В тесте участвуют автомобили: Ford Focus
Понять автомобиль за два-три дня знакомства сложно: многие черты его характера остаются "за кадром". Будь времени побольше...Что ж, появилась возможность изучать некоторых представителей автомобильного племени по нескольку недель - пусть поживет в редакции, поработает. Первым стал "Форд Фокус".
Почему начали именно с "Фокуса"? Хорош собой, титулован, относительно свеж, а на нашем рынке - вообще новинка.
К тому же один из настойчивых соискателей российского гражданства: планы сборки "фокусов" в городе Всеволожске под Петербургом пока никто не отменял.
Ровно месяц голубой пятидверный хэтчбек вживался в образ редакционного автомобиля: носился целыми днями по Москве и окрестностям, естественно, съездил на полигон, покатал начальство, а на выходные становился семейным автомобилем: дети, собаки, сумки, удочки, рынок, теща, дача, пикник... Напоследок, чтобы не прослыть избалованным столичным жителем, совершил небольшой пробег на Северо-Запад: заскочил в Карелию, обогнул с севера Ладогу и через Питер и Псков вернулся домой.
Из атрибутов красивой жизни "наш" "Фокус" имел кондиционер, аудиосистему, электропривод передних стекол и водительскую подушку безопасности. Подвеска стандартная - "европейская", неадаптированная. Зато "мозги" (компьютер, управляющий двигателем) самые что ни на есть экспериментальные. Специалисты "Форда" приучают "Фокус" к российскому "девяносто второму" вместо импортного "девяносто пятого".
Сотрудники ЗР наобщались с "Фордом" вволю, впечатлениями и оценками можно занять полжурнала. Поступим по-другому: разобьем эти оценки на три группы. В первую - то, что всем или почти всем в машине понравилось, во-вторую - что не понравилось. И наконец, о том, что вызвало разногласия и споры. Начнем по порядку.
Голосуем "за"...
...рабочее место водителя, интерьер салона. Несмотря на стилистическую вычурность, интерьер оказался очень функциональным. Ни пассажиры, ни, главное, водитель так и не нашли повода возмутиться каким-либо неудобством. Достаточные диапазоны регулировок кресла и рулевой колонки, удачно расположенные органы управления, хорошо читаемые приборы. Кстати, за пробег, значительная часть которого проходила по не слишком ровным дорогам, растрясти салон "Фокуса" не удалось. Заверещал один "сверчок" в левой двери, да и тот быстро сдох. Мелкая ложка дегтя - рычажки регулировки наружных зеркал: они словно резиновые и вовсе не связаны с зеркалами. А вообще передняя часть салона являет собой довольно редкое сочетание стиля и функциональности. Куда чаще от дизайнерских "штучек" бывают одни неудобства, а удобное изделие, наоборот, выглядит серо и скучно.
...характеристики двигателя, подбор параметров трансмиссии. То, что нужно для обывательского автомобиля. На любой передаче мотор тянет долго и ровно, без провалов и подхватов - будто с "автоматом" едешь. Прощает ошибки, порой грубые. Запоздал с переключением - мотор не сорвется на визг. Поторопился - не зачахнет и не задергается. Продавливать пол педалью газа, чтобы добиться отклика от мотора, не придется: нажал себе тихонько и поехал. Хочется быстрее - нажми резче. И не надо лишний раз хвататься за рычаг коробки - вывезет и на высокой передаче. Что, скучно так ездить? Зато удобно!
...низкий уровень шума. "Фокус" - тихоня. Только шины шлепают на ямках и трещинах да мотор на высоких оборотах пытается рычать - но звук получается глухой, будто его подушками забросали. Уровень шума в салоне при интенсивном разгоне не превышает 75 дБА, в других режимах много ниже. Внешний шум - 72 дБА.
Нам не понравилось...
...обзор назад. Маневрировать сложно, особенно поначалу. Заехать с первого раза в тесный гараж или тем более "ракушку" - пытка. Оборачиваешься, а перед глазами сплошные стойки и немного стекол... В какой-то мере это расплата за авангардные стилистические решения.
...малый дорожный просвет. На это посетовали все и... оказались не правы. Да, на разбитой дороге или на проселке "Фокус" чувствует себя не столь уютно, как отечественная техника. Но дело не только и не столько в дорожном просвете. Почти 150 мм - разве этого мало? Ограничивают, прежде всего, длинное низкое "рыло" и низкие пороги: они если и выше нижней точки автомобиля, то буквально на сантиметр-другой. Хотя, соблюдая некоторую осторожность, съезжать с дороги можно. Не стоит также забывать, что конкретный экземпляр был на европейской, неадаптированной подвеске.
...отпирание всего и вся одним ключом. Может, это и повышает защищенность автомобиля от злоумышленников, но привыкнуть сложно. А поворотную крышку-эмблему на решетке радиатора непременно оторвут "коллекционеры", причем с куском решетки. Потом в замочную скважину набьется грязь с дороги, замок заклинит и т. д.
Поспорили по поводу
...внешнего облика. Оригинальности "Фокусу" не занимать, но не всем она пришлась по вкусу. Здесь комментировать нечего. Вкусы у людей разные, потому и автомобили друг на друга непохожи.
...работы подвески. Первое впечатление у всех - восторг. Хорошо отрабатывает мелкие неровности, легко "глотает" выбоины совсем не иномарочного калибра; машина мало кренится. Столичный оптимизм несколько поугас, когда "Фокус" выбрался на разбитое провинциальное шоссе. Едва ощутив под колесами волнистый российский асфальт, "Форд" начинает раскачиваться с носа на корму . От долгой езды по такой дороге амортизаторы, нагревшись, "слабеют" - раскачка кузова еще усиливается. Не надо только упрекать нас, что загнали иностранца на "убойную" дорогу. Шедшая сзади "десятка" вальяжно покачивалась, а ее водитель недоумевал, почему "Форд" тормозит перед каждой кочкой. Словом, подвеска (учитывая ее "паркетное" заграничное происхождение) неплоха, но для адаптации есть над чем поработать.
...заднего сиденья, которое иным показалось тесноватым. Да, после простора спереди на нем чувствуешь себя несколько стесненно. Однако все зависит от того, с чем сравнивать: многие современники и одноклассники "Фокуса" позволяют посадить назад разве что ребенка с собачкой. А здесь все-таки можно сидеть и даже довольно долго. Притеснение задних пассажиров передними - вообще характерная черта европейских машин, которая у "Фокуса" выражена в меньшей степени.
...объема багажника. Отсек понравился тем, кто в него только глядел, и разочаровал тех, кто в него что-то грузил. Для последних в семействе "фокусов" есть седан и универсал.
...тормозов. Субъективно они оставляют хорошее впечатление, да и аппаратура фиксирует вполне достойные цифры. А вот термонагруженность высока. Серия торможений со 100 км/ч показала, что тормоза греются: усилие на педали растет, причем довольно быстро.
Мнение профессионала
Суждения испытателя о поведении машины на дороге заинтересуют прежде всего тех, для кого автомобиль - не только аппарат для передвижения в пространстве, но и средство самовыражения, удовлетворения амбиций. Хотя и самому флегматичному невредно знать, на что способны его "колеса".
В обычной, повседневной езде к "Фокусу" придраться трудно: прост, понятен, удобен в управлении. Теперь поедем немного быстрее. Совсем чуть-чуть, чтобы шины начали легонько повизгивать в поворотах. "Форд" по-прежнему ведет себя почти безупречно: "плотная" подвеска, небольшие крены, острая, быстрая реакция на подачу или сброс газа. Есть, правда, одно "но". Руль достаточно информативен "в динамике", пока его поворачивают. Но вот нужный угол достигнут, баранка зафиксирована и... усилие на руле куда-то "пропадает". Такой характер усилителя заметно осложняет выбор траектории поворота.
Еще увеличиваем скорость: автомобиль все менее охотно заезжает в поворот, пытается скользить всеми четырьмя колесами. Попытки вернуть его на траекторию сопровождаются поперечной раскачкой кузова. В общем, первоначальное впечатление... нет, не разрушено, скорее, нарушено. "Фокус" очень надежен в управлении, но не заставляйте его прыгать выше головы.
По одежке встречают...
Внешность обманчива. Почему-то кажется, что за ярким стилем скрывается столь же феерическое содержание. На деле же "Фокус" оказался лишен ярких черт. Индивидуальность - в облике, все остальное добротно, надежно и осредненно удобно. Что поделать, массовому автомобилю важнее понравиться многим, чем удивить одного. Это гениальному музыканту простительно "плавать" в азах физики. Большинству же людей, не гениальных, а просто образованных, пристало иметь определенные познания в разных областях: грамотно писать, отличать формулу воды от формулы спирта, помнить, с кем и когда бился Кутузов под Бородино...
"Фокус" - автомобиль самый что ни на есть массовый, которому суждено выпускаться миллионными тиражами. И поэтому никаких перегибов - здесь нужно всестороннее "образование". Его-то "Фокус" и демонстрирует: не порождает восторгов отдельными талантами, делает все на твердую "четверку с плюсом", оставляя хорошее общее впечатление.
Популярность "Фокуса" в развитом зарубежье - дело, похоже, решенное. В России он наверняка отвоюет место под солнцем среди себе подобных "варягов". Стать автомобилем более-менее массовым не позволит цена. "Фокус"-хэтчбек с мотором 1,8 л, оснащенный кондиционером и электропакетом, стоит у дилера 17 750 долларов. Правда, фирма делает попытку продавать этот автомобиль с рассрочкой платежа ("Форд-план"). Другой путь к удешевлению - планируемая сборка машин в России. Что из этого получится, покажет время.
Ford Focus 1,8
Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса - 1125 кг; полная масса - 1620 кг; максимальная скорость - 198 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 10,2 с; расход топлива в условных загородном и городском циклах - 6,0; 10,3 л/100 км; запас топлива - 55 л. Размеры, мм: длина - 4150; ширина - 1700; высота - 1440; база - 2615; колея спереди/сзади - 1485/1475; объем багажника - 350/1205 л; радиус поворота - 5,45 м. Двигатель: четырехцилиндровый, бензиновый, рядный, четыре клапана на цилиндр, расположен спереди поперечно; рабочий объем - 1796 смз; диаметр цилиндра х ход поршня - 80,6х88 мм; степень сжатия - 10; мощность - 85 кВт/116 л. с. при 5500 об/мин; максимальный крутящий момент - 160 Н.м при 4400 об/мин. Трансмиссия: привод - на передние колеса; коробка передач - механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I - 3,5; II - 1,93; III - 1,28; IV - 0,95; V - 0,76; з. х. - 3,62; главная передача - 4,06. Подвеска: передняя - типа "Мак-Ферсон", задняя - многорычажная. Тормоза: дисковые у всех колес, с усилителем, передние - вентилируемые. Рулевое управление: реечное с усилителем. Размер шин: 185/65R14.
Специально для России
Доставшийся нам на время "Фокус" использовался как подопытный фордовскими инженерами. Его, как уже сказано, решили приучить к российскому "девяносто второму" бензину, для чего основательно "вправили мозги" - изменили программу управления двигателем. Всю дорогу "Фокус" потреблял предписанное топливо без особого недовольства. Но вряд ли такая адаптация прошла бесследно. Не отсюда ли недобор максимальной скорости и лишние секунды на разгоне? И почему холодный мотор не желает ехать - дергается, будто под капотом не ученый впрыск, а древний карбюратор? Впрочем, образец, доставшийся нам, - экспериментальный, а эксперименты для того и проводят, чтобы достичь совершенства.
От известного
Все новое лучше познавать, сопоставляя с чем-то хорошо знакомым и понятным. "Фокус" сопровождал в дальнем пробеге ваш старый знакомый - редакционный VAZ 21103. Прямого их сравнения мы не планировали, но интересные аналогии провести можно.
На обычных российских дорогах "Фокусу" редко удавалось оторваться от менее шустрого россиянина. Преимущество иномарки становится заметным прежде всего на быстрых обгонах, когда "сто третья" зависает, отставая от "выстрелившего" "Фокуса".
Про подвеску уже многое сказано. На идеальном покрытии обе машины хороши, на неровном асфальте, где "Форд" излишне склонен к продольной раскачке, преимущество остается за "нашим". А теперь съедем на истинно российский "грейдер" и запинаем буржуя ногами? Не дождетесь - "десятку" трясет так, что вот-вот зубы выскочат. Руль вырывается из рук, все гремит, скрипит и грохочет. А рядом, в салоне "Форда" - тишь и благодать, колеса тихонько постукивают по "стиральной доске", кузов слегка потряхивает. Вот вам и национальные особенности. Зато на проселке, особенно в колее, длинноногая, как антилопа, "Лада" отыгрывается.
Интересно сравнить потребление топлива. Вне города "сто третья" экономичнее. Средний расход бензина за пробег у нее 6,7 л/100 км против 8,3 у "Фокуса". В городской толчее "Форд" расходует почти столько же, тогда как российская машина резко, без малого на треть, повышает аппетит.
Сравнивать качество автомобилей бессмысленно - патриотам придется умолкнуть. О многом говорит один только косвенный показатель - герметичность салона. Проехав по пыльному грейдеру, "десятка" стала белой снаружи и внутри, не исключая багажника. Иностранец пыль глотать не пожелал и сохранил "внутренности" в чистоте.