В тесте участвуют автомобили: ВАЗ 1111 Ока
Посмотреть другие фото (1) |
Страсть как хочется машину или хотя бы машинку. Пусть маленькую, пусть не престижную, но свою. Да ведь есть такие! И стоят совсем недорого, чуть не вдвое дешевле "Жигулей". Эх, решено!
Берем... Две!
Две малышки, сходя с конвейеров камского и серпуховского заводов, вряд ли догадывались, что на их хрупкие плечи ляжет тяжелый груз ответственности - защищать честь производителей в глазах многотысячной аудитории читателей "За рулем". Бок о бок этим автомобилям предстоит пройти сквозь тернии длительного "зарулевского" теста. Впрочем, первые смотрины уже состоялись.
Покупатель всегда прав
Прежде чем выпустить новенькие машины за ворота автосалона, торгующая сторона по нашей просьбе устранила "мелкие дефекты". На синей серпуховской "Оке" пополнили уровень "Тосола", заменили кнопку аварийной сигнализации (не работала), навинтили на ниппели колес защитные колпачки и презентовали сумку для инструмента, позаимствовав ее с одной из... камазовских машин. На камской малышке подтянули ремень генератора, починили механизм замка водительской двери (не реагировал на поворот ключа), заменили реле указателей поворота и подключили спидометр. Последний, судя по показаниям одометра, когда-то работал, но процедуры расставания с автосалоном не перенес.
Послепродажная подготовка
Первое серьезное испытание ожидало машины на следующий день: "молодняк" отправился в технический центр на диспансеризацию.
Терапевт, проверив давление (в шинах), остался пациентами недоволен. Если у камазовской машины оно было равномерно занижено, то у сеазовской - разброс составлял от 1,0 до 2,3 бар при норме 1,8.
Окулист ругался еще больше. На серпуховской "Оке" плохо отрегулирована правая фара - светит левее, чем надо, на камской - оба глаза гордо смотрят вверх, не то на дорожные знаки, не то на низко летящие самолеты. В обоих случаях отклонения не запредельные (видно, что фары регулировали), но инструментальный контроль с таким зрением машины вряд ли пройдут.
Следующий на очереди - ортопед. Добрый доктор взялся с пристрастием проверять походку новорожденных: развал, схождение и угол продольного наклона оси поворота колес (кастор). У КамАЗа измеренные параметры оказались на границе допустимых, но в норму вроде бы уложились. Правда, при этом диапазон регулировки развала правого колеса оказался выбран почти полностью. У СеАЗа дела в этом смысле хуже. Развал левого колеса в допуск не уложился, а схождение колес превысило допустимый предел почти в четыре (!) раза. При этом рулевое колесо при "прямых" колесах стояло отнюдь не "прямо".
Дальнейший осмотр выявил массу других болезней. Есть среди них досадные мелочи, есть опасная патология. Начнем с общих хвороб.
О плохой подгонке кузовных деталей на российских малолитражках, проникающей в салон воде и прочих ужасах многие слышали, да и журнал об этом не раз писал. Наши "кузовные" проблемы не так страшны (см. фото): на серпуховской "Оке" крышка капота кажется позаимствованной от другого автомобиля, на камазовской - между задней дверью и кузовом легко проходит коробок спичек. На ней же плохо отрегулированы замки дверей, а на сопернице - замок капота. Впрочем, это не самое страшное. Куда больше неприятностей сулит другая общая беда - низкое качество отечественных комплектующих. То, что на обеих машинах в первую неделю сгорели несколько лампочек и предохранителей, оказались неисправными кнопка включения "аварийки" и трехпозиционный переключатель режимов вентилятора отопителя - это мелочи. А вот то, что на камской машине подтекает по стыку коробка передач (похоже, привалочные плоскости плохо обработаны), а на серпуховской - повышенный осевой люфт левого привода, уже не мелочи. Добавим сюда "небольшие" огрехи сборки. На камской "Оке" - люфт в ступице левого переднего колеса, с трудом закрывающаяся правая дверь, перепутанные провода на "фишке" заднего правого фонаря; на серпуховской - плохо отрегулированный двигатель (позднее зажигание, повышенная токсичность), неприваренная гайка крепления запаски (когда откручиваешь колесо, падает на асфальт или в снег), ненадетый шланг вакуум-корректора и установленный вверх ногами рассеиватель переднего указателя поворота (несмотря на ясную надпись "верх"). У обеих машин система выпуска "сечет" почти по всем стыкам, "масса" от аккумулятора посажена на краску, а сцепление "хватает" под потолком. Нехорошо!
Кнут и пряник
Ну вот, поругали, поделом, но не все же так плохо. Истинные поклонники отечественной техники обязательно заметят, что местами автомобили собраны очень даже ничего. Современные хомуты на патрубках системы охлаждения и нормально отбалансированные колеса приятно радуют. Серпуховская машина "не по-советски" хорошо окрашена, камская - укомплектована большим аккумулятором 55 А.ч (надеемся, это не случайность). И все же главное достоинство машин - низкая цена: новый автомобиль за каких-нибудь 1300 условных единиц! Будь цена еще ниже, двигатель, наверное, лежал бы в багажнике. Впрочем, интересно другое: если покупатель когда-нибудь согласится платить вдвое больше, но потребует идеальной сборки, сможет ли кто-нибудь из наших производителей ее обеспечить? Или этот вопрос вам кажется преждевременным? Если так, запасемся инструкциями по ремонту и - вперед на новых отечественных автомобилях.
СеАЗ
+ Высокое качество окраски, задний противотуманный фонарь.
- Осевой люфт левого привода, плохо отрегулированы двигатель, углы установки колес, педальный узел.
КамАЗ
+ Удобный домкрат (от ВАЗ 2110), аккумулятор 55 А.ч, сумка для инструмента.
- Люфт ступицы левого переднего колеса, коробка передач подтекает по стыку, плохо отрегулированы фары и замок правой двери.