В тесте участвуют автомобили: УАЗ 3151 Хантер
Посмотреть другие фото (6) |
Вы любите природу? Я тоже. А потому хотя бы раз в год разворачиваю карту, выбираю интересное место и отправляюсь туда в надежде на хорошую рыбалку или охоту. Главная интрига сегодняшней поездки – недавно появившийся на рынке дизельный УАЗ, в котором мы отправились на Селигер.
Наш «Хантер» (по-русски – охотник, хотя сейчас скорее рыбак) только что с завода.
Ремни безопасности, противотуманки и дополнительный стоп-сигнал аккуратно уложены в багажнике.
Знакомец старый
Мы с попутчиком неплохо знакомы с классическими УАЗами, поэтому на высокую крейсерскую скорость, легкие органы управления и прочее баловство не рассчитывали. Зато твердо знали: сколько бы мы ни собрали в дорогу скарба, он с легкостью поместится и на поведение машины не повлияет, только на колдобинах станет мягче.
Первые полчаса езды по городу привыкали к арзамасской коробке, у которой на месте второй передачи – задняя и вообще все сдвинуто. Ничего, справились. Потом внимание привлекли указатель температуры и «печка». Несмотря на очевидный недогрев двигателя (больше 55 градусов на шкале увидеть не удалось), в ноги дул теплый воздух.
Минула еще четверть часа – сняли верхнюю одежду. Вспомнили, как мерзли в УАЗах, плюнули трижды через плечо и с нетерпением ждали, что будет на трассе.
Пока я рулил, коллега долго водил ладонью по периметру правой двери, потом воскликнул: «Нигде не дует?!». Ощупал свою сторону: у меня тоже! Потом все-таки отыскали пару щелей сзади, но испортить впечатление они не смогли.
Хотя 86-сильная «Андория» позволяет держать на трассе 110 км/ч, ее аппетит переваливает при этом за 15 литров на сотню. Это на три-четыре литра больше, чем при экономичных 90 км/ч. К тому же, несмотря на улучшенную характеристику амортизаторов, «динамический коридор», по которому гуляет автомобиль, при трехзначных показаниях спидометра становится великоват. А насколько удобнее ехать по шоссе с «Хантером» без усилителя (по крайней мере, сегодняшнего).
Проехали Ржев, стемнело. Теперь до Осташкова и дальше под колесами будет снег с проплешинами асфальта. Поведение машины с отключенным передним мостом стало настораживать, и я сбавил темп до 80 – 90 км/ч.
И лес заколдованный этот
Уехав далеко от крупных деревень, в которых можно сыскать трактор, решили «Хантер» не глушить – дизельный все-таки. Эксперимент прошел успешно – за пять-шесть часов работы на холостом ходу и несколько десятков пройденных километров из бака ушло около 14 литров.
Кроме собственно рыбалки, вдоволь поколесили по окрестным лесам. Здесь УАЗ в своей стихии. Правда, еще раз убедились, что на укатанном снегу грязевые шины
К-151 ведут себя не лучшим образом. «Хантер», будто котенок на паркете, с радостью разгоняется на прямой, но не всегда успевает попадать в повороты. А в сугробах чрезмерно зубастые для зимы шины неважно сочетаются с дизелем, у которого максимум крутящего момента смещен в область малых оборотов. Если попроще, на первой пониженной очень трудно аккуратно тронуться, не сорвав колеса «в букс». Полагаю, этот недостаток проявится и летом, например, на глинистом проселке. Хотя не сомневаюсь, что в грязи и на вязкой почве лишний момент пойдет на пользу. И все же, поскольку хорошую зимнюю шину для УАЗа сыскать трудно, покупать его лучше на таких колесах – они хотя бы в распутицу окажутся кстати.
Обсуждая преимущества двигателя на бездорожье, пришли к крамоле: экология иногда вредит. Когда архаичный дизелек со скромной мощностью, но великолепными «низами» втаскивают за уши в нормы Евро II, часть своих преимуществ он теряет. Увы, на холостых эта «Андория» нагрузку не принимает. Да и «крутиться» такие дизели не любят, поэтому рабочий диапазон у них скромный.
Конечно, есть и достоинства. Максимальный крутящий момент все-таки достигается при меньших оборотах, чем у бензиновых собратьев, поэтому минимальная устойчивая скорость ниже. Похвалим нечувствительность к нагрузке на средних оборотах и способность без ущерба часами «молотить» на холостом ходу. И вот еще что: из всех двигателей, которые ставят на «Хантер», дизель меньше других себя скомпрометировал. А когда узнаешь про чугунную головку, стальной коленчатый вал и рядный ТНВД, хочется верить, что он будет служить вечно.
Дедушка военный
Помните святую простоту армейского «козлика»? Частично «Хантер» унаследовал его утилитарность. Правда, на роль вседорожного кабриолета лучше подойдет машина с тентом – не придется докупать отдельно задний борт вместо двери.
Вентилятор «печки» забирает воздух через выдвижную створку, которую поднимают-опускают вручную. Несовременно, неудобно, но надежно. Плюс такого решения – высокая эффективность на скорости и независимость от вентилятора. А еще один минус (кроме необходимости иногда шарить рукой под панелью) – зимой, прежде чем поехать, нужно очистить от снега капот. Иначе, попадая в «печку», замерзшая вода тает, потом испаряется, потом оседает на стеклах...
К военным «примочкам» отнес бы два топливных бака: дескать, если один прострелят... Гражданским это очевидных преимуществ не дает. Неудобства же есть – при суммарном объеме баков 78 литров вы вряд ли станете заправлять за раз больше 35.
Любопытно регулируются передние кресла. Люди ростом до 180–190 см могут пользоваться обычным сдвижным механизмом. Но если вас в детстве хорошо кормили кашей, будет куда удобнее отвернуть ключом раму и переставить кресло подальше. Так же можно демонтировать задние сиденья – получится очень большой багажник с ровным полом.
Хорошая штука на бездорожье – неразрезной передний мост с надежно защищенными ШРУСами. По шоссе на зависимой подвеске ездить плохо, но кто рассчитывал ее на асфальт?
Приборы по центру – таково требование некогда главного заказчика (командир должен видеть все!). Впрочем, современные «Ниссан-Примера», «Ситроен-С4» или «Рено-Модус» также предлагают информацию обоим передним седокам.
Стоп, а это что, цифровой одометр? Вот так штука! Словно автомат Калашникова, у которого на жидкокристаллическом дисплее высвечивается остаток патронов. Но почему бы нет! Если автору что не по нраву, так это хлипкий пластмассовый бампер, сменивший крепкую железяку. И пороги слабоваты, так что правильный реечный домкрат – зачастую спасение на бездорожье – просто не во что упереть. Да что домкрат, в сугроб таким бампером не ткнешься!
Рыбак рыбака...
Не пройдя предпродажной подготовки, «Хантер» попал к нам, одолев в сумме 2400 км. Мелочь? Затрудняюсь припомнить новый отечественный автомобиль, из которого не сочился бы «Тосол». Под «Хантером» было сухо. Да и вообще качество сборки удивило. Приятно удивило.
Мой попутчик даже позволил себе неуважительно высказаться про «Дефендер». Дескать, такой вот УАЗ ничем не хуже, а кое в чем даже... Правда, потом поправился: «Их можно смело ставить рядом». Машина хорошо окрашена, руками собрана, а что конструкция архаичная – так не нравится, не берите.
Справедливости ради приведу мнение другого коллеги. Поездив пару часов, он обозвал «уазик» «механическим транспортным средством, требующим навыков езды на грузовике». Ну, не охотник и не рыбак, что с такого взять?
Резюме
Дизель подчеркнул утилитарный характер «Хантера» – снизил минимальную устойчивую скорость на бездорожье, умерил аппетит. Однако до расхожей оценки «не жрет, но прет» не дотянул.
+ Динамические характеристики в целом соответствуют возможностям шасси, умеренный расход топлива, возможность длительной работы на холостом ходу, высокие проходимость и защищенность узлов снизу.
- «Подпорченная» характеристика двигателя на «низах», скромная мощность, неудачный алгоритм переключения передач, хлипкие бамперы.
UAZ HUNTER
Вседорожник ведет свою родословную с 1972 года, когда появился на свет УАЗ-469. Одна из последних модернизаций прошла в 2003 году, после которой все классические УАЗы зовут «Хантер».
Двигатели: бензиновые 2,7 и 2,9 л (128 и 84 л.с.), турбодизель 2,4 л (86 л.с.).
Коробка передач: 5-ступенчатая механическая.
Цена: $6900–9500.
Тестовый автомобиль: UAZ Hunter, турбодизель 2,4 л, 86 л.с., 5-ступенчатая механическая коробка передач, $9300.