С возникновением цивилизации появляется дифференциация богов на низших и высших. Боги приобретают антропоморфные черты и начинают владычествовать не только над природой, но и над социальными явлениями. Создаётся сложная система религиозных представлений, получает развитие мифология - фантастический рассказ, объясняющий в наглядно-образной форме вопросы происхождения мира, богов и человека, взаимодействие человека с богами, другими людьми, природой и т.д.
Религии древних цивилизаций исповедовали политеизм (многобожие). Совокупность богов одной религии называется пантеон (как пример, древнегреческие боги).
Пантеон можно рассматривать в виде пирамиды - герои, боги, которые отвечают за определённые явления (Фемида - закон, Аполлон - искусство). На вершине находится верховное божество (Зевс, глава Олимпа). Боги очень близки людям. Человек наделяет богов теми же качествами, которыми обладает сам. Нет разработанного учения о загробной жизни. Религии изначально складывались как национально-государственные. Они объединяют людей по национальному принципу в рамках единого государства. С распадом этого государства прекращали своё существование и религии. Поэтому ни одна из национально-государственных религий до нашего времени не дошла.
Наряду с национально-государственными, существовали и национальные религии. Это религии, которые объединяют людей по национальному принципу независимо от государственных границ. Многие национальные религии существуют и сейчас (иудаизм, индуизм, даосизм и конфуцианство).
Становление мировых религий.
-
Монотеизм. Буддизм имеет тенденцию к единобожию.
-
Обращение к людям различных наций, для них не существовало государственных границ.
-
Объявление равенства людей перед Богом, независимо от социального положения.
-
Появление религий спасения, то есть, главная жизненная цель человека - обретение райского блаженства после смерти.
-
Особенность - нравственный аспект. Существует нравственный образец, которому необходимо подражать (Будда, Иисус Христос, Муххамед).