Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дети и их родители » Воспитание в школе и дома » Больше любви, меньше арифметики!

 

Больше любви, меньше арифметики!

 

 

Еще вчера маленький человечек, только что появившийся на свет, казался нам несмышленым беспомощным существом. Сегодня сотни статей написаны на темы воспитания и образования ребенка уже в утробе матери. Вот почему мы свято верим в то, что на свет рождается существо разумное, со своим характером, большими потенциальными возможностями. «Ваш ребенок — это белый лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно», — говаривали наши мамы и папы. В угоду последним достижениям науки мы, родители, одержимы стремлением все сделать по уму.

загрузка...

 

 

И только родительская интуиция, что сидит глубоко внутри, пытаясь упрятаться от губительных ударов прогресса, сеет сомнения. Неужели основная задача родителей в том и состоит, чтобы растить гениев?

Вспомним: уже на вторые сутки после рождения ребенок начинает узнавать свою маму визуально и через запах. Еще через несколько дней он начинает различать слоги, близкие по звучанию к фонемам «ба» и «па». Еще через несколько недель ребенка можно знакомить с различными геометрическими формами, учить арифметике... Опыт так называемого опережающего развития. Давайте попробуем разобраться, куда и зачем мы бежим, и, быть может, для освоения жизненно важных пространств лучше выбирать не бег трусцой, а обычный прогулочный шаг?..

Существует множество причин, более или менее обоснованных, которые заставляют родителей ставить своего ребенка на путь опережающего развития. Страх поражения, жизненные неурядицы, тревоги, вызванные нестабильной экономической ситуацией... А нам так хочется, чтобы нашим детям сопутствовал только успех. «Сегодня мы должны дать ребенку все, чтобы завтра он чувствовал себя уверенно в мире, где ему предстоит жить», — делится со мной одна из родительниц. Однако «все» — понятие достаточно пространное, и его границы зависят от индивидуальных особенностей самих родителей. Порой папы и мамы стремятся дать ребенку все, чего они сами были лишены в детстве. Специалисты рассказывают из своей практики: полуторагодовалая девочка страдала бессонницей — мама просто пичкала ее информацией. Любой вопрошающий взгляд малыша, вызванный, например, солнечным соцветием ромашки, заставлял маму углубляться в недра ботаники, анализируя и сравнивая все возможные пестики и тычинки, перекрестное опыление и магическое гадание из серии «любит - не любит».
Так подсознательно мама пыталась компенсировать недостаток общения, который она сама испытывала в детстве.

В нашем мире, где все так быстро меняется, мы хотели бы, чтобы и наши дети жили в одном ритме с этим миром. Быстрее становились самостоятельными и тем самым вселяли в нас мнимую уверенность в том, что все наши родительские усилия не пропали даром. Немалую пищу для размышлений может дать родителям книжка некоего П.В. Тюленева «Читать раньше, чем ходить». Автор рассказывает о простых и доступных всем родителям способах, дающих возможность ребенку максимально быстро освоить окружающий мир и стать «вундеркиндом». Автор уверен, что, используя его метод, ребенок уже в один год сможет читать. «Зачем ждать? Так, играючи, в колыбели можно стать музыкальным гением, полиглотом, бизнесменом и т.д., и т.п. Зачем попусту тратить время, лежа в люльке?» — задается вопросом сам автор. «Зачем спешить?» — недоуменно возразим мы. Когда со дня рождения ребенка прошло больше года, он в состоянии имитировать определенные звуки, даже запоминать формы некоторых букв, но это никак не поможет ребенку понять текст, его содержание и то, что за ним стоит. Такой ребенок никогда не постигнет интереса чтения как такового!

Многих родителей так захватывает процесс «опережения», что они днем и ночью только и бредят о том, чтобы их ребенок вырос самым умным. И уже с первых месяцев вместо веселых погремушек над детскими кроватками висят картонные флаги с изображением букв или геометрических форм. Нежную колыбельную заменила фуга Баха или клавесин Моцарта. «Необходимо, чтобы ребенок чувствовал разницу», — скажут умудренные новаторским опытом «продвинутые» родители. В жизни некоторых малышей занятия по развитию умственных способностей могут вполне мирно соседствовать и с физическими упражнениями. «Мишеньке всего два года, — рассказывает его мама Лена, — а он уже раз в неделю ходит на занятия «бэби-йоги», а по субботам занимается плаванием. А еще английский на видео и пробежка по утрам». Да, распорядок дня этого маленького человечка не менее насыщенный, чем рабочий день премьер-министра. В доме или за его пределами родители ищут, чем бы занять ребенка, чтобы он ничего не упустил. Другие, менее активные, сидят дома, сожалея, что у них на это нет сил, времени или средств.

Специалисты не одобряют подобных активных методов воспитания. Первым, кто стал бить тревогу по этому поводу, был американский врач-педиатр Тьери Бразельтон. Опережающее интеллектуальное развитие ребенка идет в ущерб его социальному и эмоциональному развитию, которые, по его мнению, и закладывают основу дальнейшего жизненного благополучия ребенка. И почему дети с пеленок должны стать всезнайками? Психологи убеждены в том, что в действительности основой для успеха служат не информативные знания, а созидание. Создавать — это не значит делать что-то, чему тебя научили, а придумывать! Построить из трех кубиков замок для принцессы или суперсовременный гараж для автомобильчика, видеть в облаке жирафа, а в цветочке домик для Дюймовочки - в этом проявляются способности ребенка и родителей, которые могут настроить малыша на восприятие мира определенным образом. Конечно, ребенок — это личность, и с первых часов своей жизни он начинает понимать и чувствовать многие вещи, которые, как казалось нам раньше, он не способен воспринимать. Мы не призываем к тому, чтобы ваш ребенок рос, как «сорная трава»: мол, со временем все сам узнает и поймет.

Плохи любые крайности. «Заброшенный» ребенок, к которому не проявляют достаточного внимания, живет в замкнутом мирке, боясь выйти в открытое пространство жизни, и лишь заблудившийся ветер может вынести его оттуда, но в этом случае никто не будет застрахован от плачевных результатов «стихийного» путешествия. Такой ребенок не имеет стимулов к развитию своих умственных способностей, он не в достаточной степени социализирован, его воображение застыло на мертвой точке, не найдя иных для своего приложения. Однако для того, чтобы настроить ребенка на активное восприятие мира, не все средства хороши. Усиленное насаждение «опережающего развития» может вызвать у ребенка состояние тревоги. У него сложится впечатление, будто он недостаточно хорош для своих родителей и не заслуживает их любви. И это в тот момент, когда ребенок все время находится в процессе все новых и новых открытий, постигает самые весомые знания: о мире, об окружающей жизни, о языке, о себе самом. Дается ему это не так-то легко: сколько ему требуется внутреннего напряжения, чтобы переработать всю полученную информацию!

Систематическое и чрезмерное стимулирование интереса ребенка, его любопытства, стремления к знаниям может значительно навредить развитию его воображения. В худшем случае это приведет к тому, что у ребенка пропадет всякое стремление к тому, чтобы что-то придумывать, и ему вообще уже ничего больше не захочется. Любая чрезмерность притупляет любопытство ребенка и затормаживает его развитие. Только в ситуации, когда существует относительный «голод», желание ребенка способно полностью оформиться, а воображение — начать свою работу.
Возможно, родители Лизы не учли этого факта. Лиза — очаровательная девочка четырнадцати лет. Сегодня это посредственная ученица, мало к чему проявляющая интерес. Перед любыми трудностями она опускает руки, В раннем детстве она была очень умненькой девочкой: в 12 месяцев с легкостью собирала паззл, в три года играла на скрипке. «Мне так хотелось, чтобы она была совершенна во всем, — рассказывает ее папа. Мы все время с ней занимались, чтобы она знала и умела больше, чем все ее сверстники. Я был безжалостен и требовал от нее все больших успехов, а она была такой покорной. Но было во всем этом что-то бесполезное: Лиза не получала удовольствия от своих занятий, хотя она так старалась».

Итак, мы можем заключить, что ребенок с «опережающим развитием» может погрязнуть в своих сверхестественных способностях. Много вопросов встает по поводу целесообразности опережающего развития и его будущих последствиях. Какие дети вырастут из таких малышей? А какие взрослые люди из них получатся? На сегодняшний момент немногочисленные исследования в этой области говорят о том, что опережающее развитие не способствует какому-то небывалому успеху ни в детскую пору, ни во взрослой жизни. Доподлинно известно другое: маленький человечек нуждается в родительском тепле, любви, ласке и заботе. Ну, еще немного игрушек. Дело в том, что только 10% знаний мы получаем сознательным путем. Остальные — 90%! — приходят из окружающего пространства от близких людей, и в первую очередь, от родителей. При этом такое приобретение знаний зависит от способностей, заложенных ребенку природой, его генетическим кодом. Вот почему так важно предоставить малышу свободу, едва он начинает ходить. Свобода — единственное условие, при котором малыш может проявить свои способности.

Оставим наши грандиозные родительские мечтания, отвлечемся от тревог и начнем доверять нашим малышам. Давайте попробуем посмотреть на этот мир глазами наших детей, и нам откроется его первозданная красота. Ожидая взросления ребенка, будем взрослеть вместе с ним и заново открывать для себя тайны мирозданья. Возьмем на себя ответственность за наши возможные неудачи и вероятные победы. Позволим себе не делать ничего с ребенком, ничего «специального». Не будем слишком часто задумываться над тем, чему бы еще такому научить ребенка — будем просто радоваться оттого, что мы вместе. Вместе играть просто ради игры, дурачиться, ласкать друг друга и целовать. Мы посадим нашего очаровательного малыша на колени, откроем альбом со старыми семейными фотографиями, будем слушать музыку, пробежимся наперегонки по лесной тропинке... Мы никогда не забудем слов, сказанных друг другу, мелодий, что напевали вместе, потому что в них живет любовь...
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Больше любви, меньше арифметики!":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Hyundai Getz, Fiat Panda, Opel Corsa, Volkswagen Pointer: Чем меньше, тем… больше?

В тесте участвуют автомобили: Hyundai Getz, Fiat Panda, Opel Corsa, Volkswagen Pointer Посмотреть другие фото (35) CHEVROLET AVEO Весной 2003 года впервые показаны 5-дверный хэтчбек и 4-дверный седан. Двигатели для России:

» Французские автомобили - 4613 - читать


Подробностей больше – проблем меньше

Материал предоставлен журналом "Расчет" / Скучный канцелярский на первый взгляд текст устава таит немало «подводных камней». И если он составлен не по правилам, то может стать причиной «веселой» жизни для учредителей. Поэтому об изложении «скользких» условий этого учредительного документа лучше позаботиться заранее.

» Юриспруденция и Право - 1455 - читать


Больше объектов, меньше покупателей

В планах мэрии на 2008 г. — увеличить объемы новостроек на 10% (по сравнению с 2007 г.) и сдать 950 000 кв. м, рассказывает представитель мэрии Владимир Диденко. По его оценке, в 2007 г. в Ростове будет построено 858 000 кв. м жилья. Складов малоКроме строящегося терминала класса А «

» Бизнес Недвижимость - 1198 - читать


Больше любви, меньше арифметики!

Еще вчера маленький человечек, только что появившийся на свет, казался нам несмышленым беспомощным существом. Сегодня сотни статей написаны на темы воспитания и образования ребенка уже в утробе матери. Вот почему мы свято верим в то, что на свет рождается существо разумное, со своим характером, большими потенциальными возможностями. «Ваш ребенок — это белый лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно», — говаривали наши мамы и папы.

» Питание и уход за младенцами - 1376 - читать


Детские шампуни: больше дела, меньше слез

Как известно, детям необходимо то же самое, что и взрослым, только лучше. Это утверждение верно и для шампуней. Основное отличие детского шампуня – в его составе.

» Питание и уход за младенцами - 2923 - читать



Статья на тему Дети и их родители » Воспитание в школе и дома » Больше любви, меньше арифметики!

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru