В тесте участвуют автомобили: ГАЗ 3111 Волга
Базовым и самым мощным силовым агрегатом для новой "Волги" ГАЗ-3111 стал ЗМЗ-4052 - четыре цилиндра, 2,5л рабочего объема, 136л.с. Однако мировая практика показывает, что у многих седанов бизнес-класса, к которому относится и "Волга", линейка моторов лишь начинается у этой отметки. Максимум же располагается подчас на показателях вдвое выше - в районе четырех-пяти литров и трехсот "лошадей". Конечно, возможность установки столь могучих двигателей предусматривается еще на стадии проектирования машины. Разумным пределом для ГАЗ-3111 без существенного вмешательства в конструкцию можно считать 3-3,5л и 200 л.с.
Но отечественная промышленность не выпускает такого мотора. Недостаток взялась восполнить нижегородская фирма "Техносервис", имеющая опыт имплантации силовых агрегатов "Тойоты" под капот "волг" предыдущего поколения.
Наиболее подходящим на роль "топового" мотора оказался V-образный шестицилиндровый агрегат "Тойота 5VZ-FE" объемом 3,4л и мощностью 205л.с. - именно такой устанавливают на вседорожник "Прадо". В поддоне сделали вырезы, иначе он упирался бы в элементы передней подвески и рулевую рейку. Вместе с мотором позаимствовали четырехступенчатую гидромеханическую коробку передач. В сравнении с механической она работает более плавно, сглаживая рывки при переключении - неоценимое достоинство, поскольку нагрузки на трансмиссию близки к предельным. Автоматическая коробка "толще", но короче обычной "волговской", поэтому пришлось сделать более объемистой переднюю часть тоннеля кузова и удлинить карданный вал. Поставили "тойотовские" радиатор большей площади, приемную трубу глушителя с нейтрализатором и датчиками. Задняя часть выпуска - модифицированная от ГАЗ-3111.
Потяжелевший на 70кг силовой агрегат и более высокие требования к устойчивости и управляемости потребовали доработок ходовой части. Диаметр прутка, из которого навиты пружины, увеличен на 1мм, а их высота, за счет большей длины или проставок - на 25-30мм. Более жестким стало крепление стабилизатора - стандартные пластиковые втулки быстро разбалтываются. Серийные амортизаторы не очень эффективны при малых перемещениях, поэтому все четыре поменяли на "Кони". Правда, если задние удалось подобрать из существующей номенклатуры, то передние приходится заказывать, а минимальная партия для заказа - 200 штук: та еще проблема... Попробовали "Монро-Сенсатрак" - не годятся, слишком мягкие. Тормоза и систему АБС оставили серийные - они вполне эффективны и надежны. Кроме того, установили оригинальные отопитель и кондиционер, электрический привод спидометра.
Провести точные замеры динамических характеристик, к сожалению, не удалось. По субъективным ощущениям, интенсивность разгона близка к той, что показала "Волга" ГАЗ-3102 с точно таким же силовым агрегатом - ускорение до 100км/ч за 10,6с. Максимальная скорость у более обтекаемой "одиннадцатой" модели наверняка окажется выше достигнутых предшественницей 171км/ч, но электронный ограничитель не даст ей перешагнуть двухсоткилометровый рубеж, который разработчики посчитали безопасным.
Переоборудование одного автомобиля занимает около пяти дней и обходится владельцу в $13,9 тыс. (за вычетом 15 тыс. рублей - стоимости родного силового агрегата). Вместо "автомата" могут поставить "механику" - обойдется на тысячу долларов дешевле. За усилитель руля переменной эффективности фирмы ZF ("Цанрадфабрик") вместо борисовского ГУРа придется доплатить еще $1,8 тыс. Список дополнительного оборудования весьма обширен: от кожаной обивки до автоматической системы пожаротушения "Допинг-2" - естественно, все за отдельную плату. А если важна не столько хорошая динамика, сколько высокая надежность, можно установить четырехцилиндровый двигатель 3RZ-FE - $8,3 тыс. или $9,3 тыс. (соответственно с механической или автоматической коробками передач). Есть и экономичные дизели 5L и 2L-T: тот и другой только с "механикой" и обойдутся примерно в $8 тыс.