В тесте участвуют автомобили: BMW 1 Series
"Это моя машина! - так будут думать все без исключения владельцы, перед каждой новой встречей со своей BMW 1-Series. - Ни у кого такой нет!" И все окажутся правы. Хэтчбеки гольф-класса не бывают ТАК настроены на водителя. Их просто не находят необходимым так настраивать.
Начать с того, что исключителен сам акцент на управляемость...
Меня на стоянке ожидал небольшой, приземистый и продолговатый снежный холмик, и я – пачкой о пачку евро ради этого знакомства не ударивший, еще не разглядев толком машину – тоже испытал необъяснимый прилив гордости, напоминающий принудительную инъекцию. В принципе, можно было развернуться и уйти – выстукивать пережитое «вприглядку». Уверяю, эмоций бы хватило. Но почти безвольно поддался сценарию, продуманному BMW: покорно вставил ключ в прорезь, выжал педали сцепления и тормоза, утопил стартовую кнопку. Под длинным капотом что-то ожило, и холмик начал стремительно оттаивать. Снег пополз со стекол, прокладывая по красным бокам дорожки, от тепла начали расширяться «зрачки» на фарах... «Это моя машина...»
Стоит ли совершать над собой усилие, пытаясь отвлечься от эмоций? Особенно когда уже едешь (оттаяв, я тотчас и поехал). Разработчики приложили массу энергии для того, чтобы «Первая» стала Единственной, вызывала эмоции, много эмоций. Дизайн, конечно, обсуждению подлежит. Это теперь традиция такая, обсуждать экстерьер новых BMW. И на «Первых» порах возможны недопонимания. Боковая линия, которая, по мнению одних, имитирует брюшко, а на взгляд других – изгиб лодочки, на самом деле подчеркивает низкий центр тяжести. По большому счету, спорить дальше элементарно не о чем: даже на первый взгляд «Единица» – самая что ни на есть BMW! Первый в истории фирмы хэтчбек гольф-класса, заднеприводный, а как же.
Действительно, как это? Не попадали, понимаете, в руки зарубежные хэтчбеки гольф-класса с таким приводом. По сценарию я не мог останавливаться, и попробовал осмыслить на ходу. Модель 1-series есть особенное явление – фирмы BMW в неосвоенный ею сектор. Очевидно, что перед «Единицей» не ставили задачу сдвинуть укрепления опытных конкурентов. Цель была заполучить свою долю аудитории. И пусть аудитория будет специфической. Тем крепче гарантия, что она будет! Зачем гнаться за другими? Проще сделать по-своему – то, что лучше всего получается, фирменное. «Классику», которая умеет ездить. Такова отличная 1-series.
Моя красная BMW 116i с мотором 1.6 (115 л.с.) и 5-ступенчатой МКП постаралась обозначить свое предназначение с первых километров. Дескать, если я из тех, кто приходит в гольф-класс измерять внутренние объемы, могу идти... BMW 116i – это хэтчбек с большой базой и широкой колеей, с колесами практически по углам, с отличной развесовкой по осям, но... сильным смещением акцентов вперед. Впереди цель, впереди двигатель, приоритет пространства в передней части салона. Как будто изначально фирма задумала несколько другой хэтчбек, но вдруг его спортивная сущность рванула вперед и вытянула за собой форму и содержание. А сзади остались «толчковые» левое и правое колеса. Что еще? Я не успел толком рассмотреть. Во второстепенной части жилого отсека небольшие, удобные по виду глубокие сиденья – на троих здесь явно не сообразишь. Дальше – скромный багажный отсек, начисто лишенный запаски, вероятно, не экономистами, а компоновщиками. Происходящее позади машины водителю видно плохо. Смотреть вперед! Ездить, управлять.
Сидел я неожиданно низко – так, что короткий рычаг передач казался башенкой. А центрального подлокотника в этой версии не было. Поначалу тянулся, выжимая педаль сцепления, потом откинулся-придвинулся, и стало гораздо удобнее – все, кроме клавиш стеклоподъемников и рычага, «подросшего» еще сильнее. Прекрасный руль, центральная консоль, развернутая к водителю, знакомые приборы, напомнившие Z4... Раздельный климат-контроль с более простым управлением (сам факт его присутствия на младшей BMW я осмыслил позже). Борткомпьютер, подрулевые без фиксации – это само всплыло уже в процессе.
А процесс сразу пошел довольно гладко. С поправкой на рычаг МКП, который оказался менее податливым, чем ожидал. Работать рычагом и педалями при переключениях приходилось по-спортивному четко (я старался точно подгадать наиболее подходящие случаю обороты). Или же, не обращая внимания на рывки, двигаться методом широких махов стрелкой тахометра почти по всему диапазону. Крепкая задним приводом «Единица» и ускорялась залпом, толчковые колеса посылали машину строго по прямой. Особенно нравились ей высокие обороты. Но в пробках на выбранной передаче 116i шла крайне терпеливо, дожидаясь понижающей до последнего. Мне же отчаянно не хватало терпения, опасался увязнуть в толпе пресных хэтчбеков гольф-класса.
За городом, в отсутствие медлительных соседей, ощущение «личного ускорителя» поутихло. Но не удовольствие от езды! Обращал внимание на другие моменты: устойчивость; плотную, хотя не жесткую, подвеску, первоклассные тормоза, качественную шумоизоляцию. Про сценарий забыл. Напомнили. По сюжету потрясенный неким обстоятельством, я должен был продолжать катиться и в заглохшей машине с иссякшим запасом топлива, без мысли когда-либо покинуть водительское место – в надежде, что 116i дозаправится сама. Я же просто ехал и радовался.
А потом решил повернуть. Активнее, чем поворачивал в городе. Руль сразу окреп, пропитался энергией, превратился в инструмент лазерной точности. Почудилось, как желудок немного сместился... Нет, это немного сместилась наружу машина, заноса не было. Хэтчбек прошел дугу, как указали, – к счастью, хватило ума держать «лазерный инструмент» ровно. Я остановился и оглянулся. Поворот как поворот. Дело в машине!
В манерах 116i нет и намека на игривость: все пусть и маленькое – очень серьезное. До этого момента я ни разу не промахивался чутким рулем, внутренне всячески одобряя настройку механизма. Но в решительных поворотах она словно меняется. Поведение «Единицы» покоряет! Вот ключевой момент сценария. Автомобиль мобилизуется и мобилизует!
Распоряжаться открывшимися способностями 116i необходимо с большой осторожностью, поскольку после серии успешных поворотов может показаться, что хэтчбек всесилен. Нет, и более того – если до определенной грани автомобиль работает на водителя, то после нее инициатива проявлять все умения и ответственность за успех маневра переходят к драйверу. Особо продвинутым водителям лучше сразу отключить систему стабилизации, не страшась заносов. С включенной системой «Единица» будет стараться выписывать траекторию «колея в колею».
Да, это отдельный гольф-класс, для своих. К сожалению, наше знакомство получилось скоротечным, поэтому я зарисовал лишь несколько ярких моментов. Вот еще один. Договариваясь о передаче автомобиля, я все время сбивался: «Завтра приеду забирать копей... единичку!» Потом подслушал, что в представительстве преспокойно называют ее «копейкой» и хуже она от этого не становится. Дешевле тоже. BMW 1-Series стоит от 22 900 евро, как раз та самая, 116i. Вариант 120i с мотором 2.0 (150 л.с.) и МКП стартует от 28 400, вариант 120iA с АКП – от 29 900. Дизелей пока не обещают. Уверен: те, кто приходит в гольф-класс с лишенным эмоций калькулятором, могут и не понять, за что эти деньги. За возможность ездить по-своему при обязательном условии – ездить. Впервые видя BMW 1-Series на стоянке, я почему-то чувствовал, чем закончится наше знакомство. Тяжелым расставанием. В принципе, можно было развернуться и уйти. Но я не ушел.