Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дети и их родители » Дошкольное образование » О том, как помирились сторонники и противники раннего развития

 

О том, как помирились сторонники и противники раннего развития

 

 

Корень учения горек

В силу различных причин (социальных, религиозных, культурных) в большинстве стран сложилась традиция начинать систематическое обучение не раньше 6-7 лет. Но, почему-то, едва переступив порог школы, большинство детей с трудом овладевают знаниями, теряют к учебе интерес. Лишь отдельным счастливчикам учеба доставляет удовольствие.

Процесс обучения почти всегда был связан с подавлением воли ребенка и, хотя в просвещенном ХХ веке школа отказалась от столь «эффективного» педагогического приема как порка, современные способы запугивания и унижения – плохие оценки, «проработки» на родительском собрании… - ничуть не меньше ранят детское самолюбие и никак не способствуют любви к учебе.

Лет 30-40 назад, в США, Западной Европе, Израиле попытались было совсем отказаться от репрессивных методов педагогики и дать ребенку возможность самому выбирать чему и как учиться.

загрузка...

 

 

И что же? Сегодня научная и педагогическая общественность этих стран хватается за голову и кричит, что едва ли не половина выпускников школ попросту неграмотна. Так как же быть: пороть – плохо, предоставить свободу выбора – еще хуже…

А выход очевиден!

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период – от рождения до 3-х лет, когда детский мозг «запрограммирован» на ннтенсивнейшее обучение (физиология этого процесса просто и понятно объяснена в книге «После 3-х уже поздно» М.Ибука, в серии книг «Как воспитать гения» Г.Домана, которые частично есть в разделе БИБЛИОТЕКА).

Итак, к трем годам ребенок должен освоить колоссальный объем информации, сопоставимый с тем, что ему предстоит узнать за всю последующую жизнь: к своему третьему дню рождения малыш овладевает родным языком (или больше, в двуязычной среде, например). У него создаются представления о пространстве и времени, цветах, формах, количестве, родственных отношениях..

Чем больше раздражителей поступает в это время в головной мозг, тем активнее идет формирование связей между мозговыми клетками – нейронами, и чем больше этих связей, тем выше базовый интеллект человека. А чем выше интеллект, тем лучше ребенок схватывает, анализирует, запоминает информацию. Получается взаимосвязанный процесс.

Что такое раннее развитие и с чем его едят

И тут не то, что мы, родители, вся современная педагогика (!) распадается на два враждующих лагеря!

Противники раннего развития, педагоги-консерваторы опасаются следующего:

  • А стоит ли лишать кроху детства?
  • Не приведет ли столь раннее обучение к неврозам?
  • Не повредит ли здоровью малыша?
  • Не потеряет ли он интереса к учебе?
  • Не будет ли «белой вороной» среди сверстников?
  • Мой ребенок не проявляет к этим кубикам (карточкам) никакого интереса
  • Зачем ему в два года читать?
  • Зачем ему знать породы собак и марки автомобилей?
  • Зачем ему в 2 годика кататься на лыжах?
  • ЗАЧЕМ ВООБЩЕ ХВАТАТЬ С НЕБА ЗВЕЗДЫ?

    Кто же прав? Как водится, истина находится посередине. Попробуем, рассуждая, ответить на эти вопросы.

    Раннее или своевременное?

    Итак, самое главное – детский мозг прекрасно защищен от перегрузок, и если только будет предложен материал, к восприятию которого ребенок еще не готов, или занятие надоест - он попросту откажется заниматься.

    Здесь самое место вспомнить М.Ибука: «нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что зачастую ее слишком мало… Малышу в возрасте до трех лет нетрудно выучить то, что его интересует, и вас не должно беспокоить количество сил и энергии, затраченных при этом».

    Если в первые месяцы жизни, когда мозг обладает поистине феноменальными возможностями, младенец большую часть дня проводит, лежа на спине в кроватке, и разглядывает лишь белый потолок или капюшон коляски; если его туго пеленают и одевают в распашонки с «варежками», не давая пощупать окружающие предметы, малыш не сможет получать достаточное количество зрительной и тактильной информации об окружающем мире. В результате его мозг будет развиваться не так быстро как мог бы.

    Кроме того, условия должны опережать развитие. Обзаведемся спортивными снарядами для самых маленьких, ежедневно будем разглядывать большие и маленькие книжки с яркими картинками, позаботимся о том, чтобы под рукой вовремя оказались краски, клей, пластилин, на стенах квартиры развесим красивые картины, с момента пробуждения будем «купаться» в красивой музыке. И ребенок начнет сидеть, ползать и ходить, рисовать и петь, читать и писать, плавать и кататься на коньках гораздо раньше, чем это предписано официальной медициной и педагогикой.

    Вот, на мой взгляд, один из важных моментов, из-за которых возникают споры: ЧТО имеется ввиду под ранним развитием?

    А имеется ввиду то, что ребенок будет развиваться не раньше соседского мальчика, а раньше, чем развивался бы он сам, если им меньше занимались. С этим утверждением, как водится, не поспоришь

    Не вредит ли раннее развитие здоровью?

    Многие опасаются, что слишком ранние интеллектуальные занятия могут привести к сколиозу, гиподинамии, близорукости.

    Если заставлять двухлетнего ребенка читать букварь, а четырехлетку посадить за прописи, то именно этим все и закончится. Для маленьких детей нужны особые пособия и особые методики. А главное, раннее развитие по-настоящему возможно лишь при активном развитии двигательного интеллекта: физические занятия способствуют активному росту мозга, развитию верхних его отделов.

    Если ребенок будет сочетать изучение букв с прыжками на батуте, рассматривать географическую карту, раскачиваясь на канате, то гиподинамия ему не страшна. А вот в школе-то как раз созданы все условия для сколиоза и близорукости: короткие перемены, во время которых нельзя бегать и шуметь, нелепые, устаревшие требования к каллиграфии...

    Зачем маленькому ребенку читать, считать, играть на скрипке?

    Зачем «мучить» малыша раньше времени? СТОП! Вот еще один камень преткновения, который стоит между сторонниками и противниками раннего развития. Если ребенок мучается от занятий, то это не раннее развитие; если мама каждый раз героически мобилизует себя, чтобы сделать «очень нужные» пособия – это никому не нужная жертва. Ребенок не может стать невротиком из-за занятий, которые ему и родителям доставляют удовольствие.

    Что лучше: карточки Домана или кубики Зайцева? Что предпочесть: Монтессори-садик или садик-Вальдорф?

    В России все большую популярность завоевывают кубики Зайцева и все чаще вспоминают семью Никитиных, в Италии преклоняются перед заслугами Марии Монтессори, в США дают «энциклопедические знания» по Доману, в Германии продолжают набирать популярность идеи Рудольфа Штайнера, в Японии безоговорочно верят Масару Ибука, что «после 3-х уже поздно».

    Вопрос - какая методика лучше, вызывает не менее ожесточенные споры. И правда, что выбрать? Как это не удивительно, но в данном вопросе спорящие стороны преследуют одну и ту же цель – дать своим детям самое лучшее.

    Кто-то ответит, что в каждой методике есть свои плюсы и минусы. Но я бы сказала, что в вышеперечисленных методиках НЕТ МИНУСОВ. Да, да, все дело в том, ЧТО именно подходит для каждой конкретной семьи. Положитесь на свою интуицию, ведь любая готовая методика – это всего лишь схема, из которой можно почерпнуть то, что вам понравится.

    Главная ошибка, которую иногда совершают родители в своем стремлении дать детям все и сразу, - это использование ЧУЖИХ рецептов. Нежелание признать, что их ребенку эти «чудесные» кубики не интересны. От этого то и дело предостерегает Глен Доман: «ни в коем случае не делайте ничего того, что могло бы вызвать скуку у вашего ребенка или было бы для вас тяжелой обязанностью», «если вы не уверены, что вести своего ребенка дорогой знаний – большое счастье, не делайте этого!»

    Мы учимся не для школы, а для жизни

    «А зачем вообще ребенку энциклопедические знания и чрезмерно высокий интеллект?» - да, да, довольно распространенный вопрос.

    Во-первых, с умным интереснее. С ним проще договориться. Во-вторых, богатый внутренний мир – лучшее противоядие против суррогатов, которые предлагает сегодня массовая поп-культура.

    Что бы вы ни выбрали, запомните, что раннее развитие обязательно даст свои плоды!

  • загрузка...

     

     

    Наверх


    Постоянная ссылка на статью "О том, как помирились сторонники и противники раннего развития":


    Рассказать другу

    Оценка: 4.0 (голосов: 16)

    Ваша оценка:

    Ваш комментарий

    Имя:
    Сообщение:
    Защитный код: включите графику
     
     



    Поиск по базе статей:





    Темы статей






    Новые статьи

    Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

    Вместе с этой статьей обычно читают:

    Volkswagen Passat: Сказ о том, как Иван на Passat лядел

    В тесте участвуют автомобили: Volkswagen Passat Посмотреть другие фото (1) В некотором царстве, в сопредельном государстве жил-был купец. Торговал автомобилями ненашенскими - возил товар из далекой Германии.

    » Познавательное про авто - 3392 - читать


    Док Сёрлз и Дэвид Вайнбергер о том, как не ошибиться с Интернетом

    Продолжаем публикацию перевода статьи Дока Сёрлза (Doc Searls) и Дэвида Вайнбергера (David Weinberger) "Мир концов: Что такое Интернет и как перестать его путать с чем-то другим". В этой части речь пойдёт о том, в чём на самом деле состоит ценность Интернета.

    » Интересное в сети - 1658 - читать


    О том, как главбух «печатному» делу учился

    Уже давно не секрет, что заказать нелегальную копию практически любой печати не составляет никакого труда. Но, как показало одно происшествие, и в этом деле есть подводные камни. Ночную тишину моей комнаты пронзил звонок мобильника.

    » Бухгалтерия и аудит - 2732 - читать


    О том, как просто и о том, как сложно найти бухгалтера в Красноярске

    © ИА Клерк. Ру, аналитический отдел / Ирина Андросова, консультант по подбору специалистов в сфере бухгалтерии ООО «Персонал-Сервис» (г.

    » Управление и менеджмент - 2349 - читать


    Правда о том, как москвичи ищут работу

    "Ведомости" / Несмотря на видимый рост рынка рекрутмента, почти каждый второй москвич находит работу с помощью знакомых. Такой вывод сделали сами кадровые компании, задав людям вопрос: как вы нашли нынешнее место работы? Использование личных связей - самая популярная стратегия поиска работы: так действуют 40% из 740 москвичей, принявших участие в опросе российского отделения кадровой компании Kelly Services.

    » Управление и менеджмент - 1791 - читать



    Статья на тему Дети и их родители » Дошкольное образование » О том, как помирились сторонники и противники раннего развития

    Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

    © Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

    Энциклопедия Art.Thelib.Ru