-Автомат.
-Надо будет и себе
«Калашникова»
вмонтировать.
Из разговора криминальных элементов (братвы).
Впервые на конвейере автоматические коробки передач появились в Соединенных штатах после второй мировой войны.
Тогда это были двухступенчатые автоматы и ставились они на автомобили фирмы General Motors. Сейчас конец 20 века и даже пятиступенчатым автоматом никого не удивишь, а ведь есть еще и «умные коробки». Смысл их заключается в том, что компьютер собирает информацию о том, как водитель нажимает на газ, как часто тормозит, с каким радиусом входит в поворот и тому подобное. Исходя из этого электроника выносит решение какую передачу надо включить в данный момент. Если вы активный водитель, то переключение будет более «спортивным», а обороты двигателя будут держаться в зоне 3000-5000 оборотов. Спокойному водителю такая коробка обеспечит экономичный режим движения при 2000-3000 об/мин.
Кроме того, за последние несколько лет появились автоматические коробки с возможностью ручного переключения передач. Такие системы сейчас ставят многие компании: BMW, Audi , Saab и другие.
Во всех без исключения автоматах надо выбирать режимы движения. За это отвечает так называемый контроллер, который бывает выполнен в двух вариантах. Первый – американский, в котором рукоятка контроллера расположена под рулем. Она так и называется – подрулевой переключатель. Второй вариант – европейский. В этом случае рычаг расположен там, где и должен находится переключатель передач, то есть в тоннеле пола между сиденьями.
Когда машина стоит на стоянке включается режим парковки - Р. Для того, чтобы начать движение надо выжать педаль тормоза и перевести контроллер в те положения, с которых автомобиль начинает движение. Если нужно ехать назад, то включается режим заднего хода - R (reverse), а если вперед, то режим D (drive). Помимо обычного «драйва», в котором последовательно включаются все ступени вплоть до высшей, есть возможность искусственно ограничить передачу или подоткнуть пониженную. Обозначаются они обычно просто цифрами - 1, 2 или 3. Самое главное правило при переключении передач с заднего хода на Drive и обратно - это полная остановка. Если этого не сделать, то скоро можно будет ехать ремонтировать коробку.
При переключении режимов движения в коробках идет задержка включения на 1-2 секунды. Поэтому при переключении контроллер надо вести плавно, но не задерживаться, иначе будут включаться и выключать те режимы, через которые проходит рычаг.
После нажатия на тормоз и выбора нужной позиции необходимо дождаться некоторого «напряжения» машины, когда она чуть дернется. После этого отпускаем педаль тормоза и едем. Вроде бы все просто, однако за этой кажущейся простотой скрываются определенные сложности и правила, несоблюдение которых приводит к поломке, а затем и к очень дорогому ремонту.
Про полную остановку при включении заднего хода мы уже говорили. Помимо этого не рекомендуется накатывать на нейтральной передаче (положение N). По поводу того, как надо ездить в пробках (включать «нейтраль» во время остановки или нет) мнение спорное, но большинство специалистов считают, что лучше оставлять коробку в положении Drive удерживая машину педалью тормоза.
В зимнее время и весенне-осенние периоды, когда на дорогах часто бывает гололед, возникает проблема старта. На механической коробке есть множество хитростей, о которых мы сейчас рассказывать не будем. С «автоматом» же могут быть некоторые проблемы связанные с тем, что когда колеса буксуют, коробка решает, что пошел интенсивный разгон и переключает передачи вверх, а в какой то момент покрышки «схватываются» с дорогой. Происходит нестыковка в «автомате», в результате чего могут сгореть фрикционы. Чтобы ничего этого не случилось, во всех коробках есть принудительное ограничение передач или зимний режим движения, смысл которого заключается в том, что электроника не позволяет включаться высшим передачам, а старт, происходит со второй или третьей передачи. И еще. Крайне не рекомендуется выбираться из ямы путем «раскачки», так как при этом водителю придется очень резко переключать скорости с задней на первую (или вторую), а это чревато поломкой.
Еще одним правилом, которое надо соблюдать, является то, что машины с «автоматом» нельзя буксировать на большие расстояния. Дело все в том, что масляный насос в большинстве «автоматов» приводиться в действие непосредственно от коленчатого вала, а значит, при неработающем двигателе функционировать не будет, и планетарные шестерни останутся без смазки. Хорошее исключение в этом плане составляют автомобили марки Mercedes-Benz, у которых имеется вторичный насос. Тем же, кто заглох можно только порекомендовать залить в коробку побольше масла и двигаться «медленно и печально» на небольшие (не более 30-50 километров) расстояния. Все это касается и завода машины с толчка, которую то же осуществлять крайне не советуем.
А сейчас будет написано про самое главное правило при эксплуатации машины с автоматической коробкой передач. Вот это правило - следите за маслом! Вернее даже не за маслом, а за жидкостью ATF, которую запрещено с чем-либо смешивать. Если ATF не менять длительное время, то она начнет вспениваться, в ней появятся пузырьки воздуха. Все это приведет к тому, что фрикционные накладки сгорят. Несмотря на все заверения фирм-производителей о пожизненной ATF, российские ремонтники рекомендуют заменять ее каждые 30-50 тысяч километров пробега. Как говориться, «береженного Бог бережет».
Но замена ATF не такое уж дешевое удовольствие, ведь вместе с жидкостью приходиться менять и фильтр, да плюс работа - все в сумме может легко перевалить за сотню долларов. Но если не следить за уровнем и состоянием ATF, то ремонт может вытянуть из кошелька 1000-1500 «баксов» и более, ведь только снять/поставить коробку стоит порядка 100 долларов.
Если уж что-то сломалось, то надо ехать на фирменные станции к «проверенным людям». Одну из главных проблем специалистов-ремонтников составляют машины, прошедшие гаражный «псевдоремонт», где, зачастую, видя сгоревшие фрикционы, их просто меняют, не устраняя причину. А она может быть любой.
Кроме расходов на масло владельцу автомата придется свыкнуться и с повышенным расходом топлива (процентов на 7-10). Но все-таки преимущества автоматической трансмиссии окупаются удобством при езде, особенно по городу. Поэтому, прежде чем судить, что же лучше автомат или механика, надо поездить как на том, так и на другом.