Парижские встречи
Появившись 7 лет назад, A-Class стал самой спорной моделью MercedesBenz. Одних возмущала высокая стоимость для автомобиля, длина которого лишь немного заходила за границы рыночного А-класса (откуда и название). Другие вообще не видели автомобиль престижной штутгартской марки маленьким. Скептиков настораживала авангардная однообъемная конструкция машины, в которой пассажиры сидели высоко, как в микроавтобусе. Никто не представлял себе MercedesBenz переднеприводным.
Пищи для разговоров прибавила история с опрокидыванием одного из образцов во время журналистского «лосиного теста». Компании пришлось внести серьезные доработки в конструкцию подвески и перенастроить электронные системы шасси, чтобы исключить подобное в будущем. Вопреки пессимистическим прогнозам A-Class нашел себя на рынке — продано примерно 1,1 миллиона таких машин, что для MercedesBenz совсем неплохо.
И вот появился новый MercedesBenz A-Class, 3-дверный и 5-дверный, C 169 и W 169. Таким образом, налицо первое отличие от предшественника, который выпускался пусть с двумя вариантами базы, но только с пятью дверьми. Моторы, предназначенные для вариантов автомобиля, в среднем на 38% мощнее, имеют на 46% больший крутящий момент и на 10% экономичнее прежних. Все двигатели (а их 7 вариантов) 4-цилиндровые. Самый маленький развивает 82 л. с., самый мощный — 193 л. с. Три из моторов — дизели с непосредственным впрыском высокого (1 600 бар) давления. Дизели сегодня все более популярны, чему достаточно просто найти объяснение: Mercedes-Benz A 160 CDI с 82-сильным мотором проезжает на одном баке (объемом 54 л) примерно 1 100 км! Справедливости ради заметим, что и просят за такой вариант примерно на тысячу евро больше, так что окупит он себя только в условиях больших пробегов.
Начатые 7 лет назад «эксперименты над имиджем» продолжаются: для нового A-Class предлагается бесступенчатая трансмиссия-вариантор Autotronic, причем компания утверждает, что работает такая коробка передач даже быстрее автоматической.
В салоне стало просторнее, чем в предшественнике. Например, расстояние между стенками кабины в плечах увеличилось на 97 мм. Значительное внутреннее пространство принципиально важно для небольшого семейного автомобиля. С повышенным вниманием разработчики отнеслись к тому, что на профессиональном языке называют «обитабельностью». Под этим подразумевается совокупность эргономических, антропометрических качеств автомобильного интерьера, его эстетики, запаха, тактильных ощущений, микроклимата и работы аудиосистемы. Используемые в отделке салона материалы прошли серьезную проверку в научно-исследовательском подразделении DaimlerChrysler на предмет ощущений, возникающих при прикосновении к ним. На основе этих исследований был даже выведен такой специфический параметр, как TAF-фактор (фактор ощущения и прикосновения).
Ко всему новый A-Class — вместительный автомобиль. Он может перевезти до 1 996 литров поклажи. Правда, в таком случае остается место только для одного водителя.
Европейская премьера новинки состоялась на Международном автосалоне в Париже.
Брат-II
В ближайшие 5 лет мировой рынок компактных прогулочных внедорожников, по мнению экспертов компании Hyundai, будет ежегодно увеличиваться на 6,6%, тогда как продажи обычных легковых моделей автомобилей — только на 3,3% в год. Возможно, поэтому Hyundai сегодня обладает самой представительной линейкой внедорожников среди южнокорейских автомобильных марок. Одна из новинок — Hyundai Tucson — получила свое название от города Тусон в американском штате Аризона. Напомним, «старший брат» этого внедорожника, Hyundai Santa Fe, назван в честь города в соседнем штате Нью-Мексико.
Из трех базовых вариантов Tucson (бензиновые двигатели 2 л 140 л. с. и 2,7 л 175 л. с., а также дизель 2 л 112 л. с.) наше внимание привлек автомобиль, оснащенный V-образной 2,7-литровой «шестеркой» Delta, поскольку ни один из конкурентов внедорожника (в пример можно привести Honda CR-V, Mitsubishi Outlander, Nissan XTrail и Toyota RAV4) не имеет подобного двигателя.
Силовой агрегат (а мотор V6 агрегатируется с 4-ступенчатой автоматической трансмиссией, и только) обеспечивает автомобилю ровный разгон без провоцирующего на спортивную езду подхвата. Такое поведение задает тон в характере автомобиля, настраивающем на спокойную манеру езды. Потворствует этому и прекрасная звукоизоляция салона, в котором, несмотря на жесткие панели внутренней отделки, ничего не скрипит. Подвеска автомобиля позволяет ему уверенно двигаться на высокой скорости по дороге с далеко не идеальным покрытием, не пугая водителя резкими скачками на неровностях.
Автомобиль оснащен системой привода InterActive Torque Management (ITM-I). Почти 100% крутящего момента в обычном режиме ITM-I передает на передние колеса. В случае их пробуксовки до 50% крутящего момента при помощи многодисковой муфты с электрогидравлическим приводом перебрасывается на задние колеса. Чтобы это произошло, достаточно, чтобы передние колеса «забежали» вперед задних всего на 1/8 оборота. Систему ITM-I можно заблокировать нажатием клавиши. В этом случае крутящий момент будет делиться между мостами автомобиля поровну.
Конструкцию трансмиссии разработала и поставляет американская компания Borg-Warner. Интересно, что Santa Fe нового поколения, производство которого начнется в июне 2005 года в Ульсане и в январе 2006 года на первом американском заводе Hyundai в Хоуп Хилл, штат Алабама, получит аналогичную систему привода.
Hyundai Tucson разработан в европейском инжиниринговом центре Hyundai, расположенном в немецком городе Руссельсхейме. 50 тысяч Tucson будет ежегодно выпускать один из крупнейших мировых автомобилестроительных комплексов в южнокорейском городе Ульсане.
MITSUBISHI заряжает COLT
Автомобили малого класса (их относят к рыночному сегменту В) занимают в Европе второе место по объемам продаж — свыше 4 миллионов единиц ежегодно. Растет интерес к подобным машинам и в России. В пример можно привести популярные у нас Citroen C3, Hyundai Getz, Nissan Micra, Opel Corsa, Peugeot 206, Skoda Fabia. И интерес к ним — верная примета долгожданного формирования цивилизованного рынка, в котором наряду с престижностью все более важными критериями становятся приемлемая цена, список оснащения, культура и стоимость обслуживания. Компания Mitsubishi Motors представляет в этом классе новинку — Colt.
Этот автомобиль стал третьей после хорошо знакомых россиянам Carisma и SpaceStar моделью компании, выпускаемой в Европе. Colt сменил Carisma в производственной программе завода NedCar, расположенного в голландском городе Борн.
Нынешний Colt — уже шестое поколение этих переднеприводных автомобилей, первое же увидело свет еще в 1978 году. Но название Colt (от англ. — «жеребенок») значительно старше. Его дали в 1962 году модели с задним расположением двигателя, чем-то похожей на ЗАЗ-965 «Запорожец». Ее мотор имел всего 2 цилиндра и воздушное охлаждение. Покупателям нынешнего Colt придется выбирать из четырех двигателей. Самый маленький из них — рабочим объемом 1,1 л мощностью 75 л.с., имеет всего 3 цилиндра, остальные (бензиновые — 1,3 л 95 л.с. и 1, 5 л 109 л.с. и 1,5-литровый турбодизель DiD мощностью 95 л.с.) — более привычные, 4-цилиндровые. Автомобили получают 5-ступенчатую механическую коробку передач, а версия 1,5 л и 1,3л может быть оснащена 6-ступенчатой коробкой передач Allshift — с роботизированным переключением. По принципу действия такая коробка аналогична механической, однако выключением и включением сцепления, а также переходом на следующую передачу в ней заведует автоматика. В коробках подобного типа сегодня видят недорогую альтернативу традиционным автоматическим трансмиссиям.
Следует Colt и другой тенденции. Все чаще автомобили малого класса получают кузов с однообъемным силуэтом. Большое лобовое стекло (его площадь — 1,06 м2) Colt переходит в капот практически без перелома, а кузов имеет увеличенную высоту (1 550 мм). Это позволяет сделать машину одинаково удобной для людей разного роста, создать большой багажный отсек, расположить в салоне множество дополнительных емкостей для мелкой клади, например, под передними креслами. В своем сегменте Colt располагает одним из самых просторных салонов — 1 695 мм в ширину и 1 705 мм в длину.
Вслед за 5-дверным кузовом хэтчбек, в семействе Сolt появится 3-дверный вариант, а позднее и кабриолет. Компания рассчитывает продавать в Европе около 100 тысяч Colt ежегодно.
Зависеть или нет
В появлении на выставках концепт-каров мы уже не находим ничего удивительного — именно они прокладывают путь на рынок будущим легковым новинкам. Гораздо более редкое явление — показ прообразов будущих грузовых автомобилей. Небольшой сенсацией стало представление в подмосковном городе Бронницы на выставке автомобильной техники двойного применения грузовика-прототипа ЗИЛ-4327А1 с независимой подвеской всех колес. Этот автомобиль разрабатывается в рамках семейства «Калам-1» — перспективных транспортных средств для российской армии, МЧС и других ведомств. Семейство включает в себя машины с колесной формулой 4х4 и 6х6.
О целесообразности независимой подвески на машинах повышенной проходимости не утихают споры. Такая подвеска, считает главный конструктор АМО «ЗИЛ» Е.Л. Рыбин, позволяет увеличить среднюю скорость движения по дорогам с твердым покрытием на 15%. То есть новый ЗИЛ (мощность 173 л. с., полная масса 7 100 кг) способен разогнаться до 105—110 км/ч. Но всем известны грузовики КамАЗ, пятикратные победители ралли-рейда «Париж — Дакар», показывающие на дороге скорость не меньше иного легкового автомобиля, при том, что имеют зависимую рессорную подвеску. Кроме того, при независимой подвеске такой важный параметр, как дорожный просвет (расстояние от нижней точки автомобиля до земли), становится переменным и, что хуже, значительно изменяется на ходу от колебаний автомобиля. Отсюда увеличивается вероятность зацепить деталями подвески за выступающие неровности, скажем, двигаясь в глубокой колее. А еще независимая подвеска значительно сложнее балки моста. На это сторонники независимой схемы говорят об уменьшении неподрессоренных масс, от которых в значительной степени зависит поведение машины на дороге.
Какая из точек зрения окажется верной применительно к проекту «Калам-1», покажут дальнейшие испытания — известно немало случаев, когда эксперимент опровергал теоретические выводы. Интерес к автомобилю проявили и в расположенном в Бронницах НИИИ-21 Минобороны — ведущей научно-исследовательской организации в области создания военной автомобильной техники. Заводу имени Лихачева сегодня как воздух необходима заинтересованность армии — разработки КамАЗа и УралАЗа существенно потеснили московские грузовики. Хотя, по словам первого заместителя начальника Главного автобронетанкового управления генерал-лейтенанта Ю.Ф. Коваленко, сегодня 47% армейской техники все еще базируется на зиловских шасси и успех «каламов» может положительно сказаться на формировании военного заказа «ЗИЛу».