы. «Внешний» анализ произведения, принятый официальной педагогикой – вовсе не единственный путь. Вместо того, чтобы вырывать малыша из игрового пространства текста, попробуйте погрузиться туда вместе с ним.

Занятия можно начинать, когда начнет активно говорить, то есть, примерно в два с половиной - три года. Для начала возьмите хорошо знакомую малышу, недлинную сказку. Чем старше будет становиться ваш читатель, тем длиннее и сложнее будут тексты. Расскажите малышу, что будете играть в театр, но к представлению нужно как следует подготовиться. Смастерите кукол, изображающих действующих лиц. Это могут быть пальчиковые куклы из старой перчатки, куклы-петрушки, марионетки или даже просто картинки, нарисованные на картоне и аккуратно вырезанные по контуру.

Обустройте игровую среду: при помощи расписанных гуашью старых обоев или ветхого пододеяльника, да нехитрого реквизита, который можно соорудить из любого подручного материала (пластиковые банки и бутылки, коробки от обуви и пакеты из-под молока) можно создать отличные декорации. Если малыш любит уединенные игры в укромном уголке, предложите ему расположиться под столом или в платяном шкафу; робкие и застенчивые, возможно, предпочтут спрятаться за ширмой: здесь они будут чувствовать себя защищенными и станут меньше стесняться; тем, кто привык играть с размахом, понравится идея превратить в сказочный мир целую комнату, а если действие сказки происходит в лесу, можно отправиться на пикник и попробовать разыграть историю о Маше и медведе или Мальчике-с-пальчик в режиме реального времени. Посмотреть и заказать метериалы для творчества вы можете здесь.

Предложите крохе при помощи кукол рассказать сказку от лица разных персонажей; к примеру, вы расскажете за Красную Шапочку, а малыш представит себе, к примеру, как выглядят те же самые события с точки зрения бабушки, волка или охотника.

Попробуйте придумать каждому герою «биографию»: подумайте, откуда могла прийти в Волшебный Лес Кенга с крошкой Ру, почему Тигра не любил ничего, кроме рыбьего жира, исправился ли со временем характер у ослика Иа.

А можно попытаться сочинить свои варианты развития сюжета: что было бы, если бы бабушка не открыла волку дверь, как сложилась бы судьба Дюймовочки, выйди она замуж за жука или крота, какие приключения ждали бы Буратино, не убеги он от Мальвины.

Если игра увлекла малыша, попробуйте ее расширить: занимаясь математикой, придумайте веселые задачи про своих любимых героев: можно, например, посчитать, сколько было пирожков у Красной Шапочки и сколько зубов сломал волк, пока ел бабушку?вычислить длину носа у Буратино, узнать, сколько пряников понадобится Бабе Яге для ремонта пряничного домика после побега сестрицы Аленушки и братца Иванушки или рассчитать периметр домика Карлсона. (Примеры подобных забавных задач можно найти в «Задачнике» Г. Остера). Из деталей какой-нибудь головоломки (к примеру, «сложи квадрат» или «танграм») попробуйте вместе с Каем сложить слово «вечность».

Если вы занимаетесь с малышом русским языком, сочините смешные диктанты, где будут рассказываться новые подробности из жизни ваших старых знакомых.

Занимаясь географией, попробуйте определить, через какие климатические пояса пришлось пройти Герде, пока она искала Кая или проследите по карте маршрут яхты «Беда».

Во время занятий естествознанием, посмотрите, через какие природные зоны летела Дюймовочка на ласточке и Нильс на гусе. Определите, определите, какова экосистема леса, где жили Лиса и Заяц и чем она отличается от экосистемы болота, на котором обитали Журавль и цапля. А можно отправиться в зоологический музей и поискать там обитателей терема-Теремка или зверей, которых вылечил доктор Айболит.

Продолжительность таких игр может быть разной, все зависит от возраста и интереса малыша. Самые крохотные вряд ли увлекутся больше, чем на один день, а пяти- шестилетний может несколько недель бредить полюбившейся ему книгой. Будьте внимательны: нужно закончить игру раньше, чем она надоест малышу. Не стоит занимать литературными играми все время, оставьте крохе время для спонтанной творческой игры. Возможно, вы почувствуете, что ребенок вообще не хочет впускать вас в свой сказочный мир. Не настаивайте. Общение ребенка с книгой – процесс крайне интимный, и, не вовремя вторгнувшись в него, вы только навредите малышу: он почувствует неловкость, смутится, замкнется в себе.

Проигрывая сюжет в разных плоскостях, углубляя свое видение книги, кроха научится понимать и чувствовать текст, разовьет речь и память. Все это станет залогом его успешной учебы. Но главное, малыш не утратит своей искренности и непосредственности и навсегда сохранит искреннюю, радостную любовь к книге.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Играем в сказку (или о дидактическом аспекте ремонта пряничного домика и пользе путешествий на гусе)":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Долой игры в политику, или зачем Линусу Торвальдсу DRM

Мир потрясён: Линус Торвальдс, легендарный создатель ОС Linux фактически предлагает ввести в своё детище (которое уже далеко не только его) средства защиты прав на цифровой контент — DRM.

» Бизнес идеи - 1520 - читать


Ремонт или модернизация?

Ежемесячный журнал " ЭЖ Вопрос-ответ"/ Является ли ремонтом основного средства замена монитора компьютера? Если нет, то какими проводками оформляется операция замены в бухгалтерском учете?

» Бухгалтерия и аудит - 3327 - читать


Ремонт, или неотделимые улучшения

АКДИ "Экономика и жизнь" / Об ошибках, которые допускаются при учете расходов по аренде имущества, написано уже много. В этой статье вашему вниманию предлагается позиция некоторых аудиторов и налоговых органов по учету расходов на неотделимые улучшения арендованного имущества. И.

» Бухгалтерия и аудит - 4667 - читать


Качество и долговечность или трещины и постоянный ремонт

Сухие смеси КНАУФ - качество и долговечность или дешевые смеси – трещины и постоянный ремонт? Современное строительство невозможно представить без сухих смесей, о которых ещё лет 10 назад можно было только мечтать. За эти годы сделан большой скачок в производстве и применении сухих смесей, назначение которых самое разнообразное.

» Строительные материалы - 1876 - читать


Кремы от морщин: сказка или быль

Неважно, сколько лет мы успели прожить, сколько реклам пересмотреть и сколько денег потратить в погоне за идеальной кожей. Все равно, узнав о появлении нового крема, мы, как дети, с радостью готовы верить, что вот этот-то омолодит, подтянет, укрепит, освежит, разгладит и повернет время вспять. Есть ли смысл надеяться на волшебный эффект омолаживающей косметики или пора перестать верить рекламе о "результатах уже через 2 недели"?

» Мода - 3002 - читать



Статья на тему Дети и их родители » Дошкольное образование » Играем в сказку (или о дидактическом аспекте ремонта пряничного домика и пользе путешествий на гусе)

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru