В тесте участвуют автомобили: Lotus Elise
Есть в мире машины, абсолютно бесполезные с рациональной точки зрения, подчас неудобные и некомфортные. При этом они безупречны в одном – умеют доставить водителю удовольствие. Таков «Лотос-Элиз 111R».
В нем неудобно почти все. Неудобно забираться через узкий проем и устраиваться где-то внизу, будто грузишься в трюм; неудобно сидеть, когда в тебя вгрызается тесное седло; неудобно возить что-либо в багажнике размером с перчаточный ящик.
И все-таки из этой машины совершенно не хочется вылезать, не говоря уже о том, чтобы вернуть тестовое авто владельцам.
За индексом 111R скрывается самая мощная модификация «Элиза». Доработанный мотор «Тойоты» объемом 1,8 л с управлением подъемом клапанов легко выкручивается до 8000 оборотов, развивая 192 л.с. В машине с задним приводом и весом всего 860 кг это производит неизгладимое впечатление. Но коль мы уж начали с минусов, скорее с ними разделаемся.
В этом автомобиле не найти ничего, что не гремит или не зудит, будь то рычаг переключения передач, стекла или алюминиевые панели в салоне. Чем быстрее едешь, тем громче акустическое сопровождение. Впрочем, после 120 км/ч расположенный сразу за водителем мотор начинает реветь так, что с легкостью заглушает все остальное.
Посадка – отдельное испытание. Кто хочет спровоцировать насмешки или постоянные издевки над собой, пусть лишь раз залезет в «Элиз» с установленной крышей на глазах друзей. Сначала надо сложиться, как перочинный нож (если живот позволяет), вытянуть одну ногу вперед над высоким порогом, затем пронести в узкий проем пятую точку, попасть ею в подушку водительского сиденья и, наконец, подтянуть сложенную пополам вторую ногу, стараясь не зацепиться за дверь. И вот, стиснутые слева и справа, вы сидите внутри, в эдаком тоннеле, сужающемся в направлении педалей. Обзора назад – никакого, а главный элемент комфорта – радио, которое все равно невозможно услышать на ходу. Кондиционер? Да, есть пара серебристых кнопок.
В желании устроиться поудобнее водитель ограничен. Обволакивающая ваше тело скорлупка передвигается лишь вперед-назад, правда, в довольно большом диапазоне. Она настолько узка, что слегка полноватые люди оплатят длительные поездки синяками на боках – про обивки лучше не спрашивайте. Отделка интерьера? У сегодняшнего «Элиза» она стала несколько лучше. Но рычаг ручного тормоза все также скребется о центральный тоннель. Зазоры? В основном нормальные, но не везде – любой сборочный робот за такое был бы списан на свалку.
Работа делает езду приятной
Думаю, вы поняли: «Элиз» – безобразие на колесах! Но какое же чудесное... Наконец-то замечаешь, что снова едешь в автомобиле, а не просто бесшумно и плавно проплываешь мимо окружающего ландшафта, как в обычной современной машине. Здесь можно, здесь нужно работать самому.
Руль, несмотря на усилитель, дает почувствовать дорогу – он постоянно общается с водителем: вот канавка, вот грубое покрытие, теперь под тобой бетонные плиты, а это – разметка края дороги, будь начеку. Подвеска жесткая настолько, что со временем приучит вас объезжать любую пачку из-под сигарет, не говоря про грубые стыки асфальта. Но как он проходит повороты! Ощущение, будто скачешь на молодом жеребце с неуемной энергией, которому доставляет удовольствие вновь и вновь показывать свою силу, рваться вперед, вибрируя и сотрясаясь. Нажми на газ, и машина будто выстреливает. Уже через 5,2 секунды стрелка спидометра проскакивает первую сотенную отметку. Какая «максималка»? Очень большая – 241 км/ч. Но как раз с такой скоростью на «Лотосе» ехать невозможно! Потому, что она достижима только на прямой, тогда как машина создана для виражей. Это рок-н-ролл.
После недолгого, но горячего знакомства понимаешь – это мужской автомобиль. При первой же попытке открыть замки, фиксирующие крышу, дамские ручки будут наказаны сломанными ногтями. А в том «бардачке», что расположен сзади за мотором и в других автомобилях зовется багажником, нельзя перевозить ничего, что боится жары и запаха машинного масла. Высота погрузочной платформы? Бог с вами, не говорите ерунды. Поскольку там прячут в основном сложенную крышу, вопрос о перевозке замороженных фруктов, банок с газировкой или модной сумочки – чисто теоретический.
Посмотрите на сумасшедший дизайн: передний и задний спойлеры, стремительные линии, складки, двойные выхлопные трубы – автомобиль имеет ни с чем не сравнимое лицо (и такой же зад) – редкость по сегодняшним меркам. Это нечто, имеющее свою цену. Это 41 900 евро, потраченные только чтобы доставить себе удовольствие. Если, конечно, вы можете себе его позволить – ведь еще энную сумму придется отложить на второй, повседневный автомобиль.