В тесте участвуют автомобили: УАЗ 3151 Хантер
Что сегодня в почте? Приглашение на презентацию нового УАЗ-315195. Без шуток - действительно, зовут на первый в истории завода тест-драйв для журналистов. Да-да: опробовать тот самый УАЗ-315195, который так долго прятался под загадочным индексом 31520.
В этих цифрах немудрено запутаться.
Конечно, если вы можете уверенно перечислить, чем УАЗ-31514-017-10 отличается от УАЗ-31519-037 - значит, вам наверняка приходилось иметь дело с ульяновскими машинами профессионально. А если нет... Автор заранее просит прощения за длинные малопонятные цифры. Иначе не получится - вводить собственную систему обозначения моделей отечественным производителям "не положено".
Не будь пророком
"Проект 31520" предназначался на замену автомобилей с индексами, в начале которых стоит 3151 - потомков ставшего классическим УАЗ-469. С 1992 года, когда почти до нуля упали военные заказы, ульяновские автомобили медленно двинулись навстречу гражданскому покупателю. Жесткий верх, запирающиеся двери, новые сиденья, гидроусилитель руля - все это заметно улучшило потребительские качества машины.
Первоначально "проект 31520" подразумевал глубокую модернизацию не только ходовой части, но и кузова. Планировали даже прямые двери и опускные стекла, но... Экономика должна быть экономной - изменение формы дверных проемов на деле означает изготовление нового кузова. А следовательно, внушительные затраты на подготовку производства и высокую цену новинки: она практически сравнялась бы с машинами семейства 3160. Пришлось сократить перечень внешних изменений - снаружи автомобиль отличают лишь надставки дверей со сдвижными стеклами.
Из того, что было
Широкой гаммы отечественных моторов для УАЗ-315195 нет. По существу, наиболее "литражный" ЗМЗ-409 не имеет альтернативы - как и неразъемные мосты типа "Спайсер", и борисовский гидроусилитель. Надежность этих агрегатов ныне заметно выше, чем в период их освоения.
Применяемая сегодня раздаточная коробка с мелкомодульными шестернями - половинчатое решение. Пониженный уровень шума достигнут лишь уменьшением размеров зубьев "повышенной" ступени, но из-за этого появилась "невнятная" пониженная передача 1,47 (вместо 1,94). Впрочем, вскоре серийные автомобили получат новую раздаточную коробку - с косозубыми шестернями и "правильной" пониженной передачей (1,94).
Изменится и коробка передач - вместо "пятиступки" с приставным картером от машин семейства 3160 будут устанавливать изделие из Арзамаса с оригинальным механизмом переключения, где задняя передача располагается напротив первой.
Извечная беда ульяновских машин - щели в салоне, пропускающие пыль и сквозняки. Препятствием тому и другому послужат двойные уплотнения дверей и заднего борта - при условии качественной подгонки деталей они вполне работоспособны.
За рулем 315195
Журналистам представили для знакомства два УАЗ-315195, отличающиеся коробками передач. Сначала оказался за рулем машины с арзамасской коробкой. Идея расположить заднюю передачу напротив первой не так плоха: это изрядно поможет водителю, пытающемуся выбраться из "засады" враскачку. Но в сочетании с новыми передаточными числами мостов (4,11 против 4,63) и вялыми "низами" двигателя ЗМЗ-409 это породило новую проблему: УАЗ не желает, как прежде, уверенно трогаться со второй передачи. А найти после первой вторую непросто из-за неважной избирательности механизма переключения. Дальше взбираться "по ступенькам" тоже тяжело - передачи-то теперь располагаются непривычно. Сделали свое дело и чрезмерно "длинные" главные пары - пятая передача пасует на малейшем, а четвертая - на мало-мальски крутом подъеме. Ехать на новом УАЗе с традиционной для прежних машин крейсерской скоростью 80 км/ч неудобно - нужно 100-110, иначе придется слишком часто работать рычагом. Родилась крамольная мысль: с такими мостами вполне можно оставить старую четырехступенчатую коробку, толку от "пятиступки" мало.
Зато шума в салоне стало намного меньше: хорошо "задушен" двигатель, не донимает постоянное бренчание шестерен "раздатки", да и коробка передач на удивление бесшумна. Управлять машиной на скорости выше 100 км/ч стало значительно проще: в переднем мосту увеличены продольный и поперечный углы наклона шкворней - это помогает лучше держать дорогу. Тем же целям служат уменьшенное плечо обкатки и радиальные 16-дюймовые шины К-153 размерностью 225/75R16. Да и гидроусилитель попался удачный: обратной связи, правда, почти нет, но и "провалов" в работе тоже. В общем, поддержание прямолинейного движения больше не напрягает, но в поворотах и на неровностях приходится подруливать. Впрочем, не будем забывать: для прежнего УАЗ-31514 даже езда по прямой на такой скорости - предельный режим.
Пробуем маневрировать в стесненном пространстве. Увеличенные углы поворота колес (благодаря новым ШРУСам) в сочетании с короткой базой позволяют легко развернуться в один заход на стандартной двухполосной дороге с небольшой обочиной. Правда, крутить баранку "до упора" нельзя - колеса задевают за раму. Видимо, на опытном экземпляре еще не нашли оптимальной регулировки.
Плавность хода на шоссе вполне ожидаемая от УАЗа с пружинной передней подвеской: с мелкими неровностями она справляется легко, а серьезные могут запросто отучить жевать на ходу - недолго язык прикусить. Впрочем, для больших колдобин важнее "запас прочности", а он немалый.
Второй заезд - на машине с ульяновской коробкой передач. Этот агрегат шумнее, но, по крайней мере, не вводит водителя в заблуждение. Самое время поискать внедорожных приключений. Конечно, шины у нас "беззубые", но порезвиться в песчаных дюнах карьера вполне можно, найти бы только съезд. Может, зайдем через лесок с тыла? Узкая дорожка довольно быстро привела в подсохшее болотце постепенно увеличивающейся глубины. К счастью, водитель спохватился вовремя: удалось вернуться по своей колее. А уже на пути обратно мы все-таки застряли в почти безобидном месте. Не хватило всего пары сантиметров дорожного просвета - широкие редукторы "спайсеров" сработали как бульдозерные ножи, а универсальные покрышки не смогли сдвинуть машину. Оплошность пришлось исправлять, орудуя домкратом и двумя бревнышками.
Пустячок, но досадно: старый УАЗ на стандартной резине прошел бы тут без проблем - узкий картер разъемного моста просто оставил бы небольшую борозду. Да и новые шины, которые по наружному диаметру меньше диагональных Я-245, съели еще сантиметр дорожного просвета. Интересно, прошла бы здесь "Нива"?
Чистописание
До начала серийного производства "нового старого" УАЗа осталось полгода. В 2003-м эти машины дебютируют сразу в трех вариантах: с тентом, жесткой крышей и удлиненной базой. Предполагаемая цена - около 5500 американских денежных единиц.
Что хочется подправить в машине? Пожалуй, более всего - характеристику двигателя, даже если для этого потребуется пожертвовать десятком "лошадей". Мириться с маленьким передаточным числом мостов можно, лишь подняв крутящий момент двигателя на малых оборотах. Или вернуться к прежней главной паре? И еще: проходимость ульяновских машин должна остаться высокой - вряд ли покупатели простят недостатки по этой части. Впрочем, тюнинговые фирмы и так без работы не останутся - работал бы завод.
УАЗ-315195
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: число мест - 7; снаряженная масса - 1760 кг; полная масса - 2510 кг; максимальная скорость - 130 км/ч; расход топлива при 90 и 120 км/ч - 12,5; 16,6 л/100 км; запас топлива - 78 л; топливо - АИ-92. КОНСТРУКЦИЯ: рамная. РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4170; ширина - 1962; высота - 1446; база - 2020; база - 2380; колея спереди/сзади - 1445/1445; дорожный просвет - 210. ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, рядный, четырехцилиндровый с четырьмя клапанами на цилиндр, распределенным впрыском топлива; рабочий объем - 2693 смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 95,5х94,0 мм; степень сжатия - 9,0; мощность - 101 кВт/137 л. с. при 4400 об/мин; максимальный крутящий момент - 228 Н.м при 4000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: полный привод с подключаемым передним мостом без межосевого дифференциала; коробка передач - механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I - 3,78; II - 2,6; III - 1,55; IV - 1,0; V - 0,82; з. х. - 4,12; главная передача - 4,11; раздаточная коробка: I - 1,00; II - 1,94. ПОДВЕСКА: зависимая, спереди - на пружинных продольных рычагах с тягой "Панара" и стабилизатором поперечной устойчивости, сзади - рессорная. ТОРМОЗА: с усилителем, спереди - дисковые, вентилируемые, сзади - барабанные. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: механизм "винт - шариковая гайка - сектор" с усилителем. РАЗМЕР ШИН: 225/75R16 К-153.