В тесте участвуют автомобили: BMW X5
Полноприводный универсал БМВ Х5 дебютировал на Детройтском автосалоне в 1999 году и только год спустя был представлен в Европе. Оснащается двумя V-образными моторами: "восьмеркой", 4,4 л, 286 л. с. и "шестеркой", 3,0 л, 231 л. с.
В перспективе еще трехлитровый дизель с непосредственным впрыском топлива. Коробка передач - пятиступенчатый "автомат" с электронно-гидравлическим управлением и самонастраивающейся системой управления "Стептроник".
Работа над БМВ Х5 долго шла под завесой секретности. Полноприводный автомобиль для тех, кто исповедует столь модный ныне активный образ жизни, - новинка в модельном ряду баварской фирмы и нужно было заранее создать вокруг нее ажиотаж. Теперь все позади, и мы, уже на родных просторах, можем опробовать машину, знакомую нам до сей поры лишь заочно.
Первое ощущение - в реальности Х-пятый крупнее, чем выглядит на фото. Облик автомобиля явно ориентирован на требования американского рынка - основного поглотителя могучих полноприводников. При этом (отдадим должное создателям машины) внешне БМВ Х5 - стопроцентный "баварец". Разве что слепой не заметит характерные "ноздри" фальшрадиаторной решетки, традиционные "четырехглазые" ксеноновые фары. Ниже "ватерлинии" появились рельефные бамперы, а пластиковые накладки на порогах недвусмысленно намекают на тот самый активный образ жизни, который подразумевает движение не только по дорогам.
Под стать солидному автомобилю и двигатель. Согласитесь, V-образная "восьмерка" рабочим объемом 4,4 л - весьма серьезная заявка, впрочем, как и 210 кВт максимальной мощности, и 440 Н.м крутящего момента. На фоне таких показателей две с лишним тонны снаряженной массы - сущие пустяки. Естественно, без помощи электроники тут не обойтись. Автомобиль до предела насыщен наиновейшими системами. Традиционная АБС объединена с двумя другими - динамического контроля за торможением и контроля торможения в повороте. Им в помощь еще одна - динамического контроля устойчивости (DSC). Автоматически подтормаживая и при необходимости снижая мощность двигателя, она препятствует возникающим скольжениям, одновременно охлаждая пыл слишком ретивых ездоков. Для поклонников внедорожных приключений предусмотрено автоматическое регулирование скорости на спуске. В критических ситуациях эта система (HDS) поддерживает ее на постоянном уровне - 8 км/ч.
А теперь к делу. Преисполненные благоговения, мы пытаемся проникнуть в салон БМВ. Оказывается, это не так-то просто. Массивная дверь, еще и подпружиненная ограничителем, требует недюжинных усилий, особенно на тесных паркингах, где ее невозможно распахнуть одним рывком. Внутри - хорошо знакомый стиль баварских автомобилей. Лишь непривычно высокая посадка да массивная передняя панель намекают на принадлежность к вездеходам. В остальном те же удобные органы управления, отменные сиденья с обилием регулировок и широчайшими их диапазонами, ну и, конечно же, визитная карточка БМВ - традиционная комбинация приборов с несколько архаичным стрелочным указателем мгновенного расхода топлива. В центре передней панели - внушительный экран дисплея, на который выводится не только информация бортового компьютера, но и все, что связано с радио- и телепрограммами. Стоит ли говорить, что все это со вкусом "упаковано" в кожу и дерево, дабы владелец ни на секунду не усомнился в значимости своего приобретения. Одним словом, в салоне Х5 чувствуешь себя как в хорошем дорогом лимузине, причем вне зависимости от того, где ты сидишь - спереди или сзади.
Прежде чем тронуться в путь, заглянем в багажное отделение. Его размеры внушительны, хотя высокий пол выдает громоздкость задней подвески, "съевшей" немало полезного пространства. Вызвал некоторое сомнение и откидной бортик: его, конечно, удобно использовать в качестве столика или скамейки, но при этом проникнуть в недра багажника будет весьма не просто.
Главное в баварском полноприводнике - двигатель. Его 286 л. с. хватает, чтобы играючи срывать с места двухтонную махину, легко и непринужденно разгоняя ее аж до 208 км/ч. Причем по темпу набора скорости ощущаешь, что Х5 способен и на большее, но вмешивается электронный ограничитель - он следит, чтобы не превышался скоростной лимит шин - 210 км/ч. Все это поначалу ошарашивает. Потом привыкаешь и получаешь удовольствие от мощного ускорения, иногда едва заметно прерываемого мягкой работой пятиступенчатой автоматической коробки. К последней практически нет претензий, она логично уживается с темпераментным мотором. Дело доходит до того, что даже ручной режим управления кажется ненужным. Зачем вся эта возня с рычагом, когда подстраивающийся под стиль вождения "автомат" и так все понимает с полунамека?
Коли мы уже сумели такую махину разогнать, надо ее еще и остановить. И вновь Х5 демонстрирует свои незаурядные возможности: честные 38,9 метра тормозного пути со 100 км/ч - отменный результат! Лишь мощное замедление да легкий стрекот АБС сообщают об экстремальном торможении. Правда, на размокшем после дождя грунте мы сразу же убеждаемся в асфальтовых наклонностях шин. Невзирая на надпись M+S, их протектор тут же "засаливается", и автомобиль в ответ на прикосновение к педали тормоза недовольно стрекочет антиблокировочной системой, почти на замедляясь.
Еще один конек всех БМВ - управляемость. На первый взгляд, наш подопечный не исключение. Небольшие крены, умеренная, но внятная обратная связь, быстрые и точные отклики на действия рулевым колесом - все это более характерно для легкового авто, нежели для вседорожника. Но стоит, уверовав в способности X-пятого, чуть-чуть перейти грань дозволенного, как автомобиль тут же вываливается наружу поворота под "звук" электроники, пытающейся исправить вашу ошибку. Совместными действиями водворяем машину на заданную траекторию, слегка испугав при этом сидящих в салоне и обнаружив к тому же весьма скромные сцепные возможности шин, по крайней мере, в боковом направлении.
А что ежели отключить всю эту электронику? С приближением к допустимым пределам реакции X5 становятся еще более коварными. Сначала сталкиваешься со знакомым проскальзыванием передней оси, а затем, уже вдогонку, с резким заносом задней, из которого "выловить" двухтонную махину ох как непросто. Так что с электроникой пусть и не так интересно, зато куда спокойнее...
Много внимания уделили создатели машины подвеске. Чего стоит только задний мост с пневмоэлементами вместо пружин. На подобное пришлось пойти для того, чтобы поддерживать постоянное положение кузова вне зависимости от нагрузки. Что же, для вседорожника это важно, вот только в каких-то иных условиях подвеска окажется излишне жесткой. Если на гладком асфальте автомобиль выглядит почти комфортным, то с появлением традиционных российских ямок и кочек задние пассажиры начинают испытывать неудобства от резких толчков. Тут же возникает предположение: подвески жесткие и при этом "непробиваемые". Однако первое же препятствие в виде асфальтовой складки, оставленной дорожниками, заставляет громко лязгнуть ограничителями переднюю, менее сложную, подвеску. Где Х-пятый действительно хорош, так это на относительно ровных грейдерах: здесь можно "лететь" практически с асфальтовыми скоростями.
В двух словах о звуке выхлопа. Он ласкает слух сидящих спереди приятным басовитым сопением, но для тех, кто сзади, приятность сменяется раздражающей громкостью. В остальном X5 на удивление корректно относится к вашим ушам - не досаждает ни ревом мощного мотора, ни аэродинамическими посвистываниями.
В заключение нашей прогулки свернем поближе к природе. Двести миллиметров дорожного просвета, мощная защита двигателя и полный привод поначалу обнадеживают. Но недолго. В российских условиях нужны и шины позубастее, и внедорожные способности покруче. Наш же подопечный позволяет свернуть на проселок, нырнуть в понравившийся лесок, но первая же грязь резко охлаждает пыл "баварца": несмотря на свои электронные блокировки, он тут же садится на брюхо.
В модной ныне европейской валюте BMW X5 стоит примерно 89 000 евро. Цена весьма серьезная даже для тех, кто располагает весьма большими суммами. Правда, за эти деньги покупатель приобретает автомобиль не только с именем, но и с очень высоким уровнем интеллекта.
БМВ Х5 настолько умен, что сам не может решить, к кому он ближе - вседорожникам или обычным престижным лимузинам.
BMW Х5 (ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ)
Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса - 2170 кг; полная масса - 2650 кг; максимальная скорость - 206 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 7,5 с; расход топлива в условных загородном и городском циклах - 11,1; 18,8 л/100 км; запас топлива - 93 л; топливо - АИ-91-АИ-98. Размеры, мм: длина - 4667; ширина - 1872; высота - 1707; база - 2820; колея спереди/сзади - 1576/1576; дорожный просвет - 200; объем багажника - 465 л. Двигатель: бензиновый с распределенным впрыском, V-образный, восьмицилиндровый, по два распредвала в каждой головке, изменяемые фазы газораспределения впускных клапанов, четыре клапана на цилиндр; рабочий объем - 4398 смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 92,0х82,7 мм; степень сжатия - 10,0; мощность - 210 кВт/286 л. с. при 5400 об/мин; максимальный крутящий момент - 440 Н.м при 3600 об/мин. Трансмиссия: привод - постоянный, полный с электронной противобуксовочной системой и распределением крутящего момента 38% на переднюю ось, 62% на заднюю; коробка передач - автоматическая пятиступенчатая; передаточные числа: I - 3,57; II - 2,20; III - 1,51; IV - 1,00; V - 0,80; з. х. - 4,10; главная передача - 3,64. Подвеска: независимая со стабилизаторами поперечной устойчивости, собрана на подрамниках, спереди - типа "Мак-Ферсон", сзади - многорычажная на пневмоэлементах с системой поддержания постоянного дорожного просвета. Тормоза: гидравлические с вакуумным усилителем, АБС, системами контроля за торможением в поворотах (СВS) и динамического контроля (DSC), вентилируемые дисковые. Рулевое управление: типа "винт-шариковая гайка" с гидроусилителем. Размер шин: 235/65R17.