В тесте участвуют автомобили: BMW X5
Для России он наступит 24 марта, когда стартуют продажи БМВ-Х5 второго поколения.
В 1999 году БМВ попробовала себя в новом качестве, выпустив большой универсал, нацеленный не только на отменную динамику и управляемость, но и, в отличие от других моделей фирмы, на возможность двигаться по плохим дорогам. Дебют оказался удачным: за семь лет продано 580 тысяч БМВ Х5. Для недешевого автомобиля это завидный показатель.
БЕРЕМ НА КАРАНДАШ
Внешность нового X5 мне по душе.
Предшественник выглядел более грозно, массивно, несмотря на меньшие габариты. Свежие штрихи придали машине второго поколения легкость, естественную для прежних моделей баварского концерна (и нехарактерную для многих современных). Разумеется, почитатели марки ждут от каждой новинки не только оригинальных дизайнерских решений, но и интересных технических «штучек».
На вершине гаммы версия с 4,8-литровым бензиновым V8. Разработчики утверждают, агрегат – самый экономичный среди аналогов. Ради этого применили новый двухступенчатый впуск, оптимизировали впускные каналы, увеличив их пропускную способность. Для снижения потерь в системе выпуска патрубки каждых четырех цилиндров соединены в единый блок максимально близко к двигателю.
Другой бензиновый агрегат – 3,0-литровая «шестерка», разумеется, рядная – c новым блоком цилиндров из сплавов магния и алюминия. Масса мотора всего 161 кг: на 10 кг меньше предшественника.
У дизеля – тоже 3 л рабочего объема, тоже шесть цилиндров в ряд и опять… облегчение. Четверть центнера скинул двигатель благодаря новому алюминиевому блоку вместо прежнего чугунного. Топливо в цилиндры под давлением 1600 бар подает система «коммон рейл» третьего поколения, обеспечивая вместе с сажевым фильтром и окислительным нейтрализатором выхлоп на уровне Евро IV.
Полноприводный универсал с солидным дорожным просветом, Х5 на звание вездехода все же не претендует. Об этом производитель говорит открыто: проехать по пересеченной местности – пожалуйста, а вот серьезное бездорожье лучше обойти стороной. А как же полный привод xDrive – ведь он может при необходимости жестко связать оси, имитируя блокировку центрального межосевого дифференциала? Но эта умная электроника все же больше думает об управляемости – при равномерном прямолинейном движении она распределяет крутящий момент между осями в соотношении 40:60. А если, например, в повороте автомобиль начинает проскальзывать передними колесами, то на задние перетечет до 100% тяги. При необходимости на выручку придет и динамический контроль DSC, который задействует тормозные механизмы.
ПЕРВАЯ НЕИЗВЕСТНАЯ
Став возле машин, дизельную версию от бензиновой отличишь безошибочно – непрогретый мотор выдает себя характерным стрекотанием. Но внутри – ни звуков, ни вибраций. Лишь короткая шкала тахометра подсказывает: под капотом дизель.
С таким обилием регулировок грех не найти удобное положение в кресле, причем везде на помощь приходят электромоторчики, даже подголовник не надо трогать руками. Кресло – комфортное, только подушка коротковата. Ой! Упрек оказался несправедливым – под тихое жужжание она стала удлиняться.
Непривычный селектор «автомата» – парковочный режим включается кнопкой, да и вообще, пока привыкнешь к схеме переключения – пропилишь рычажок глазами. Зато электронная, а не механическая связь с коробкой сделала ходы совсем короткими.
Новый дизель и впрямь неплох, а 6-ступенчатая автоматическая коробка – безупречна. Как я ни пытался, так и не смог запудрить электронные мозги. Ни одного лишнего переключения, передачи меняются быстро и плавно. Сразу после старта муфта блокируется, устанавливая жесткую связь двигателя с колесами, экономя тем самым топливо и улучшая динамические показатели, а дополнительный демпфер крутильных колебаний сглаживает рывки и вибрации. Порой кажется даже, что едешь на автомобиле с «механикой». Лишь изредка при переключениях возникают характерные кратковременные «пережевывания» гидротрансформатора.
«Ты цифры на стекле видишь?» – спросил я сидящего рядом коллегу. Тот тревожно на меня посмотрел. Картинка с электронным спидометром, индикацией круиз-контроля, подсказками навигационной системы видна только водителю. Удобно, но поначалу то и дело бросаешь взгляд на центральный дисплей. А если раздражает – щелкнем кнопочкой, и с глаз долой.
Шасси тоже обновили. Увеличили базу и колею, впереди – новая подвеска на двойных поперечных рычагах, задняя многорычажная – модернизирована. Пополнился набор электронных систем.
Если бы не высокая посадка, не поверил, что подо мной вседорожник. Даже самый маломощный Х5 (ха, 235 сил!) даст фору многим легковушкам. Впрочем, и поведение на дороге послужит примером: машина уверенно стоит на прямой, беспрекословно слушается руля, четко проходит повороты, хотя и немного кренится. Здорово! Кстати, на автомобиле с бензиновым мотором 4,8 л – несколько другая подвеска. Пересаживаюсь!
СМЕНА ХАРАКТЕРА
Чувствую пятой точкой, что на «гребенке» в бензиновом X5 трясет меньше. На этой машине установлены амортизаторы с электронным управлением, изменяющие жесткость в зависимости от характера дороги. В паре с ними работают и активные стабилизаторы, препятствующие кренам. Правда, в спокойных поворотах машина ведет себя примерно, как и дизельная версия. Впереди еще несколько горных «эсок» – нажимаю клавишу Sport. Подвеска становится плотнее, а Х5 охотнее ввинчивается в вираж. Однако надо быть осторожнее – крены исчезают, и автомобиль без предупреждения, как карт, с визгом покрышек начинает соскальзывать с траектории.
С извилистых горных дорог вырываемся на ровную двухполосную магистраль – покажи себя, 350-сильный! На разгоне с места преимущество бензинового мотора над дизелем ощущаю не сильно, и лишь когда стрелка спидометра переваливает за 150 км/ч, понимаешь, зачем нужны лишние «кубики» и «лошадки». Будет ли востребован такой запас? Я голосую за дизель – он послушнее. Бензиновый агрегат требует более нежной и четкой работы газом, иначе на прямой недолго укачать спутников, а в повороте наследить на обочине. Даже дружелюбная коробка с 4,8-литровым двигателем уживается, по-моему, хуже: электроника чаще играет передачами. Да и расход, если верить маршрутным компьютерам, раза в полтора выше, чем у дизеля, к тому же топливо более дорогое.
Насчет цен пока известно лишь, что в базовой комплектации новый Х5 будет на 6% дороже предшественника. Думаю, эта небольшая прибавка в стоимости позволит побить прежний рекорд продаж. Хотя бы на столько же процентов.
BMW Х5 – отличная машина для езды по очень хорошим, средним и совсем плохим дорогам. Но не бездорожью…