Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Культура и искусство » Театр и кино » Владимир Михайлович Зельдин

 

Владимир Михайлович Зельдин

 

 

Родился 10 февраля 1915 года в городе Козлове. Отец – Зельдин Михаил Евгеньевич. Мать – Попова Анна Николаевна. Супруга – Капралова Иветта Евгеньевна.

Одного из любимейших актеров российского театра и кино Владимира Михайловича Зельдина поклонники часто называют Рыцарем Веселого Образа.

загрузка...

 

 

Кажется, сама природа изначально вложила в него характерные для этого титула черты: особый мужской шарм, врожденную породу, – которая, безусловно, передается по наследству, но и тщательно воспитывается из поколения в поколение, – и при этом необыкновенную доброту, скромность, глубоко развитое чувство сострадания. Однако главное, конечно, – это готовность и способность любить. Но одновременно и жертвовать собой, ничего не требуя взамен, опять-таки ради любви к другому.

Евсей Осипович Любимов-Ланской – один из первых театральных педагогов Зельдина – еще в его студийные годы, задолго до того, как актер встретился с Иваном Александровичем Пырьевым на съемках фильма «Свинарка и пастух» и Владимиром Семеновичем Канцелем на репетициях «Учителя танцев», разгадал в нем редкий дар романтического героя – лирического любовника, проросший затем в спектаклях Алексея Дмитриевича Попова и его соратников в Театре Советской армии.

Сам же Владимир Михайлович актера в себе разгадал не сразу. Он рос в Твери в музыкальной семье. Его отец окончил Московскую консерваторию сначала по классу тромбона, потом режиссерское отделение. В семье было 4 детей, и все обучались музыке. Владимир, например, играл на 3 инструментах: скрипке, рояле и трубе. Дома устраивались представления, дети пели, читали стихи. Когда Зельдину исполнилось 12 лет, к нему пришло увлечение балетом и он даже пытался поступить в хореографическое училище Большого театра. Однако отец категорически возражал против этого и сделал все, чтобы сына не приняли.

Потом, как и многие его сверстники, Владимир увлекся военным делом, решил стать моряком, грезил романтикой морских походов. В школе, где он учился, буквально все были очарованы преподавателем-военруком майором Хлевинским, который великолепно знал историю и очень интересно рассказывал о событиях времен Петра Великого, Екатерины, Потемкина, о многих славных страницах военной истории России. Ученики стали называть свои классы взводами, 3 класса – ротой, а сама школа очень скоро превратилась в полк и в 1930 году даже принимала участие в параде на Красной площади. Не случайно многие ее выпускники стали военными.

Собирался поступать в военно-морское училище и Владимир. Но судьба распорядилась иначе. Спустя 2 года, когда отец умер, его старый друг, дирижер Николаевский, устроил 14-летнего юношу на работу к себе в оркестр Высшей пограничной школы. Это было первое место службы В. Зельдина.

И все же Владимир Зельдин стал актером. С театром он познакомился еще в 7-летнем возрасте. Его первым спектаклем стал «Ревизор», где его отец дирижировал оркестром. Потом мальчик смотрел «Проделки Скапена», другие спектакли. Но тот первый «Ревизор», где Володя впервые увидел артистов в гриме, в костюмах, запал в душу.

После окончания школы Владимир Зельдин устроился на завод учеником слесаря. Занятие это совсем не нравилось молодому человеку. И вот однажды, гуляя по Москве, он увидел объявление о приеме в театральное училище при Театре МОСПС (ныне Театр имени Моссовета). Решение родилось спонтанно – видимо, поэтому, в отличие от других абитуриентов, на вступительном собеседовании Зельдин держался на удивление спокойно и раскованно. Именно такая свобода и раскованность сыграли свою роль в том, что его приняли.

В 1935 году, окончив училище, Владимир Зельдин стал актером Театра МОСПС. Затем непродолжительный срок (1938–1941 и 1943–1945) служил в Центральном театре транспорта (ныне Театр имени Н.В. Гоголя). В эвакуации (1941–1943) работал в труппе Русского драматического театра в Алма-Ате, а с 1945 года Зельдин навсегда связал свою жизнь с Театром Советской армии (ныне Российской армии).

Среди первых работ актера в Театре транспорта были роли артиллериста Николая («Вторые пути» А. Афиногенова) и пограничника Гоглидзе в «Генеральном консуле» братьев Тур и Шейнина. В этом спектакле и заприметили Зельдина члены съемочной группы кинофильма «Свинарка и пастух». На кинопробах была довольно жесткая конкуренция, помимо Зельдина на роль Мусаиба претендовали еще несколько артистов – все грузины. Режиссер Иван Александрович Пырьев долго не мог решиться сделать окончательный выбор, репетиции шли одна за другой. В конце концов он собрал в просмотровом зале всю женскую часть съемочной группы, показал пробы – и девушки единогласно выбрали Зельдина.

Фильм начали снимать в апреле 1941 года на Домбае, в Кабардино-Балкарии. Сообщение о начале войны повергло съемочную группу в шок. Кое-как, на перекладных добрались до Москвы, почти все мужчины были призваны в армию. Зельдина взяли в танковую школу.

Владимир Михайлович вспоминает: «Недели через две-три нас собрали и сообщили, что согласно указанию Сталина всем нам дали бронь и приказали продолжать снимать картину. Сцены на выставке снимали под немецкими бомбежками, в две смены. Хотя, согласитесь, они получились высокого качества! Наверное, этот фильм (а точнее, указание Сталина) меня спас: многие мои сверстники и товарищи по танковой школе погибли на фронте... А мне на передовую выезжать доводилось только с концертами в составе артистических бригад. Нас берегли и сохраняли для мирного времени».

Принято считать, что слава к артисту приходит однажды. Сыграет он свою звездную роль – и наутро просыпается известным. Но не бывает правил без исключения. На Владимира Зельдина бремя славы обрушивалось дважды. Первый раз – когда на экраны вышел фильм «Свинарка и пастух» и вся страна полюбила блистательный дуэт Зельдин–Ладынина. Белозубый молодой горец надолго запомнился своим безудержным темпераментом и готовностью на все ради любимой женщины. Вторая судьбоносная роль ждала его всю войну. Изящный, пластичный учитель танцев Альдемаро в пьесе Лопе де Вега покорил зрителей в 1946 году и в исполнении Зельдина был непревзойденным не один десяток лет. В роли учителя танцев актер выходил на сцену более 1000 раз!

После премьеры «Учителя танцев» Зельдину подарили сборник пьес испанского драматурга с пожеланием, «чтобы Альдемаро превратился в Ромео». Ромео, к сожалению, прошел мимо. Зато Зельдин переиграл множество неотразимых красавцев, при первом появлении которых на сцене слабая половина зрительного зала замирала в восторге. Он был Люченцио в «Укрощении строптивой» У. Шекспира, поручиком Ржевским в «Давным-давно» А. Гладкова, Клайдом из «Закона Ликурга» – сценической версии романа Т. Драйзера «Американская трагедия», Фонтанаресом – героем бальзаковской «Мечты Кинолы», Кохтой – в «Стрекозе» М. Бараташвили, Ринальдо – в героической итальянской комедии «Ринальдо идет в бой»… Список можно продолжать еще долго...

Сам же Зельдин своей лучшей ролью считает Альдемаро. Возможно, он прав. Памятный послевоенный дебют на сцене Театра Советской армии обернулся для него многолетним успехом, звездный час тянется до сих пор. Не случайно частичку той первой роли Зельдин вносит почти во все свои последующие образы. Отголоски пламенных речей Альдемаро слышались и в монологах благородного синьора Фернандо Бальбоа в спектакле «Деревья умирают стоя» А. Касоны, то и дело прорывались в неотразимых словесных кульбитах «синьора из общества» Леонидо Папагатто. Со своим любимым героем Зельдин упорно не хотел расставаться – он играл его до 53 лет, а в 60 лет «станцевал» полный спектакль, на 70-летнем юбилее снова преподал «урок танцев», ошеломив зал неподвластным времени поэтическим настроем души.

Конечно, были роли, в которых перед зрителем представал совсем другой Зельдин. Думая о переходе в иное качество, артист мечтал сыграть Сирано де Бержерака. Даже начинал репетировать, но – не состоялось. Позже был в его биографии Гульельмо Сперанца в не слишком громком, но очень сердечном спектакле Петра Фоменко «Экзамены никогда не кончаются» Э. Де Филиппе. Персонаж, сыгранный с пронзительно-щемящей тоской, лишенный налета победительности, столь отличающего героев Зельдина. Не прибегая к характерному гриму, а пользуясь только неуловимыми движениями души, артист переходил от одного возраста Гульельмо к другому. И вместе с тем этот образ – не только печаль и горе. Смех, радость, победа над смертью – все это звучит в игре актера.

Был также барон Мюнхгаузен из «Комической фантазии о жизни, любви и смерти» Г. Горина. Роль, в которой артист продемонстрировал мягкое чувство юмора, иронию, острый ум. Но при этом главной оставалась тема поиска гармонии и счастья.

«Пришел, увидел, победил» – таким был девиз молодых героев Зельдина. Персонажи более зрелого возраста – чаще всего люди одинокие, для которых поиск внутренней гармонии стал почти перманентным состоянием, а надежда на обретение счастья равна нулю.

Вот и лорд Генри Джеймс Честерфильд из «Загнанной лошади» Франсуазы Саган – пожилой английский аристократ, рафинированный джентльмен, когда-то вступивший в брак по расчету, фактически продавший свой титул, а заодно и свое будущее, – вполне отдает себе отчет в том, что жизнь прожита зря. Может, от этого последняя попытка что-либо изменить полна горечи и какой-то светлой печали.

Среди недавних работ В.М. Зельдина – капитан Бериардо в спектакле Театра Российской армии «Изобретательная влюбленная» Лопе де Вега.

Особое место в творчестве Зельдина заняли образы в военно-патриотических спектаклях. Это капитан-лейтенант Дядичев («Караван» И. Штока), командир стрелкового батальона Громов («Люди, которых я видел» С. Смирнова), матрос-артиллерист Ставриди («Песнь о черноморцах» Б. Лавренева), боец Ножкин («Последние рубежи» Ю. Чепурина), командир подводной лодки Петров («Под одной из крыш» З. Аграненко), капитан Бондарь («Якорная площадь»), Часовников («Океан» А. Штейна)... Словом, артисту, по его признанию, посчастливилось выходить на сцену в самых разнообразных «военных» ролях – от рядового до фельдмаршала.

Из всех киноролей больше всего помнят Зельдина, конечно, по роли пастуха Мусаиба. А еще была в его кинокарьере маленькая, почти эпизодическая роль отца героя в фильме Родиона Нахапетова «С тобой и без тебя…». Образ не совсем обычный для Зельдина – прежде всего потому, что средства выразительности были сведены к минимуму, самое сокровенное доносилось до зрителя в паузах. Молчаливые крупные планы надолго врезались в память – во взгляде застыли тоска и безысходность. Задолго до трагического финала, кажется, он все предвидел.

Владимиру Зельдину запомнилась также работа с кинорежиссером Андреем Кончаловским, у которого он играл Серебрякова в «Дяде Ване» (1970). Для него это этапная, новая возрастная роль, тем более что тогда собралась потрясающая компания: Смоктуновский, Бондарчук, Мирошниченко, Купченко, Пастухов. Действительно, это счастье – встретить в своей жизни таких людей.

В юности Зельдин занимался верховой ездой в манеже имени Буденного и даже получил диплом ворошиловского всадника. Вместе с сыном вождя Василием Сталиным, сыновьями Микояна постигал он основы вольтижировки, рубки, преодоления препятствий. Потом занимался в аэроклубе, увлекался теннисом, лыжами, коньками, пристрастился к водным лыжам, любил все спортивное. В кино артист частенько обходился без дублера. Так, в первой же картине «Свинарка и пастух» в знаменитой сцене погони, когда конь летит по отвесной горной дороге, Зельдин снимался сам. А позже в картине «В квадрате 45», где ему пришлось играть роль диверсанта Шмелева, сам прыгнул с парашютом, хотя до этого ни разу не пробовал.

Владимир Зельдин снялся в кинокартинах: «Сказание о земле Сибирской» (1947), «Учитель танцев» (1952), «В квадрате 45» (1955), «Карнавальная ночь» (1956), «Повесть пламенных лет» (1960), «Укрощение строптивой» (1961), «Царская невеста» (1964), «Миссия в Кабуле» (1970), «С тобой и без тебя...» (1973), «Блокада» (фильм 1-й: «Лужский рубеж», «Пулковский меридиан», 1974), «На край света...» (1975), «Полковник в отставке» (1975), «Страх высоты» (1975), «Принцесса на горошине» (1976), «Блокада» (фильм 2-й: «Ленинградский метроном», «Операция “Искра”», 1977), «31 июня» (1978), «Дуэнья» (1978), «Добряки» (1979), «Инспектор Гулл» (1979), «Рафферти» (1980), «Женщина в белом» (1981), «Тайна черных дроздов» (1983), «Победа» (1984), «Марица» (1985), «Десять негритят» (1987), «Запретная зона» (1988), «Канувшее время» (1989), «Арбатский мотив» (1990), «Искушение Б.» (1990), «Последняя осень» (1990), «Вино из одуванчиков» (1998), «Женщин обижать не рекомендуется» (1999), «Классик» (2001).

Владимир Михайлович Зельдин, несомненно, один из тех, кого можно назвать баловнем судьбы. С первой же крупной роли – успех; своему театру он верен вот уже более 50 лет. Зельдин принадлежит к той редкой когорте артистов, которым все время хочется говорить комплименты, но при этом надо знать, что они воспринимаются с изрядной долей юмора. Он труженик, каких мало, при всей звездности натуры – ремесленник в самом лучшем смысле этого слова.

Зельдина можно назвать также рыцарем военно-шефского подвижничества. Он объездил все «горячие точки»: Афганистан, Чернобыль, Чечню, Таджикистан, часто выступал в отдаленных военных гарнизонах.

В юбилейные дни 85-летия В.М. Зельдина принимал в Кремле президент В.В. Путин, на этом приеме актеру был вручен орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Общепринятые формы проведения юбилейного торжества (сыграть на Большой сцене ЦАТРА отрывки из лучших спектаклей с участием юбиляра) Владимира Михайловича не устроили – к этому событию он приурочил ввод на роль князя Пантиашвили в спектакле «Ханума» с участием молодого состава выпускников ВГИКа (художественный руководитель – народный артист СССР А. Баталов). Через пять лет, в день своего 90-летия, актер награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Владимир Михайлович никогда не курил и не пил алкогольных напитков, застолья дома устраивать не любит – «чтобы не объедаться». (Хотя, рассказывая об одном из самых ярких впечатлений в своей театральной жизни – премьере «Учителя танцев» в 1946 году, добавляет, что не менее ярко запомнилось и то, что для всех участников были организованы бутерброды с настоящей колбасой. Пришлось задействовать все свое актерское мастерство, чтобы есть лениво, не торопясь. Но с той поры прошло немало времени, и теперь каждый свой спектакль в театре Российской армии актер играет на голодный желудок – по балетному принципу.)

Зельдиным нельзя не восхищаться. Он в отличной физической и душевной форме – столько в нем интереса к жизни и необыкновенной расположенности к людям. Он играет вечерние спектакли, репетирует в дневное время, гастролирует. Он по-прежнему устремлен в завтрашний день – вынашивает замысел осуществления музыкально-сценического действа «Человек из Ламанчи» в постановке Ю. Гусмана.

В.М. Зельдин – народный артист СССР (1975), лауреат Государственной премии СССР (1951), лауреат премии «Кинотавр» в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру» (1995), академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА».

Живет в Москве.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Владимир Михайлович Зельдин":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Владимир Соловьев: «На дороге я разнимаю дерущихся»

Для настоящего интеллектуала машина — далеко не просто способ передвижения, а предмет, определяющий образ, выражающий характер, несущий положительные эмоции. А иногда и полезную информацию. Поэтому ведущий ток-шоу “К барьеру!” и “Апельсиновый сок” на НТВ Владимир Соловьев всегда переделывает свои автомобили под себя, награждая их индивидуальностью и самой прогрессивной техникой.

» Немецкие автомобили - 3209 - читать


Главный лидер ралли «Дакар» Владимир Чагин выбыл из гонки

Плохие новости принес пятый этап ралли «Дакар» Уарзазат - Тан-Тан. Буквально с самого старта лидера гонки Владимира Чагина преследовали неудачи - сначала произошла поломка системы подачи топлива, на ремонт которой пришлось потратить 20 минут. Чтобы отыграть потерянное время, Чагин поспешил вернуть себе лидерскую позицию и не заметил в спешке каменную груду высотой 3 метра, в результате чего Камаз налетел на нее и совершил около 3-4 переворотов.

» Разное - 2365 - читать


Владимир Михайлович Дьячков

Выдающийся спортсмен, тренер, ученый, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР, доктор наук Владимир Михайлович Дьячков оставил яркий, незабываемый след в истории нашего легкоатлетического спорта. Собственно, его жизнь и есть часть этой самой истории. В 1923 г. в одном из спортивных изданий появилась небольшая заметка, в которой, в частности, говорилось, что на первенстве Отдельной Кавказской армии 19-летний Владимир Дьячков выиграл состязания по прыжкам в длину с ...

» Знаменитые спортсмены - 2967 - читать


Владимир Михайлович Земляникин

Военное детство Владимиру Земляникину не исполнилось еще и семи лет, когда началась Великая Отечественная война. Мальчику война запомнилась воем сирен в родном московском Китай-городе, голосом Левитана и недолгой эвакуацией, в которую они уехали вместе с мамой. Владимир Михайлович вспоминает: «

» Театр и кино - 3406 - читать


Владимир Зельдин

Детство Владимир Зельдин родился в творческой семье. Отец, Михаил Евгеньевич, окончил Московскую консерваторию по классу тромбона и дирижерский факультет. Мама, Нина Николаевна работала учителем.

» Театр и кино - 1833 - читать



Статья на тему Культура и искусство » Театр и кино » Владимир Михайлович Зельдин

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru